О роли Сталина сейчас

Александр Щербаков 5
Путь России в будущее лежит через реабилитацию прошлого. До тех пор, пока наше правительство будет стыдливо замалчивать имя Сталина и драпировать мавзолей Ленина 9 мая - мы будем барахтаться в трясине идеологической неопределенности. Любые попытки придумать новые идеологические «скрепы» для общества обречены на провал именно потому, что они не опираются на твердую основу. Чем ближе на исторической шкале к нам исторический период, тем прочнее сцепка памяти с событием. Далекие события времен Ивана Грозного, Минина и Пожарского или русских императоров – несомненно важны, но имя Сталина и 70 лет советской истории вытравить невозможно.

Почему мы все чаще возвращаемся к имени Сталина?
Сталин – это персонификация мощи советского государства, это пик экономического и социального развития, который смогла достичь наша страна. Благодаря Сталину было создано уникальное в истории человечества социалистическое государство. С именем Сталина советский народ победил в Великой Отечественной войне. Мощный задел, который был создан 1929-1953, в том числе выстроенная система подготовки научных кадров и трудовых резервов, позволил нашей стране еще несколько десятков лет удерживать лидирующие позиции в атомной энергетике, космической и многих других отраслях. СССР стал мировым образцом, притягивающим другие страны.

Хрущев, придя к власти, вместо того, чтобы продолжать курс Сталина, запустил кампанию по «развенчанию культа личности», свернул уже начатые сталинские мега-проекты, с треском провалил собственные и превратил экономику из состояния опережающего развития в затухающую.

Попытка Брежнева улучшить ситуацию временно затормозила падение, но в итоге успехом не увенчалась. Реформы популиста-Горбачева усилили сложившуюся ранее тенденцию и завершились крахом СССР. О том, как происходил развал СССР и о роли США и Запада – я уже много рассказывал.

Последние тридцать лет показали, что капиталистический путь с его либеральной демократией – это не только тупиковый, но и абсолютно не подходящий для России. Сравнивая достижения социалистического государства за тридцать лет правления Сталина (с учетом войны), и то, чего достигла наша страна за тридцать лет капитализма – сравнение не в пользу последнего.

За тридцать лет капитализма мы не только не смогли достичь показателей роста экономики периода Сталина, но и разрушили то немногое, что сохранилось с советских времен: систему образования, здравоохранения, культуру, науку, идеологию и др. При этом, несмотря на доступность товаров, реальный уровень жизни людей сильно снизился – вместо достойной зарплаты людей подсадили на кредиты. Но самое печальное – общество потеряло идеологическую опору. И если каждый человек для себя еще может как-то ответить на вопрос для чего он живет и к чему он стремится, то с точки зрения общества никакого объединяющего смысла нет. Жизнь людей свелась к примитивному существованию: жить в комфорте, есть, спать и развлекаться. Этот принцип пронизывает общество сверху, от правителей и элит, до низу, где схожие мечты, но уже в кредит.

Конечно, в последние годы предпринимаются попытки как-то улучшить экономическую и демографическую ситуацию, но к кардинальным изменениям в обществе это не приведет до тех пор, пока во всем этом не появится идеологическая или духовная составляющая, которая наполнит смыслом материальную жизнь человека. А не появится она до тех пор, пока мы будем продолжать стыдливо отвергать то лучшее, что было в истории нашей страны.

Чтобы сделать шаг вперед – надо опереться на что-то твердое. Запрос в современно российском обществе на Сталина – это, в первую очередь, запрос на прочную, понятную идеологию, запрос на свершения, которыми можно гордиться, запрос на победу над врагом, запрос на предсказуемое будущее и понимание куда и зачем мы идем.

История и вожди. Формула оценки
Демонизация Сталина, запущенная Хрущевым с целью выгородить себя и отвести подозрение от собственных злодеяний, и доведенная впоследствии до абсурда богатой писательской фантазией Солженицына, на десятилетия погрузила российское коллективное бессознательное в липкий мирок неприятия собственного прошлого. Отвергнув Сталина - мы отвергли все то лучшее, что было достигнуто нашими отцами и дедами, обнулив таким образом не только их жизнь, но и опустошив собственную. Мы оказались едва ли не единственной страной, которая растоптала и отбросила саму себя.

Французы боготворят Наполеона, несмотря на то, сколько страданий он принес другим народам, восстановил рабство и работорговлю в колониях и погубил миллионы жизней. Современники дважды ссылали Наполеона: после поражения в войне и взятия Парижа русскими император был сослан на остров Эльба, а после проигрыша в битве Ватерлоо его отправили еще дальше – на остров Святой Елены. Тем не менее, благодарные потомки оценили вклад Наполеона-реформатора в развитие Франции и сделали национальным героем.

В Китае террор «Культурной революции» и голод «Большого скачка» Мао Цзэдуна привели к гибели от 20 до 50 млн. человек (точные данные скрыты). Этот период, названный впоследствии величайшей национальной трагедией, стал одной из самых сложных страниц в истории КНР. При этом, культ личности Мао не знал аналогов в истории. Каждый китаец обязан был знать наизусть цитаты из знаменитой красной книжечки «Изречения Председателя Мао» и встречаясь, люди приветствовали друг друга этими цитатами: один произносил первую часть цитаты, а другой под страхом доносительства и казни обязан был ее завершить. Тем не менее, сегодня мавзолей Мао Цзэдуна на главной площади Пекина является святыней, а сам Великий Кормчий покоится там в хрустальном гробу под красным флагом с серпом и молотом. Он стал национальным героем. Китайцы чтят Мао и достижения страны в период его правления, в числе которых обретение независимости, концепция справедливости и равенства, создание термоядерного и атомного оружия и другие. Признав ошибки и признав великие успехи страны периода Мао, китайцы с уважением отнеслись к своему Великому Кормчему, применив для оценки его деятельности и наследия формулу 70х30, что значит: «На 70% был прав, на 30% ошибался». Именно эту формулу - 70х30 - придумал в свое время Мао для оценки деятельности Сталина, когда в СССР началось уничтожение идей и наследия советского вождя. Мао Цзэдун стал для Китая одним из главным символом самоидентификации и объединения – той самой исторической скрепой, которая цементирует нацию.

Реабилитировать, чтобы победить.
С началом современных событий в российском обществе обострились вопросы, которые в прежней мирной жизни были придавлены сытым комфортом. Эти вопросы направлены как внутрь себя: «Кто мы есть?», так во внешнюю среду. Чтобы победить врага, надо, прежде всего победить себя и серую зону нашего исторического прошлого.

Большое видится на расстоянии. Пришло время переосмысления деятельности Сталина и реабилитации нашей истории. Мы должны понять, осознать и принять как ошибки, так и достижения. Это сделает нас сильнее, даст энергию двигаться дальше и побеждать.