Зачем, скажите, вам чужая Аргентина?..

Татьяна Латышева
Не было у моего многострадального народа другого выхода. Потому и существует до сих пор. Назло врагам, недалеким и завистникам. На радость (как давно был этот коммент!)Нормальным Людям.

"Рахиля, вы прекрасны, как Венера, и у вас поправится живот..." (одна из  Софиных любимых цитат). Евреи, они веселые!
...Вся скорбь горы Сиона в глазах... так что ж, накопилось... "Рахиля, чтоб вы сдохли, вы мне нравитесь!"

 Очень веселило с детства:

 "Была у нашего раввина дочка Ента,
Такая гибкая, как шелковая лента,
Такая чистая, как мытая посуда,
Такая умная, как целый том Талмуда..."

А вообще(в нашем семейном словаре) - имя Ента - как образчик местечковости.

 "Да что там - ента ентой" - давала мама емкую характеристику какому-нибудь женскому персонажу, когда мы ее просили рассказать о "послевойны".
Как много ент на свете, Господи, - любой национальности, незвисимо от возраста и пола! Та самая простота, которая хуже воровства...   
Я про "местечковость" в худших ее проявлениях... Так, жизнью навеяло...


А песня прелестная. И там Ента совсем даже  никакая ни  ента. Люблю Одессу! В ней мне всегда было хорошо.

***

ИСТОРИЯ КАХОВСКОГО РАВВИНА (
 Номер Раз)....

Зачем, скажите, вам чужая Аргентина?
Вот вам история каховского раввина,
Что жил в уютной, скромной обстановке
В уездном тихом городе Каховке.

Была у нашего раввина дочка Ента,
Такая гибкая, как шелковая лента,
Такая чистая, как мытая посуда,
Такая умная, как целый том Талмуда.

И было много женихов у Енты нашей:
Меламед молодой из хедера, Абраша,
Мясник Арон и парикмахер Яша, -
Сходили все они от нее с ума!

Но революция дошла и до Каховки,
Переворот свершился в ентиной головке:
Приехал новый председатель Губпромтреста
И под собою не находит Ента места.

Иван Иванович плечистый, чернобровый,
Такой красивый и на вид почти здоровый,
И галифе, и френч шикарно новый,
И сапоги из настоящего «шевро»!

И вот раввин наш не находит дома Енты,
А на столе лежит послание в конверте,
А в том послании всего четыре слова:
«Прощай, уехала. Гражданка Иванова».

И вот раввин наш перестал молиться Богу,
Теперь раввин уже не ходит в синагогу,
И сбрил он сразу бороду, - и ходит франтом…
Теперь он числится одесским коммерсантом.
==========
2.
Еврейское танго (студ. песня)

Зачем далекая чужая Аргентина?
Вот вам история Каховского раввина,
Который жил в столичном городе Каховке
В такой шикарной и приличной обстановке.

В Каховке славилась красою дочка Ента,
Такая тонкая, как шелковая лента,
Такая чистая, как мытая посуда,
Такая умная, как семь томов Толмуда.

И женихов имела много Ента наша:
Старик Абраша  и парикмахер Яша.
Но каждый день, меняя Яшу на Абрашу,
Она сводила их всех с ума.

Но вот случилась Революция в Каховке.
Переворот случился в Ентиной головке.
Приехал новый председатель ГубПромТреста
И наша Ента не находит себе места.

Такой красивый и на вид совсем здоровый
Иван Иваныч, красавец чернобровый
На нем пинжак висит совсем почти, что новый
А на ногах - потертое Шевро.

Раввин наш молится и шлет молитвы богу.
Его уж Ента не встречает на пороге.
Забыла все свое родимое честное,
Читает "Красный Луч" и кушает хмельное.

Вот как-то раз приходит он из синагоги
А дверь открыта, Енты нету на пороге
А на столе лежит письмо в четыре слова:
"Прощай, уехала. Гражданка Иванова".

Раввин расстроился и всех отправил к бесу
Квартиру продал, а сам хильнул в Одессу.
В Одессе сделался большим одесским франтом,
Интересуется валютой и брульянтом.

Завел знакомства, носит денежки в кармане,
И пьет коньяк в самом шикарном ресторане,
Он днем гуляет по одесскому бульвару,
А по ночам танцует славное танго.
----
3.
   Зачем, скажите, вам чужая Аргентина?
   Вот вам история каховского раввина,
   Который жил в такой прекрасной обстановке,
   В таком чудесном городе Каховке.
   
   И у раввина была зайде дочка Ента,
   Такая тонкая , как шелковая лента ,
   Такая чистая , как мытая посуда ,
   Такая умная, как целый том талмуда.
   
   И женихов у этой Енты было двое:
   Портной Абраша миде парикмахер Яша,
   И каждый день, меняя Яшу на Абрашу,
   Она сводила женихов с ума.
   
   Ой, вэй! Переворот случился в городе Каховке,
   Переворот случился в Ентиной головке.
   Приехал новый управитель Домпромтреста,
   И наша Ента не находит себе места.
   
