Детские рассуждения

Александр Машковский
   В детстве открытия совершаются довольно часто: задумаешься, например, что же такое искусство, как его определить – спросишь у друга – он тоже задумается на секунду и важно так ответит: " Искусство – это когда выдумываешь, и находишь в этом что-то красивое ".
   Понятно, что начинаем спорить: я заявляю, что его определение искусства слишком примитивно, слишком обобщающе и ничего толком не объясняет; что нельзя пользоваться такими простыми определениями.
   А он в ответ опять задумается на мгновение, ещё выше задерёт нос и снисходительно так заявит : " Простота – это совершенная сложность. "
   Вот и спорь с таким. Он же сам выучился играть в шахматы и через пол-года уже обыгрывал перворазрядников, а потом и кандидатов в мастера. Он же Канта целыми страницами цитирует. Он же гений – играет " Чакону "  Баха почти профессионально.
У него же не руки, не пальцы, а волшебное приспособление для скрипки.
У него абсолютный слух и в музыке он сможет достичь всего, потому что гений, потому что талант...
   Как вы думаете, кем стал мой друг, когда вырос?
   Я вам отвечу: " Мой друг стал не музыкантом, не философом, не шахматистом – он стал отличным бизнесменом и крупным специалистом по торговле на бирже ценными металлами. Он стал крупным раввином: мало кто может держать в голове пять тем одновременно, развивать их во всех направлениях, выстраивая многоэтажный умозрительный дворец законов, постановлений, исключений и частных случаев.
   В социальном смысле он добился огромного успеха... почему же мне так за него больно? Почему же мне так за него стыдно, я, ведь, его не предавал. Он же сам себя предал.
   В каком-то смысле, мир устроен страшно: откажется человек от красоты, откажется от простоты, перестанет что-то выдумывать и находить в этом прекрасное; променяет бесполезную духовность на материальные блага – и всё – социальный успех гарантирован: всё у человека есть, а души нет. " Что толку человеку, если он завоюет весь мир, а душу свою потеряет? "
   Страшно, когда Всев-шний не мешает тебе реализовывать свои " хотелки ". Страшно потом смотреть на такого человека – видишь не друга детства, а огромного паука с ненасытными человеческими глазами, который подтягивает к себе в рот, застрявшую в социальной паутине, очередную жертву.
   Страшно, когда вместо того, чтобы желать исполнения воли Всев-шнего, ты желаешь успеха в обществе. Страшно, если твои желания исполнятся...
   Нас было трое друзей детства: один превратился в огромного паука, второй – в змею – очень социальную змею, способную заползти куда угодно – в любое общество: тоже – о чём мечтал, то и получил.
   А в кого превратился я? Себя же не видно... " У другого соринку в глазу увидишь... "
   Вдруг, я превратился в огромную-преогромную равнодушную холодную социальную жабу, которая непрерывно квакает и жрёт, жрёт, жрёт, проглатывает тучи суетящейся в воздухе мошкары?
   Я же хотел быть самым главным, самым умным – тем, кто за всех всё решает и всё знает: что для кого хорошо, а что – плохо – вот, и превратился в гигантскую жабу, проглатывающую мир.
   Нас было трое друзей, которые выросли в чудовища – никто нас не видит, никто не замечает – только мы видим друг друга, презираем друг друга, жалеем друг друга ( всё же друзья детства ) и оправдываем свою собственную чудовищность.
   Можем ли мы вернуться назад – в точку выбора между добром и злом, в точку выбора нераскрытой потенциальности?
   Недавно встретил ведьму, молодую ведьму с подругой – светлой. Они вышли из религиозной школы – в длинных платьях... Одеты, примерно, одинаково, только одна тёмная ( даже по цвету кожи ) а другая светлая...
   У светлой на удивление все чакры работают хорошо и мощно; даже седьмая – связь с Б-гом толстая, чуть ли не нимб...
   У тёмной тоже всё отлично, только чакры – наоборот – впитывают, поглощают, кормятся, но наружу ничего не выдают...  Такая, если выйдет замуж, то не для того, чтобы что-то дать, или обменяться энергиями – нет, муж будет её собственностью и дети тоже.
   Две подруги, светлая и тёмная, шли вместе и было видно – они в симбиозе, они помогают друг другу. Ведьма вампирит, конечно, подругу, но чуть-чуть, очень бережно. И светлой выгодно: никто из тёмных не пристаёт – при такой-то охране. И ведьма довольна: когда вокруг одни светлые – жри – не хочу.
   Посмотрел я на тёмную – и ей поплохело: не каждый раз такую жабу, как я, увидишь – слопает и не подавится. С потрохами, как мошку, слопает.
   Вот, ведьма схватила подругу за руку и тихонечко, тихонечко по под стеночкой меня и обошла.
   Ей невдомёк, что я специально ни на кого не охочусь: плыву как кит против планктона – кто в пасть попал – пропал, а кто мимо по под стеночкой проскользнул – того счастье.
   Проблема не в том, что ведьма что-то не понимает – проблема в том, что я сам чего-то не понимаю. Я, ведь, вижу себя больше хорошим, чем плохим – я не должен, по идее, вредить светлым, но по факту, нет светлого, который бы при встрече со мной, так или иначе не пострадал. Такая, вот, я жаба-западня для доверчивых, беспечных прохожих.
