Караваджо. Портрет куртизанки

Алина Алексеева-Маркезин
Караваджо.Портрет куртизанки. 1597-99 Масло на холсте .Размер 66 см ; 53 см Оригинал утрачен. Берлин , музей кайзера Фридриха

    Портрет создан между 1597 и 1599 годами.  Он хранился в Музее Боде в Берлине. Во время второй  мировой войны здание музея сильно пострадало. Многие произведения искусства были уничтожены. В том числе и "Портрет куртизанки" Караваджо. К сожалению, этот портрет сейчас мы можем увидеть только на репродукциях.

   Было высказано предположение, что портрет представляет собой богиню Флору. Раньше ученые идентифицировали цветок, который она прижимала к своей груди, как цветок апельсина или бергамот, символ брака и верности, и утверждали, что на портрете изображена  Катерина Кампи, жена друга Караваджо Онорио Лонги.
         
      Ученый  Джон Гаш, однако, идентифицирует цветы как «определенно жасмин», символ эротической любви и, следовательно, более подходит для куртизанки, чем для респектабельной замужней женщины.

    На картине мы видим юную девушку с прижатым к груди цветком жасмина, который служил символом любви, сексуальности и эротики. Этот жест должен был подчеркнуть, что портрет сделан с куртизанки. Взгляд женщины не кажется игривым, скорее спокойным, она смотрит куда-то мимо зрителя, словно задумавшись о чем-то.
 
    Округлое лицо мягко высвечено художником. На ней скромная одежда – чуть приоткрывающая шею блуза с широкими рукавами и высокий сарафан, единственным украшением которого является букетик жасмина, который девушка прижала к груди.
 
     Известно и её имя - Филлиде Меландрони. Вряд ли бы её имя сохранилось в веках, если бы она не была не только подругой, но и моделью Караваджо.

     А данный портрет в 1597 году Караваджо написал по заказу итальянского банкира и коллекционера произведений искусства Винченцо Джустиниани, покровительствовавшего Караваджо и имевшего отношения с Филлиде.
      
      В инвентарной книге Джустиниани в 1638 году был представлен «портрет куртизанки по имени Филлид», идентифицированный современными учеными как Филлиде Меландрони.
 

           Меландрони была связана с молодым человеком из знатной семьи Рануччо Томассони, который, возможно, был ее сутенером .   Караваджо убил Томассони, возможно, непреднамеренно, 28 мая 1606 года. Эти двое подрались после игры в теннис, и когда Томассони упал на землю, Караваджо нанес Томассони смертельный удар в верхнюю часть бедра. В то время как некоторые писатели приписывают драку разногласиям по поводу теннисного матча , другие указывают на более глубокие разногласия между ними, возможно, из-за того, что Караваджо имел давний долг перед Томассони,спор из-за Меландрони или предположение, что Караваджо был гомосексуалист .
 
     Эти авторы придерживаются мнения, что Караваджо пытался кастрировать Томассони, но меч задел верхнюю часть бедра Томассони и перерезал ему бедренную артерию ,заставив его истекать кровью. После убийства Караваджо бежал из города
         

         Меландрони поднялась в рядах проституток и стала одной из самых востребованных женщин Рима.  У нее был дом в Ортаччо в Риме и много богатых клиентов , включая кардиналов и банкиров. Одним из самых известных был итальянский банкир и коллекционер произведений искусства Винченцо Джустиниани , который покровительствовал художнику Караваджо. Филлиде занимал видное место в творчестве Караваджо в последние годы 1590-х годов, появляясь в « Портрете куртизанки» ,  в роли Святой Екатерины ,  в роли Марии в «Марфе и Марии Магдалине» , и в роли Юдифи в «Юдифи, обезглавливающей Олоферна» .
   
     Возможно, она появлялась еще чаще — значительное количество работ Караваджо теперь утеряно — но она, кажется, исчезла с его картин после 1599 года, за исключением, возможно, « Погребения Христа»

   В 1612 году Меландрони была вынуждена покинуть Рим из-за семьи венецианского поэта и автора либретто Джулио Строцци , который был тогда ее любовником.

      Через два года она вернулась в Рим. Написав завещание в октябре 1614 года, Меландрони завещала Строцци свой портрет работы Караваджо. Возможно, это была другая работа, а не  "Портрет куртизанки» .
      
     Меландрони умерла в 1618 году в возрасте тридцати семи лет. Церковь отказала ей в христианском погребении.