Семь опасностей на пути творческого человека

Майкл Андреев
СЕМЬ СМЕРТЕЛЬНЫХ ОПАСНОСТЕЙ

Опасностей существует, конечно, гораздо больше, но есть семь, которые обязательно подстерегают каждого и смертельно опасны для вашего предприятия. Вы рискуете потерять то, что уже получили, встав на путь творчества. Ибо творческий человек многое получает в долг. Представьте себе, например, что вы Колумб, опытный мореплаватель, у которого есть миссия - достигнуть берегов Америки и вернуться домой на корабле полном золота, чтобы расплатиться с долгами и показать другим мореплавателям, что невозможное возможно.

Для этого он получил определенные знания, личные качества, идею, ему снарядили судно, дали команду матросов и флаг в руки. Он всё собрал, вложился в путешествие, однако, в пути с ним что-то произошло, сработали семь опасностей, и в результате он не достиг обещанных берегов, потопил корабль, растерял всех людей и сам еле добрался до Испании на жалкой лодочке, обессиливший и больной, с траурной вестью и с кучей долгов, которые непонятно как теперь отдавать. А ведь с него спросят, с Колумба!

Человек выбирает творческий путь, абсолютно не понимая, какие опасности его ждут. Он даже не называет их опасностями, он считает, что это в порядке вещей, когда у него вдруг закончились деньги, когда он сбился или свернул с пути, когда в жизни что-то непредвиденно поменялось, когда пришлось оставить творчество или сменить прозу на живопись. И он даже не отдает отчета, почему приходится начинать все с начала.

Психологи тоже не понимают. Потому что, кто такой психолог? Он тот, кто провалился в творчестве, порвал с духовным развитием и взялся теперь за психологию, чтобы помогать в такой же беде другим провалившимся. Он ошибочно думает, что причина в душе, что надо де исправлять и лечить психику - и начинается знакомая песня про ограничивающие убеждения, привычки, вторичные выгоды и т.п. Но душа-то здорова! В плавание через Атлантический океан отправляют только того, кто душевно и физически здоров, у кого есть нужные привычки и убеждения, позволяющие ему выжить. Опасности же подстерегают в духе! А вот с духом никто не умеет работать - и поэтому 99,99% творческих людей позорно проваливаются, даже не зная, что они провалились.

Больше всего страдают поэты и писатели - люди свободного творчества, легкомысленно вставшие на этот путь по первому призыву. Прогуляйтесь по прозе, исследуя типичные архетипы, и вы увидите, что практически каждый сидит в яме и вряд ли из нее когда вылезет. То же самое относится к художникам, музыкантам и актерам - все они так или иначе садятся на мель. Мир кишит неудачниками, потерявшими свой путь, не выполнившими в этой жизни и сотой доли того, ради чего их души пришли на Землю, но зато гордящимися своими обывательскими достижениями: построили дом, посадили дерево, вырастили сына.
А Храм вы построили, друзья? Тот самый Храм, о котором поэт-философ Владимир Соловьев писал с таким трепетом:

"Весь пламенеющий победными огнями меня дождется мой заветный Храм!"?

Нет, никакого храма ни в душе, ни на суше вы не воздвигли!

Но хоть имеете представление, что вам помешало?

Нет! - Так, узнайте эти семь вражеских сил!

1. СЛУЖЕНИЕ ЗЕМНОМУ

Тебе внушили, что кроме обычных земных потребностей - кушать, спать, ездить и размножаться - у людей есть еще и духовные потребности - искусство! И ты решил эту потребность удовлетворять: "Я буду служить людям!" Ты пошел к Царю, к Президенту, в Издательство, в Театр, в Фирму, на Биржу Труда - неважно куда и к кому - чтобы устроиться оформителем, придворным художником, главным редактором - не важно, на какую работу - пусть даже шутом или клоуном, чтобы развлекать своим искусством сильных мира сего. Важно, что теперь ты несешь свое духовное оружие в массы. Ты служишь своему Царю, Начальнику, Союзу Писателей, Композиторов - и ты счастлив, что служа им, ты одновременно поднимаешь дух своего народа. "Искусство должно быть партийным" - как проницательно заметил Ленин - твое творчество служит строительству коммунизма, социализма, постковидного глободебилизма - словом, всему и всем. А ты, как ценный кадр, получаешь за это денежное вознаграждение. Вот так, по-царски, устроился наш русский поэт! Да здравствует творчество!

