Из созидателей в потребители?

Андрей Бухаров
С недавних пор люди перестали понимать разницу между трудом и работой, потому что размываются эти разные понятия. Иначе слово одно было бы — зачем разные названия схожих внешне процессов? Не для красоты же!

Это не совсем синонимы. Труд всегда доброволен и созидателен, а работа может быть какой угодно по части созидание/разрушение и выполняется по необходимости. Есть и другие отличия. Но почему-то объединили эти понятия и подвели к тому, что ТРУД и РАБОТА синонимы и смысл одинаковый, А ЭТО НЕ ТАК.

И труд и работа приносят в результате продукт или пользу обществу — это часто объединяет их.

За работу платят, она обычно только ради этого и производится. А труд может осуществляться и без оплаты, но в удовольствие и подходить к нему для этого надо с душой, творчески — иначе будет лишь механическая работа, а то и каторга.

Разумеется, труд должен достойно оплачиваться, но трудится человек не только ради оплаты — важен сам процесс, который приносит моральное удовлетворение.

Во-первых, понятие «труд» значительно шире: в него, в числе прочего, входит и работа. Он может и оплачиваться, и осуществляться на добровольных началах.
Во-вторых, слово «труд» чаще всего используется в позитивном смысле, противопоставляясь рутинным процессам. Работа же может выступать в негативном значении как монотонная, ежедневная задача, которая должна выполняться несмотря ни на что.

Занимаясь любимым делом, человек получает удовольствие, заинтересован в совершенствовании трудового процесса и получении лучших результатов. Не нравится или разонравилось делать то, за что платят — ищи себе новое применение, повышай квалификацию и т.п.

Выхолащивание смысла слов меняет отношение к процессу. И появилось пренебрежительное отношение как к слову "труд" так и к результатам труда. Стало непрестижно трудиться, зато хайпануть и урвать на халяву очень даже.

Пренебрежение возникло ещё по причине присвоения результатов труда теми, кто не трудился, но пользуются ими для наживы. Недостойная оплата труда, которая не позволяет удовлетворять базовые потребности, тоже сыграла свою роль.

Просиживая в офисе или на удалёнке, для поддержания физической формы можно тягать железо, конечно. А можно с пользой для дела и тела чередовать физический и умственный труд, кому повезло и есть такая возможность. К тому же, нагрузки дают безвредный для окружающих выход агрессии, которая накапливается при современном образе жизни. Сплошная польза!

Следует глубже разобраться в различиях между трудом и работой для лучшего понимания трудовой деятельности

На различие между трудом и работой в свое время обратил внимание наш выдающийся русский ученый Д.И. Менделеев (который, кстати, был не только химиком, но и серьезным экономистом).

Вот мнение Дмитрия Ивановича: «Тут мы касаемся предмета едва ли ясного в общем представлении… Не всякая работа есть труд. Работа собственно есть понятие чисто механическое… труд вовсе не есть непременно работа, хотя часто сопровождается работою.

Что же, спрашивается, такое труд? Где же его признаки? Где же его мерка? Труд обуславливается полезностью совершаемого не для одного себя, но и для других… что и выражается в сущности прежде всего этическими представлениями о труде для других, своих ближних, за что и наступает рай в душе… не всем ясно то значение, какое имеет труд для внутреннего здоровья, для свежести духа.

Сколько слышите и видите больных душой. Универсального лекарства нет и для духа, как нет для тела… Латиняне и евреи, от которых мы приняли столь многое, этого ещё не понимали…

Труд есть смерть крайнего индивидуализма, есть жизнь с обязанностями и только от них проистекающими правами; он предполагает понимание общества не как кагала, назначаемого для пользы отдельных лиц… Работа может быть страдою, труд же есть наслаждение, полнота жизни, то слияние с общим началом, которое в абстракте понимали ещё жители Индии…

Труду принадлежит будущее… нетрудящиеся будут отверженцами — и печальная, очень крупная ошибка многих новейших учений состоит именно в смешении работы с трудом, рабочего с трудящимся… Работу можно дать, к работе принудить, труд -свободен был и будет, потому что он по природе своей сознателен, волен, духовен, сложен и необходим… Работа не творит…

Небывшее, действительно новое делает лишь труд; его нет в природе, он в вольном, духовном сознании людей, живущих в обществе, и отдельное лицо труда может выдать неизмеримо много, на целые поколения разработки, на беспредельную пользу…

Работа утомляет. Труд возбуждает… Труд …определяет то этикой проповедуемое смирение, которое даже при мене говорит: "бери, если хочешь и нравится тебе, взамен своего моё, я ничего от тебя не требую"…Грядущее труду, а не работе.»

К сожалению, в нашей экономической и социологической литературе обозначенные выше «нюансы» не считаются предметом «науки» и вообще не обсуждаются. Тем самым затрудняется понимание различий между рабством и свободным трудом.

