Профессор и картошка

Всеволод Малахов
Евгений Валентинович Севостьянов был личностью уникальной не только на территории всего Советского Союза и неприсоединившихся к цивилизации государств ,но и на загнивающем Западе такого не было. Талант его раскрылся и звезда его взошла на небосклон мирового признания во время незабвенной советско-американской лунной гонки .Обе сверхдержавы хотели первыми высадится на Луне. На это были брошены небывалые силы,неимоверные ресурсы и лучшие ученые. После грандиозного триумфа первого спутника и первого Гагарина на орбите дела у нас шли неважно. Запущенные на луну ракеты не могли нормально прилуниться..или отклонялись от курса или взрывались у поверхности или так падали что летели во все стороны гаечки и винтики и шайбочки еще.А ракета такая между прочем стоила как постройка стотысячного города с горкомом партии и самодеятельным театром,а ракет таких погибло множество.И тут Евгений Валентинович Севастьянов сравнительно молодой ученый, еще не забронзовевший профессор разработал методику спуска космических кораблей на любое небесное тело,кроме звезд. По его разработке и садились в дальнейшем наши луноходы и марсоходы и наши космонавты возвращались на Землю.Ракеты перестали биться о луну, страна перестала терять гигантские деньги,по той же формуле наши космонавты перестали гибнуть при жёсткой посадке,а американские нет, была б у них такая формула может и Челленжер бы сохранили. И межконтинентальные ракеты с ядерным зарядом по формуле получили узкий коридор, где их не может сбить натовское ПВО.В общем польза стране получилась непредставимая. Евгений Валентинович был удостоен всевозможных наград,премий и званий и даже получил разрешение пройти подготовку в отряде космонавтов.Объяснял он свою просьбу логично, он же должен знать какие перегрузки испытывает космонавт..должен.Вот и хочет испытать на себе. Что ж..развело руками высокое начальство..такое желание достойно уважения.
"-Ведь как ребёнок, ну пускай потешется," сказал Суслов. :"Да, захоти он, я б ему памятник поставил до неба из дрегметаллов и Карелию в Севастьяново переименовал."
Мудрый Суслов раскусил учёного, ведь на самом деле профессор, а теперь уже и академик надеялся каким то способом проскользнуть в космос..может кто заболеет и он заменит...и исполнит свою мальчишескую мечту приведшую его в физику. Севостьяновым был написан учебник и своих студентов он обучал по нему и всегда студенты забирали учебник на память выпросив автограф профессора.Он стал наставником четырех космонавтов и много времени потратил на их теоретическую подготовку,а сам в космос так и не попал.
Но сейчас он ехал не в отряд космонавтов, а в московский горком партии. Севастьянов руководил ведущим вузом Москвы и целым направлением в науке ему подчинялось около 50 НИИ и множество лабораторий и производств и общался он из партийных обычно с секретарем ЦК КПСС товарищем Зимяниным, а сейчас его вызвали в ЦК, а всего лишь Горком партии и вызвала какая то мелкая сошка..
В стандартном кабинете мелкого гос. чиновника с обязательным комплектом телефонов на полированном столе, портретом Брежнева на стенке, с сейфом в углу и пыльным фикусом, какой то молодой да ранний хлюст профессора обвинил в политической близорукости даже не предложив присесть.
"-Да что случилось то,позвольте полюбопытствовать?" - поинтересовался Севостьянов.
"-Вы разнарядку получали на выделение студентов для расчистки засыпанных снегом железнодорожных путей?"
"-Да. На той неделе выделяли 60 человек на 2 дня.Уже все расчистили."
"-А Стоян Илиев есть такой студент у вас?"
"-Да вроде есть. " -Профессор с трудом вспомнил маленького,толстенького,круглого как колобок смуглого студента с еле,еле пробивающимися усиками.
" -Так вот он племянник Чрезвычайного и  Полномочного посла Болгарии в СССР, и наш МИД получил жалобу.Мальчик после ваших расчисток приехал весь в снегу.."
"-Я думал он азербайджанец.."
"-Думал он.." - хлюст перегнулся и постучал костяшками пальцев академику и герою соц труда по носу, а затем слегка за этот нос дернул, чуть-чуть сдавив кончик...
"-Вот тебе сливка"по школярски радостно подумал партийный хлюст и по взрослому настоятельно продолжил:" "Смотреть то надо подальше своего носа,а?"
Нос был болезненным местом академика Севостьянова.Практически он начинался с носа..это было первое что вы видели при знакомстве с профессором. нос был севастьяновский, наследственный, огромный нависающий над тонкогубым ртом.К тому же сломанный в двух местах на тренировках в отряде космонавтов.Ещё был высокий костистый лоб переходящий в необъятную лысину, несколько прядей гнедых волос были только по бокам головы и сзади, да холодные серые глаза глубоко утопленные под надбровными дугами, но нос затмевал все..и вот странно по поводу лысины и огромного лба и неандертальских надбровных дуг никто не шутил, а по поводу носа пошутить считал своим долгом каждый.
Профессор отшатнулся.Взрослые люди часто теряются, не знают, как ответить на мальчишеские выходки, например если героя соц труда дернул за ухо партийный чиновник или академика академии наук СССР постучал по носу молодой  аппаратик, то что надо делать...не бить же его по лицу..неудобно как то, ведь только познакомились.Поэтому профессор только и сказал..