   Иван Иванович, высокий, чернобровый,
   Такой красивый и на вид почти здоровый.
   А сапоги на нем шевровые,
   А сапоги на нем почти что новые.
   
   Однажды раввин не находит дома Енту.
   А на столе лежит послание в конверте.
   А в том послании всего четыре слова:
    "Прощай. Уехала. Гражданка Иванова".
   
   Ой, ой, ой, ой, так что это такое?
   Приехал хозар и натворил такое!
   Ой, махем ди мишумен.
   И кое что еще.
   
   Зачем увез он дочь мою?
   Ой, махем ли мишумен,
   Паралич зибен мозгес.
   Зачем увез он дочь мою?
   
   И перестал молиться раввин богу,
   И перестал ходить он в синагогу.
   И сбрил он бороду, усы и стал он франтом.
   Теперь он числится одесским коммерсантом.


....
  Было начала отбирать-редактировать разные варианты песни, чтоб не полностью все цитировать -  про гражданку Иванову Енту Лейбовну, дочь раввина из скромного ("столичного", "уездного", но неизменно  - "прекрасного" -  города Каховка...)

Ну да... и без того... (" ...Сейчас не об этом...")

  Читающий с горя газету "Красный луч",  подавшийся во франты и одесские коммерсанты, тацующий танго и  интересующийся  "брульянтами",  раввин-расстрига, отец блудной дочери Енты Лейбовны Ивановой ... 
Кушающие  хмельное и трефное...  "Амопеле..." и проч. сочные детали - времени-места и проч.(неизменно говорит во мне документалист Таня Л.)

Легкомысленная и скромная Ента ("и каждый раз, меняяя Пашу на Абрашу, она сводила женихов с ума"...) Умная, как много томов Талмуда...

 И вот..."Прощай. Уехала. Гражданка Иванова". Прямо "Станционный смотритель". Только Ента и Дуня - совершенно из разных опер  женские персонажи... Мало того, что из разных Эпох...
------------------------------------
Каховка... Токмак... Запорожье...  Херсон... Орехов... Мелитополь... Древо пра-, Соломона и Нехамы...  Моих  Тонне, Меламедов, и  мужей теток, двоюродных бабок...  Каждую минуту в "ленте"... (Не тонкой, шелковой, ентиной),  в новостях (не газете" Красный луч"... )

 И у нас ночью  - "...то ли гроза, то ли эхо прошедшей ..."  То ли ПВО сработало...

 -----
 И еще из  разных  весенних постов... Собралось в целое...

К лету...

-----
Ребе, что говорит про  еврейство духом...
 
 - Не тот еврей пошел!... Не шолом-алейхомский, относящийся  к  себе со зверской серьезностью.
(Обидчивый. Занудный часто. Нравоучительный. Недоеврей какой-то. Про это я не вслух, само собой).

Сережка Гор.:
Евреи такие же люди, как и прочие всякие... То Розенбаумы с Городницкими у них рожаются - а то вдруг абрамовичи или ваще блинкены???!...))) ...но, конечно, приятнее всего - когда Жванецкие и Ильфы!!!))) - согласен!!!

- Не понял мысли равва, дорогой Сережа. У евреев не было выхода: или смеяться до последнего, или исчезнуть с поверхности Земли. Никакая психика не вынесла бы того, что творили "люди" с евреями на этой планете. И еще самоирония: единственное, что спасало в любое время. Как-то поиздержалось в веках это спасительное качество.

С.Гор.: "Чё-то ты не весёлая, Танюш! Это неправильно, хотя апрель прошёл уже - желаю тебе соответствовать базисному тезису!))))"
-
"Че-то" - меня восхитило очередной раз. Впрочем, пора б уже привыкнуть. Спасибо, однопушкинец Сережа.


Mарина W ЗГ:
 Думаю, что нет, просто самих, настоящих, стало мало.

-  НАСТОЯЩИХ евреев, в смысле, Марина?.. А я про что. И речь не о проценте крови. Надеюсь, Вы об этом? В Шолом-Алейхомском смысле слова... У меня материал был когда-то - "Смех сквозь слезы - это серьезно". Рецензия театральная.

Mарина W З:
 Да, нет же, какие проценты! Исчезает или уже исчезло европейское еврейство , огромный пласт культуры, ни Бялики, ни Шолом Алейхемы уже просто не могут родиться, и Жванецкие тоже, нет культурной почвы

-Согласна со всем вышесказанным. Именно про это я.
 Пожалуйста, отпустите душу на покаяние. (Это ко всем).


Mарина W ЗГ:
Танюша, ты очень талантлива и нужна Нам! Береги себя.
Пожалуйста, учитывай это.

- Это уж как Бог даст. Единый.

Gregory(zvi) Sh.:
Таня, приезжай в Израиль жить, и ты увидишь евреев, которых Бог собрал со всего мира из 100 стран, которые были в изгнание 2000 лет.  И это самое большое чудо,  и это страна где еврей может сказать, что это его страна и его родина.

