Глава 069. Шостакович. Первый квартет

Валентин Великий
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Струнный квартет №1 до-мажор
Государственный квартет имени А.П. Бородина
Ростислав Дубинский (скрипка)
Ярослав Александров (скрипка)
Валентин Берлинский (виолончель)
Дмитрий Шебалин (альт)

Wustin: Третья часть предвосхищает скерцо из Шестой симфонии.

weina: Да, самое начало — и по ритму, и по интонациям.

Wustin: И само сочетание — скерцо и быстрый финал — тоже. Конец квартета почти дословно цитируется в Шестой.

weina: Своим профанским ухом я, увы, цитаты не улавливаю. Но слышу большое интонационное сходство задорной пионерской темки из финала Квартета с побочной темой первой части Шестой. Только там она, конечно, трансформировалась в полнейший душевный мрак.

Wustin: Там не мрак, а нечто другое, если послушать исполнение с Гауком.

weina: Ну да, там ритм похоронного марша — оплакивание погибших друзей, страх, безысходность, тоскливые мысли о смерти (самоубийстве). Что же это, как не мрак?

Напишите, пожалуйста, о цитировании более подробно.

Wustin: Что касается финалов — то буквальное совпадение последних тактов, тональности только разные. Но особенно интересно предчувствие фантастического по колориту скерцо из Шестой симфонии в третьей части Первого квартета.
Принятые обычно толкования скерцо из Шестой как «жестко-гротескного», а первой части ее как «скорбно-реквиемной» в трактовке Гаука теряют смысл; я вижу скорее потоки света в скерцо и гулкость необозримого пространства в первой части.
Избегаю дальнейших сопоставлений, чтобы не повредить музыке с ее непереводимым языком.

weina: Большое спасибо Вам, Александр Кузьмич, что Вы помогли мне преодолеть инерцию восприятия. Когда долго слушаешь одно исполнение (в данном случае Шестую с Мравинским), то и в других записях ищешь те же образы. Поэтому Гаук в этой симфонии раньше казался мне не слишком убедительным. Теперь, благодаря Вашим комментариям, я слышу у него совсем другую музыку, и это ново, необычно и захватывающе. Первая часть — словно выход из замкнутого круга в ирреальное «гулкое пространство», в другое измерение, вторая — детская радость взахлеб и, наконец, жизнеутверждающий, без всякой карикатурной подоплеки, финал.
Вот ради таких собственных открытий и прозрений и хочется оставаться на форуме.

musikus: На неделе заново переслушивал квартеты Шостаковича. И вновь поражен богатством, красотой, но и внутренней сложностью этого сугубо интимного мира художника. То глубинно человеческое, что заложено в этом беспримерном цикле, не только сопоставимо с симфониями Дмитрия Дмитриевича, но и — в известном смысле — превосходит их деликатностью, н е о б о б щ е н н о с т ь ю личностного переживания, в противовес симфониям (и концертам!), которые гораздо больше «социализированны». И если симфонии Шостаковича это гражданский дневник художника (по крайней мере, начиная с Четвертой), то квартеты — тем более, только это дневник как бы «тайный», хотя и опубликованный... Впрочем, очень характерна эволюция от Первого и Второго квартетов, в которых автор еще «вживался в форму» (хотя оба квартета замечательны, а адажио из Второго, «Речитатив и романс» — просто изумительно) к череде, так сказать, лирических квартетов (от Третьего до Шестого), и уж дальше все больше и больше то, что принято называть гражданской лирикой, но с завершением в последних опусах на ноте чисто экзистенциальной и, подчас, трагической.