***
ОНА.
Она была милой.
Очень.
Хрупкой и женственной.
И напоминала тот молодой росток дерева с его изумрудно-зелёными первыми листьями ещё не знающие поры увядания в своей жизни, на который невольно обращаешь внимание в солнечный, летний день.
Стремительностью в своём движении, лёгкостью, грациозностью напоминая белку, пугливую, но любопытно настороженную, вызывающую желание приблизиться к ней и осторожно прикоснуться, не пугая.
В ней было то обаяние внутреннего артистизма, который сразу обращает на себя внимание и потом долго держится в памяти , не отпуская, не давая захлестнуть себя волной повседневности.
Она любила поэзию Пастернака, Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой, модную в то время Беллу Ахмадулину, была в восторге от неё и он навсегда запомнил прочитанные как-то ему строки
«……
Жилось мне весело и шибко,
Ты шёл в заснеженном плаще,
А мне зелёный ветер «Шипра»
Вздымал косынку на плече..»
Нельзя сказать , чтобы она была красивой в общепринятом смысле.
Эффектной или сразу привлекающей внимание.
Вовсе нет.
Но то , что сразу останавливало, вызывало желание познакомиться, приблизиться, была
Ощущаемая какая-то звенящая внутренняя одухотворённость, которая покоряла, кто узнавал её ближе.
Она была той, про которых говорят « родилась с серебряной ложечкой во рту».
Из семьи достаточно обеспеченной.
ОН.
Он увидел её в 10м классе и сразу обратил внимание.
Легка, обаятельна, воздушна, поэтична, утончённа, ранима.
Вот только что-то настораживало .
Но что ?
Этого понять не мог.
Они часами гуляли по городу…. И он её дарил то мост, то дворец, то роскошный Толстовский дом на Фонтанке, то сфинксов на Фонтанке.
Она подарки принимала с благосклонностью и со смехом.
Смеялись оба, читали стихи, говорили об искусстве, о биохимии, она мечтала быть биохимиком, об архитектуре. Влюблённый и не в силах с кем-то поделиться он начал вести дневник, писать стихи, посвящая их ей, много рисовать.
Он всегда интересовался искусством, любил его, следил за ним.
А потом наступило лето.
Она уехала на дачу в Юкки.
Новые знакомые, друзья.
Навестил однажды и понял , что визит его не нужен.
А он ?
Он пошёл работать землекопом на рытьё котлована под фундамент трансформаторной будки во дворе Музея Связи рядом с Главпочтамтом.
Впереди был выпускной , а значит и траты.
Матери нужно было помогать.
Была ещё младшая сестрёнка – школьница.
Пошёл последний школьный год….11й.
Про себя да и при ней он стал называть её Белка.
В ней была та же лёгкость.
Надо было определяться с профессией.
Склонялся к архитектуре.
Стал рисовать проверяя себя в большом альбоме высотки , гостиницы, и позже был удивлён, когда строительство Ленинграда пошло и оказалось близким к его мелькающим тогда образам, иногда попадая впрямую.
Называя придуманные проекты её именем.
Значит ещё тогда почувствовал ветер функционализма, технологии и требование времени.
В альбоме появлялись и строки , посвящённые ей, сегодня кажущиеся наивными , а тогда сорванные с кончиков нервов.
Много лет позже во время визита к ней домой он, наклонившись за упавшей зажигалкой увидит тот его с нежностью подаренный ей альбом у стенки под её диваном.
Но планам сбыться было не суждено.
В тот год его поступления во всех творческих вузах сняли военные кафедры, т.к. по 44му родившихся было мало, призыв срывался, в армию гнали всех, перед ним замаячил флаг военно-морского флота с четырьмя годами службы по действующим в то время правилам согласно допризывному предписанию.
А значит, могло обрушится всё с потерей при возвращении с флота и знаний, и навыков рисунка.
Можно было идти в военное училище, но всегда пугала армейская директивность.
Сестрёнка подрастала, траты увеличивались, понял , поступи в гражданский вуз его стипендия вряд ли была подспорьем в 32р для мамы.
Выбрал полувоенный институт Гражданской авиации, там выдавалась лётная форма.
Институт был в другом городе, а это означало расставание с Ней.
" Жилось ей весело и шибко".
Как-то попросила проводить её в азропорт на самолёт в Сочи, родители решили , что ей необходимо отдохнуть, но отлёт был в 2-45 ночи, отец её был занят на работе, маму ей беспокоить не хотелось.