==========
- А риторика у Вас, однако, от Первой Родины, уважаемый Цви-Георгий.
"Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит..."
С моим "экслюзивным еврейским счастьем" все равно погромят. Вернее, кто б им когда и где позволил. И вовсе "не о том речь, что кто-то мог подумать в первый раз... "
Надеюсь на понимание. Хаг Песах Самеах!


***
наталия л.
После погрома в местечке висит на воротах распятый Абрам.
- Что, Абраша, больно? - спрашивает сосед Вася. - Только, когда смеюсь, - отвечает Абрам.

-=====

"Знаю, рАспятый еврей говорил с тобою.
Вознеси меня, Андрей,

Вознеси меня, Андрей,

Над моей судьбою.

(Ал. Дольский. Посвящение Андрею Вознесенскому и Апостолу Андрею...)

=======


-----------
А это - "про смеюсь" - название книги  интервью и всевозможных "отрезков- обрезков"  -  от  прекрасной Дины...
Лучше б интервью у нее брала. (Это я точно неплохо умею: "сам знаю - все говорят", -  как говорил Валера Н.,  в ранней вожатской  юности, когда его хвалили по всякому поводу.) Раз не потянула на бОльшее, Татьяна  Васильна, "главная еврейка ("жы...") Курской области и окрестностей", как порой звали иные "коллеги"  и проч. действующие лица и исполнители... Кому позволялось, само собой.   Весело так звали.  И самой смешно  было.
========== 

"По ночному местечку пронесся погром. Наутро Федор проходит мимо скобяной лавки, на дверях которой погромщики распяли его соседа Хаима.
- Хаим, тебе больно? - спрашивает он.
 - Нет, - отвечает полуживой Хаим. - Только когда смеюсь."

-----
  Кстати, про упомянутого доктором Мариной  Хаима  Бялика.. К теме...
"Программную поэму «Сказание о погроме», которая заставила заговорить об авторе весь литературный мир,  Бялик закончил в начале 1904 года....

"А про его романтИк..." Лет бы на сколько-то раньше случилась в моей жизни интернет-кладовая!.. Зацепишься за что-то глазом - и...  "Поэт Хаим Бялик обрёл любовь на руинах Кишинёвского погрома... "

==========

  А  анекдоты об евреях, сочиняют, само собой, евреи...

  "В аэропорту Тель-Авива идет посадка на рейс американской авиакомпании. Стюард видит, что 50 мест в первом классе заняли богатые евреи, и думает:
— Если хорошо их обслужу, дадут по десятке на чай, и будет у меня 500$. А если очень постараюсь, то и по 25$ не пожалеют.
Весь полет он вокруг них прыгал, воду-коньяк-таблетки-пледы подавал, из сил выбился. Сели в Нью-Йорке, он уже карманы приготовил.
Выходят евреи. Первый говорит:
— Я в жизни много летал, но никто, никогда не обслуживал меня так, как Вы. Спасибо. Пожал руку и ушел. Второй: ... Спасибо. Пожал руку и ушел. ... И так 49 человек. Стюард в ступоре. Последний, маленький старичок, все то же самое сказал и добавил: Мы тут с друзьями решили Вас отблагодарить... И протягивает стюарду чек на $10 000.
 Стоит стюард на трапе, машет чеком вслед евреям и шепчет: — Евреи, евреи... может быть, вы и не убивали Христа... Но как же вы его мучили!"

*****

— Ваш Абраша вчера изнасиловал нашу Розочку!
— Вчера? В Шабат?!..
===================
 И  еще к темам-аллюзиям...

Двa пиcaтeля cидят, нecпeшнo выпивaют.
Bдpуг oдин гoвopит:
— Пpeдcтaвляeшь, мнe ceгoдня пpиcнилocь, чтo я умep.
— Ox, пpeкpaти.
— Cepьeзнo, пpиcнилocь. Coн жe дeлo тaкoe, eгo бoятьcя нe нaдo. И вoт я умep и пoдxoжу к вopoтaм Paя. A мeня пpивpaтник нe пуcкaeт. Гoвopит, чтo пиcaтeлям в Paй нeльзя, oни пpи жизни coздaвaли cвoи миpы, бpaли нa ceбя poль Tвopцa. A этo — гpex.
— Hу, лoгикa в этoм ecть.
— Я тoжe тaк пoдумaл. Пoэтoму нe cтaл cпopить и пoшeл вдoль зaбopa. И вдpуг вижу, тaм, зa paйcкoй oгpaдoй, кoгo бы ты думaл?
— Koгo?
— Teбя! Я вoзвpaщaюcь к пpивpaтнику и гoвopю, мoл, кaк жe тaк? Oн — пиcaтeль, и я — пиcaтeль. Ho eму в Paй, пoлучaeтcя, мoжнo, a мнe — нeльзя. Гдe cпpaвeдливocть?

И знaeшь, чтo мнe cкaзaл aпocтoл?
— Чтo?
— Пepecтaньтe, гoвopит. Hу, кaкoй oн, нaxрен, пиcaтeль.

 (Июня 10-го, года 23-го,  века 21-го...)