   Ведьма понятно, что фишку не рубит – молодая, неопытная – всё на инстинктах; друзья тоже понятно, что видят не меня, а морок, который я напускаю – не специально – такая у меня природа.
   Я, в отличии от них, вижу, конечно, несравнимо больше и знаю, кто у нас главный, кто кого в случае чего сожрёт, проглотит с потрохами и не подавится...
   Это не вопрос... Вопрос в том, почему до сих пор не сожрал; и, что делать, чтобы вернуться в точку отсчёта, в точку, где мы ещё дети, а не чудовища.
   Можно, конечно, предположить, что мы никогда не были детьми, что мы сразу родились такими, но, если принять данную гипотезу за доказанный факт – всё равно – есть Милосердие Всев-шнего – и оно формирует факты, а не морок вселенной формирует параллельную реальность.
   Итак: трое друзей из-за давления социума, из-за обмана, из-за гипноза социальных структур добровольно-принудительно продали свою душу. То, что у них не было свободного выбора – не подлежит сомнению.
   Но, если это так, то данное утверждение противоречит словам Пятикнижия, словам Всев-шнего о том, что  человек создан с врождённой способностью различать между добром и злом. Как такое может быть?
   Давайте разбираться. Каждое добро, или зло, становится добром, или злом, только при соблюдении ряда условий. Например, убил соседа по пьянке – это абсолютное зло; убил врага на войне за Родину – абсолютное добро.
   А, если тебе говорят, что ты должен защищать Украину от России – и ты поверил – пошёл защищать, а тебя обманули и ты убиваешь русских не за Украину, а за интересы Салорейха, за интересы Коллективного Запада, за интересы США – что тогда? Кто ты тогда?
   Если тебе с самого рождения внушают, что Россия – враг – можно ли сказать, что у тебя есть свобода выбора знать, где добро, а где зло?! 
   Понятно, что нет абстрактных заповедей, нет абстрактного добра и зла.
   Например, живя в Израиле, ты не имеешь права собирать урожай со всего поля – должен оставить края поля для бедных. Но, проблема в том, что нет сейчас в Израиле таких бедных, что приедут собирать пшеницу с краёв поля. Может быть, собирать цитрусовые с краёв поля и приедут, но вопрос: " Если у них машина, то какие же они бедные? "
   Получается, что выполнить заповедь оставлять для бедных края поля неубранными, в современном Израиле невыполнима.
   Получается, что в современном мире мы и людьми, по-настоящему, не являемся, а какими-то полу-людьми, полу-социальными животными. Недавно меня попросили дать определение понятию " человек " и я в стиле своего друга детства, задрав нос, безапелляционно заявил : " Человек – это сын Земли, созданный по образу и подобию Б-га в смысле способности знания добра и зла, и свободного выбора между ними. "
   Пришёл домой, посмотрел в зеркало и думаю: " Кто в зеркале отражается:  человек, или огромная беспрерывно жрущая социальная жаба? "
   Спросил у жены. Она ответила, что, конечно, я полужаба, потому что беспрерывно квакаю, вместо того, чтобы учиться слушать людей.
   Тогда попросил у неё дать определение " человека ". И она по-детски так заявила, что человек – это единственная существующая возможность соединить несоединимое: прах земной с Духом Б-жьим с целью создания Царства Б-жия на земле, как на небе.
   Получается, что человек в современных социальных условиях становится человеком только конкретно строя Б-жье царство на земле, как на небе... Не абстрактно строя, а очень и очень конкретно – переформатируя социальный зверинец в людей.
   Например, заставила меня жена хотя бы на час перестать квакать – уже прогресс. Начал прислушиваться к людям – успех!
   Узнал, что одна знакомая по литературному сайту – Лена Валевич смогла пристыдить соседей, собирая за ними окурки у подъезда – они устыдились и перестали мусорить – это подвиг. Подвиг – когда ты смог изменить человека в лучшую сторону.
   Надо, только, быть точно уверенным, что не навредишь.
   А как быть точно уверенным? Вдруг бы соседи на Лену обозлились и ещё больше начали бы пакостить?
   Всё может быть, но, если человек верит в Б-га, то он верит и в людей, в их предназначение, в конкретные дела по исправлению этого мира.
   Всё может быть: тебя могут оплевать, тебя могут прибить гвоздями к кресту...
   В этом деформированном мире нет готовых на все случаи жизни рецептов, нет готовых на все случаи определений.
" Дел много, а работников мало..."
   На то человеку и ум, чтобы отличаться от животных. На то человеку и совесть, сердце, душа, чтобы разговаривать с Б-гом.
   Молиться за себя, родных, окружающих – правильно. Не молиться – не правильно.
   Рожать и воспитывать детей – правильно. Не воспитывать – не правильно. Надо только знать, думать, спрашивать, как воспитывать себя и детей. Надо знать, как делать правильно.
   Если я перестану квакать и научусь беседовать с людьми, я научусь беседовать с Б-гом.
   Встретят меня мои друзья детства – а я не жаба – я человек! Что тогда будет?!..
Посмотрим...
   Такие вот детские рассуждения о непрерывном возвращении к Б-гу.