На что откликнулся с радостью.
Однако после её отлёта обнаружил, что экспрессов больше в город не будет, на такси денег не было, сказать об этом ей до отлёта было неловко и решил идти в город 18 км пешком. Сначала по ночному шоссе, потом по Московскому проспекту, встречая ленинградское утро и поливальные машины. Её самолёт через два часа приземлился в Сочи, он же только через четыре вышел на Театральную рядом со своим домом.
Задать вопрос, как он доберётся до дома , в голову ей не пришло.
Через день она вернулась и на его удивление ответила просто :» Слетала, покупалась и .. надоело «.
Она знала , как он к ней относится, но и он понимал разделяющую их грань возможностей в положениях обоих.
Эта разница всегда чувствовалась.
Однажды, позже, когда он уже вернётся в Ленинград. он почувствует на себе её смущение перед однокурсниками при их встречи у Университета за его не очень модный вид на фоне выходящих с ней её знакомых , отметит даже лёгкую, скрываемую досаду и…..рождение в себе злой решимости добиться большего , чем все её окружающие.
Вся жизнь потом оказалась одолением этой цели.
Но это будет потом.
Он любил её с той острой , преданной безответностью, которая может быть только в юности и молчал, боясь что любая попытка с его стороны в случае отказа лишит его возможности свободно с ней общаться, быть, видеть, разобьёт ту хрупкость доверия, взаимной симпатии , тлеющей огонёк надежды внутри на ответное чувство, которые сохранялись только при недоговорённости.
Молчал.
Первый и единственный его поцелуй её в жизни был в момент прощания при отъезде, в дождь, на Варшавском вокзале в 22-40 в РИгу , поздним вечером, когда тронулся поезд.
Он долго потом стоял в тамбуре пытаясь проглотить комок в горле.
Прав Табиндронат Тагор говоря . что « Три самых больших несчастья – это бедность в юности, отъезд в дождь, и разлука при первой любви «
Свой комплект он получил полностью.
Фантомные боли долго давали о себе знать.
Известие от общего приятеля о её предстоящем замужестве было пронзительной до боли встряской при сознании и бессилии что-либо изменить.
Он всё ещё на что-то надеялся.
Безнадёжность и бессилие накануне её свадьбы 17 октября 1966го , инстинктивный бросок на вокзал к поезду, понимание ненужности ей его возможного визита, отход поезда, на котором можно было бы и рвануть…. Но зачем ?
Потом….. синеющие фонари, изменение их в тёмно-синий , гаснущий цвет перрон,..потеря сознания.
Госпиталь на 1.5 месяца.
Списание из авиации.
Юность закончилась.
Началась взрослая жизнь.
С другими ориентирами, новыми людьми, событиями, целями. поражениями и восхождениями.
Она постепенно отходила на второй план, изредка перезваниваясь исчезала из его жизни.
Он давно выполнил желание мамы увидеть сына с дипломом.
Теперь она могла быть спокойна.
Их у неё было два – авиационный и творческий.
На всю жизнь запомнил тот зимний , морозный вечер , когда к нему, первокласснику, перед сном она присела на диванчик и , назвав его полным взрослым именем, а не домашним ласковым чем очень напугала, сказала:
« Знаешь, сын.. После войны мы живём трудно. Сам видишь, у сестрёнки проблемы с сердцем, денег мало. Рассчитывать на чью-то помощь не могу, просить тоже. Нет ни связей, ни с ними знакомых. Я ничем не смогу помощь тебе в жизни. Всего ты обязан добиться сам. Сам. Я в это верю.. А теперь… спи».
И поцеловав, ушла.
Он ошарашенный её серьёзностью, обращением к нему, мальчишке, вдруг с полным именем, долго не мог уснуть, ночью встал , подошёл к окну, уткнулся лбом в тронутое инеем стекло, после войны они были составленные из кусочков, и долго смотрел как качается на ветру жёлтый свет от фонаря на проводах над спящей , февральской улицей, ожидая когда же упадёт снег с его жестяной, фонарной шляпы.
Закончил авиационный вуз.
Потом Мухинское.
Его жизнь продвигаясь тяжело и упорно, напоминала восхождение по отвесной стенке, на которой нельзя ошибиться из-за кое-как вбитого в скалу шлямбура.