Вероятно, эти нюансы улавливали люди, жившие в России до революции 1917 года. Если познакомиться с «Материалами к словарю древнерусского языка», подготовленными русским филологом-славистом И.И. Срезневским (1812 — 1880), то там значение слов «труд» и «работа» также различается. Первое означает деятельность свободного человека, второе применяется к деятельности рабов и вообще несвободных людей.

Понимание различий между трудом и работой позволяет более точно описывать экономические отношения в разные эпохи и в разных цивилизациях. Приведем пример. Когда происходит эксплуатация одного человека другим, то первый из них создает продукт, а второй его присваивает. Мы этот продукт по привычке называем «продуктом труда», а правильнее было бы именовать его «продуктом работы».
Таким образом, второй становится владельцем «продукта работы», или (коротко) — «рабовладельцем». Следовательно, никакой натяжки в том, что мы называем капиталистического работодателя «рабовладельцем», нет. В качестве рабовладельца выступают: латифундист и «всадник» эпохи Древнего Рима; помещик и ростовщик эпохи феодализма; промышленный капиталист и банкир эпохи современного капитализма.

Работа — это затраты физической и умственной энергии для производства какого-то продукта. Духовно-нравственного элемента она не содержит: насилие над работником лишает его нравственного выбора. Идеальный раб — живая машина, биологический робот.

Труд кроме упомянутых затрат энергии имеет еще духовное и нравственное содержание (определение цели, выбор средств). Лишь в труде в полной мере реализуется творческий потенциал человека.

Работа — это обязанность, тягостное ярмо, наказание, от которого человек стремится избавиться любыми способами. Труд — это потребность человека, который стремится восстановить утраченную с Богом связь. Труд — это творчество, трудящийся делается подобным Богу как Творцу видимого и невидимого мира.
В системе здоровых потребностей человека труд занимает не менее важное место, чем потребность в еде и питье. Истинно творческие личности (коих сегодня очень немного) готовы даже жертвовать другими важными потребностями ради того, чтобы создавать.

Если же говорить строго, то рабству соответствует понятие «работа» (отсюда — «рабство»). А человек, свободный от оков рабства, занимается «трудом». Если попытаться наиболее коротко определить различия между «работой» и «трудом», то можно сказать следующее: «Работать могут и человек, и машина. Трудиться может только человек».

По материалам книги профессора МГИМО В.Катасонова «От рабства к рабству. От Древнего Рима к современному Капитализму»"

ТРУД — доброволен и ведёт к развитию, а РАБОТА — это деятельность обязательная или вынужденная, цель её — средства для выживания. Но чтобы смешать эти понятия, стали использовать выражения "подневольный труд" и "престижная работа" и другие, что не соответствует истинному смыслу этих слов.

Кстати, учёба — тоже труд. Но конкуренцию в нашем обществе пока не отменили. И чтобы не пришлось потом тащиться на работу как на каторгу, следует приложить усилия для своего образования как можно раньше. Ну а кому лень искать, где бы потрудиться, чтобы развить и применить свои способности, придётся работать (или паразитировать, что ещё хуже для развития).

А ещё бывает необходимая работа, когда её выполнение не особо интересно и даже где-то тяжело, но неизбежно. Для всеобщего или своего личного блага. К этому тоже надо относиться с пониманием и лучше выполнять её быстро и безо всякого нытья.

ПРОСТОЙ ВОПРОС расставит всё по местам:
"Продолжу ли я делать то же самое, если не будут за это платить или вынуждать обстоятельства?"
Ответ "ДА" — это ТРУД, "НЕТ" — РАБОТА.

И ещё.
Леность — это глупость тела, а глупость — это леность ума.
(Иоганн Готтфрид Зейме)

Сегодня мы живем в "странное время", герои нашего времени сегодня не созидатели, а потребители.

На прошлой неделе посетил я Министерство Труда, где попытался найти взаимопонимание по вопросу признания изобретательской и рационализаторской деятельности трудом, но меня там "категорически не поняли", тогда я отправился в Центральный совет Республиканского  общественного объединения "Белорусское общество изобретателей и рационализаторов", офис которого еще с советских времен располагался в соседнем здании, но там мне сказали, что "такие в здании не значатся", фактически эта общественная организация самоликвидировалась.

Отдельный вопрос это труд пенсионеров.
Не секрет, что нынешней пенсии далеко не всем ее получателям хватает для "полного счастья", но что предлагает общество человеку отдавшему долгие годы своей личной жизни на его благо?
...........
Моя пенсия сегодня составляет всего 25 процентов от прожиточного минимума, для созидания ее явно не хватает, да и для потребления тоже.

Андрей Бухаров
Изобретатель, лауреат ВДНХ СССР