"-Во первых расчистки эти ваши а не мои,не я их придумал.А во вторых почему это русскому Ваньке можно снег чистить и узбеку Мирзали можно, а болгарину Стояну нельзя."
"-Ой ,только не надо делать вид что вы ничего не понимаете...Чрезвычайный и полномочный посол братского народа,нашего союзника по социалистическому лагерю великой Болгарии высказал протест и недовольство Вашими действиями.а вы вместо того чтоб раскаяться тут ваньку валяете."
" - Да все я понимаю, в великой Болгарии только двести лет назад целоваться научились,до этого носами терлись как чукчи и после того как мы их от турок спасли они Гитлеру помогали воевать против нас...а теперь бесплатно у нас учатся...а снег чистить для них не царское дело...их МИД нажаловался в наш МИД. оттуда в ЦК позвонили а из ЦКа твою попку припекли...все понятно."
" -Я гляжу вы поверили в свою незаменимость"-молодой чиновник оскалился мигом став похожим на наглого крысенка-" у нас незаменимых нет."
" -Это среди вас незаменимых нет..все вы одинаково бесполезные проходимцы- а в науке есть."Профессор повернулся и вышел хлопнув дверью.
Профессор вернулся в институт у двери его уже ждал секретарь партийной организации института .-Нажаловались уже- вместо приветствия бросил Севостьянов.
" -Не связывался бы ты с ним. Он же из комсомольцев, а с ними даже ГАИ не связывается.." тихо и одышливо попросил секретарь, вытирая платком полное доброе лицо.
"-Да что он сделает то? " - усмехнулся Севостьянов.
"-Нагадит" -ответил секретарь.
С этого дня разнарядки стали приходить на переборку гнилой картошки на овощную базу и не только на студентов  и на научный и преподавательский состав. За преподавателей старше 50 лет ездили лаборанты . Севостьянов упорно не жаловался и не падал в колени родной коммунистической партии.Только один раз он поехал на базу со всеми вместе и честно перебирал гнилую картошку,даже не надев перчатки.Рассказы его об этой поездке стали легендарными в институте и семье.Именно там он увидел кладовщицу с бриллиантовыми серьгами в ушах. Он всегда говорил,что по миру поездил и даже был представлен королеве Великобритании,но нигде, ни на раутах ни на приемах не видел таких бриллиантов, да если б и увидел, никогда бы не смог купить такие серьги жене,хоть и являлся лауреатом нескольких премий и гонорары за книги получал исправно.
"-И чего я в науку пошел, на базу...на базу надо.В бриллиантах бы весь был...все равно ведь по факту на базе в гнилье копаюсь" -шутил он.
Как на зло в институт в этот день приехала японская делегация.Професср потом клялся,что просто забыл об их визите.Начисто.Вот как отрезало..память сложная штука,до конца еще не изученная. Плохие отношения с Японией стали вдруг улучшаться и японская делегация провела в СССР с визитом целый месяц,они почти согласились подписать мирный договор, так и не подписанный с 1945 года и больше не клянчить Курильские острова и вообще готовы были задружится с СССР, только хотели под конец поездки познакомиться со знаменитым русским профессором и может быть поговорить о совместном космическом проекте и первом японце в космосе. Монгол то уже слетал,а они нет, как-то это неправильно. Не по самурайски как-то. В общем на эту встречу возлагали большие надежды правительства двух стран. Но напрасно. Советы опять обманули. Подождав два часа глава делегации стал искать катану. Через три часа японцы решили что это публичное унижение месть русских за крейсер Варяг и  с каменными лицами покинули здание института.Объяснение ,последовавшие на следующий день,что профессор перебирал овощи на базе сочли дополнительным издевательством.Эти японцы просто помешаны на уважении и дипломатических протоколах.Куда там дону Корлеоне. Если японцу поклонится ниже.чем положено по его статусу,он воспринимает это как сознательную издевку, вас зарежет, а себе харакири сделает. Визит был прекращен досрочно и последовал звонок премьер министра Японии Леониду Ильичу Брежневу..отношения двух стран так и не улучшились....из института больше никуда никого ни посылали,ни на базу,ни чистить снег, ни в заграничные командировки.История эта впрочем имела свое продолжение. Уже не было Советского Союза и не было ком партии, и профессор заканчивал трехгодичный курс преподавания в Пекине и должен был вернуться на Родину и собирал чемоданы, как к нему пришли китайские товарищи и сказали,что на родине в РФ а него заведено уголовное дело за измену ей же, Родине и он будет арестован, как только сойдет с самолета. Севостьянов сперва не поверил,но вспомнил о судьбе коллеги написавшего статью по открытым источникам и получившего 24 года тюрьмы. Он тоже преподавал по открытым источникам,по своему учебнику ...но разве им что то докажешь...А потом ему сказали фамилию высокопоставленного чиновника открывшего на него дело. Это был тот крысёныш из горкома,выгнанный из партии лично Леонидом Брежневым за то,что травил профессора Севостьянова, и как пострадавший от коммунистов подобранный и обогретый новой российской властью. Севостьянов в Китае не остался и предложение США, Британии и Канады отверг. Отверг даже приглашение Новой Зеландии. Он уехал в Ирландию,на ферму и где и прожил шесть последних спокойных и счастливых лет до самой смерти в окружении семьи,которую успешно вывез.А с Японией так и не помирились. Из-за картошки.