Ранение венгерского аса

Андрей Грачев 2
Дьёрдь Дебродь - второй ас в списке лучших венгерских асов войны. Он одержал 26 побед и ещё 2 победы предположительно. Вроде бы, это совсем немного, и не только в сравнении с немцами, но и финнами и румынами. Даже лучшие словацкие и хорватские асы одержали больше побед. Но надо учитывать и такие факторы, как загруженность асов: румынские и финские пилоты вели гораздо больше боев, чем венгры. Кроме того, и те, и другие совершенно не стеснялись врать о своих успехах. В этом плане венгры были намного скромнее и объективнее.

16 ноября 44 года венгерский ас днем во время вылета столкнулся с группой Ла-5 и сбил один из них в районе Ясребень, а на обратном пути в районе Надьката встретил одинокий Як. Венгерский ас, по странной привычке венгров, на которую даже в советских документах обратили внимание, атаковал в лоб "Як". От его очередей "Як" взорвался, но успел перед гибелью дать очередь по бф-109 Дебродя, и тот был тяжело ранен. Он всё же смог совершить вынужденную посадку в районе Хатван, после чего врачи с огромным трудом спасли ему жизнь.

Итак, мы попробуем установить две вещи: с какими Ла-5 бился Дебродь в первом бою и кто же его тяжело ранил.

Днем в районе Ясароксаллаш вела бой восьмёрка Пятакова из 177-й гиап на Ла-5фн. Бой вела восьмёрка Пятакова на Ла-5фн. Пятаков в лоб атаковал один из бф-109, и после атаки тот задымил и ушел восвояси. Это описание похоже, конечно, на описание ранения венгра. Не совсем совпадает место. Можно даже сказать, совсем не совпадает. Ясароксаллаш находится к северу от Ясребени, Надьката юго-западнее. Вместе с тем, к месту вынужденной посадки аса, район Хатван, эта заявка ближе, чем Надьката.

Увы, не совпадают и некоторые частности. Так, в том бою наши пилоты бились с сопровождающими ю-87 бф-109, а вылет Дебродя был свободный. Никаких потерь советская сторона не понесла. Сбила один бф-109 и один ю-87 и один бф-109 подбила. Да и сбивший Дебродя противник определён как "Як". Наконец, он вёл бой с одиночным самолетом, а не со звеном. Скорее всего, Дебродь вообще в этом бою не участвовал и уж точно не был сбит.

Примерно в это же время 178-й гиап понёс тяжелейшую потерю от атаки немецкого охотника в районе Бешенсьег: погиб Жигуленков Борис Васильевич, выдающийся ас, имевший 20 побед. Но тут место уж совсем не подходит: это значительно южнее. Видимо, его сбил также не Баркхорн, хотя данная версия иногда встречается в трудах исследователей. Наиболее вероятным победителем над советским асом является малоизвестный пилот JG53 Зигфрид Гебель. Ещё один Ла-5 потеряла 279-я иад, сопровождавшая "Илы", но эта потеря по месту также не совпадает, это скорее победа Эвальда или того же Баркхорна.

Иными словами, Дебродь, судя по всему, никаких Ла-5 не сбил в действительности, а первый бой вёл, вероятно, с той же группой Пятакова. Действительно, группа эта провела во время вылета ещё один бой, теперь уже с бф-109 без ю-87. Бф-109 пытались атаковать, потеряли две своих машины и из боя вышли. Очевидно, это как раз и был бой с группой Дебродя.

Что до "Яков", то тут мы находим вариантов довольно много, но самым реальным для нас является атака в указанном районе пары "Яков", вылетавших на разведку. Большая часть остальных потерь понесена во время сопровождения "Илов", эти заявки нам не подходят и по обстоятельствам, и по месту.

Итак, нам известно, что пара 149-го гиап, ведущий Мерзленко Андрей Андреевич, ведомый Устич Владимир Андреевич, во время вылета на разведку была атакована группой бф-109. В бою оба заявили по одной победе, но и Устич был подбит (упомянуто, что ЗА, скорее всего ошибочно) и на посадке самолёт самолёт разбился, а пилот попал в госпиталь.

В целом, именно этот бой по месту и по обстоятельствам наиболее для нас подходит. То, что с обеих сторон в описании есть неточности, смущать не должно. Так, атакованный "Як" от очередей Дебродя не взорвался, и вообще это был типичный ничейный бой, оба пилота нанесли друг другу серьёзные повреждения, которые стали фатальными. В свою очередь, и советские документы упомянули огонь ЗА, что, конечно, ошибочно.

Устич Владимир Андреевич одержал третью победу в том бою, он больше не воевал. Дебродь тоже более не одержал ни одной победы, хотя в самом конце войны и вернулся в строй.