Возникло понимание собственного предела способностей, но без истерики и со спокойствием.
Каждый в своей профессии проходит стадии " Ремесленник- Мастер - Артист".
Он понял, что в искусстве он только очень хороший Мастер.
Хотя и долго шёл к своей цели медленной. тяжёлой от трудов поступью.
Первое её замужество было неудачным.
И она бросилась к нему со звонками, за сочувствием , чтобы он выслушал её..
И долгими вечерними прогулками он слушал о её другой для него жизни ему неинтересной, понимая , что он жилетка в которую она должна вылить всё в ней накопившиеся. Свои сомнения, страдания, отчаяние. Он был для неё старым другом….., А он ? Он снова стал на что-то надеяться.
Второе её замужество тоже было неудачным и опять всё повторилось, но внутри него уже была маленькая тлеющая лампадка от прежнего им с ней связанного .
Он стал замечать появляющуюся особенность в ней, говорить , говорить, говорить..
Третье замужество и опять мимо… Принесло его понимание всего происходящего.
В её жизненных повторах было что-то словно сторонний звук в часовом механизме, причину которого ему уже становилась ясна.
Эмоциональность, апломб, требовательность. Эгоцентризм юности свойственен и простителен только в юности, и они должны в ней и оставаться.
В неё же всё это оставалось и после.
Счастлив, кто это понимает, несчастлив кто нет.
В юности слабы корни для жизненных передряг.
Оттого всё остро и болезненно.
Только глубина и крепость корней в зрелости дают стойкость при грозовых ветрах жизни.
Она этого не понимала или понимать не хотела.
Но это была её жизнь.
Не его.
Его жизнь была иной .
Искусство воспитывает эгоизм.
Если впереди искусства семья, заботы, дети, то ничего путного сделанного в искусстве не будет.
Оно как женщина , которой нужно принадлежать полностью.
Он и принадлежал, посвящая всё своё время только ему.
По сути он пропустил даже до 6и лет рост дочки .
Из комсомола вышел
От вступления в партию отказался.
Поставил цель вступить в Союз... добился.
Снятие с выставок работ партией…
Объяснительные записки в КГБ за организацию выставок против власти..
Суд выигранный у райкома и по суду получение гонорара, который райком хотел зажать.
Выставки в стране , за рубежом, поездки.
Что выявила жизнь ?
Не трусить , если прав.
Тогда можно добиться много.
Только при этом возникает и не исчезает чувство свободы….с правом быть самим собой с благодарностью от искусства за преданность...дипломами, наградами,званием, включением во Всемирный лексикон художников , как внесший вклад в мировое искусство.
У неё всё происходило иначе
Не веря в комсомол стала секретарём НИИ.
Не веря в партию вступила накануне защиты.
Защитилась…..
Стала ли она в итоге счастлива ?
Он не знал, да и перестало его это интересовать.
Для него у неё шла обычная жизнь, обычного человека…, но с сохранением ею для неё самой как бы элитарности и прежней девичьей значимости, а по сути обычная жизнь обывателя, но с претензиями.
И это было скучно.
***
Грамотно и мудро устроена жизнь.
Родившиеся с «серебряной ложечкой во рту» вступают в неё с ощущением тени от крыла родителей, знакомых со связями , должностями, званиями, и почему-то позволяют себе быть покровительственными к тем , кто идёт по другой тропе , не посыпанной белым песком.
Они начинают жизнь с сознанием своей элитарности, хотя их собственной заслуги в происходящим никакой.
А потом?
Жизнь не воспитывает в них силу, подобно продольной несущей балке, корабля определяющей прочность судна.
Все её мужья -переводчик обкома, сын известного киноартиста, сын директора рынка оказались пеной, а их " серебряные ложечки" только посеребрёнными, с налетом , который снашивается.
Жизнь - жёсткий лоток золотоискателя.
Она безжалостно смывает мусор, оставляя редкие золотинки на лотке у старателя-трудовика , поблескивающих потом в грязных, заскорузлых ладонях.
И это и есть жизнь.
Всё с ней связанное постепенно исчезало , растворялось…..тихо и незаметно.
Как-то он наткнулся на свой старый дневник с вложенным в него единственным за всю его жизнь от неё полученным письмом летом из Крыма от 1965года.
Вызвав ощущение старого , высушенного гербария…..
****
2023.СПб.