- Творчество - это и есть служение! - скажут мне. - А может ли быть иначе?

Согласен, это служение. Но только оно печально заканчивается для служащего! Лишь только сменяется политика партии, когда ты вдруг оговорился, заврался или неправильно поставил ударение, то творца почему-то отправляют сразу на пенсию, в лагерь, в расход, в изгнание. А если он продолжит писать в том же духе, то повстречает человека с ледорубом в руках, киллера на ступеньках своей парадной, модератора... Это уже не важно.

- Да! - опять скажут мне. - За творчество нужно расплачиваться! (Имеется в виду, за возможность заниматься творчеством, то есть, задармя есть чей-то хлеб).

Согласен. Но тогда фразу "Служу царю и отечеству!" надо поменять на "Плачу царю и отечеству!" То есть, мы платим им своими жизнями. Жизнь тебе дала, творческому человеку, начальный капитал, таланты, чтобы открывать Америку. А ты отнес эти дары и таланты своему Королю, как некую дань, чтобы тебя устроили в королевский флот и спасли от предстоящего путешествия.

И на эту удочку попадаются почти все творческие люди: отказываются от строительства своего духовного Храма и, прикрываясь громкими словами, меняют творчество на служение кому-то. Кому угодно - только бы не самому себе!

Что ж, расплачивайтесь, торгуйтесь, господа! Может быть, добьетесь так славы, признания, царских подарков, мастерскую хорошую от них получите. Но вернуться на свой собственный творческий путь... сумеете ли?

2. НАСЛАЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОМ

А вот другое искушение. Представьте, что вы человек вдохновения - ваши чувства руководят мышлением и волей. Вы получаете от творчества огромное наслаждение! И это наслаждение процессом творения может принимать две формы:
1) вы испытываете великое удовлетворение от того, что умеете что-то делать гораздо лучше и искуснее, чем другие, например, рисовать портрет.
2) вы испытываете несказанную радость, когда в результате креативных усилий вам удается вдруг что-то открыть. Вам приходят откровение за откровением, они сыплются на вас с неба как драгоценные камни.
Потом получение этих драгоценностей или драгоценных моментов становятся у вас потребностью души, вы подсаживаетесь на них, как на некий наркотик.
А далее наслаждение процессом приводит к потере индивидуальности. Это значит, вы останавливаетесь в развитии, а само ваше творчество превращается в ловлю блох. Вы теряете меру радости и страдания.

- А как же без наслаждения? - спросите вы. - Как без откровений?

Совершенно верно! Наслаждение процессом, погружение в процесс - это необходимое условие творчества. Без этого нельзя, это как медитация.
Но что происходит на самом деле? Вместо того, чтобы менять жизнь, вы начинаете искать в жизни подходящие условия, при которых это наслаждение творчеством еще возможно. Художник-маринист, он уже не может жить без моря. Вам нужно, чтобы у вас был удобный муж, чтобы не приходилось вставать по утрам, чтобы можно было жить в своем неторопливом темпе, чтобы от вас никто ничего не требовал. Чтобы приступить к своей творческой задаче, вам надо

"Принять ванну, выпить чашечку кофе"

В таком вдохновенном и расслабленном состоянии вы не заработаете стартовый капитал! Нет и речи о том, чтобы создать свою творческую мастерскую, построить творческий центр, собрать команду единомышленников и поклонников.

Художник должен напрягаться! Только тогда занятие творчеством имеет смысл.

3. СТРЕМЛЕНИЕ К СВОБОДЕ

Не сама свобода представляет опасность, а твое стремление к ней! Как сказал поэт:

Не обманывают только сны.
Сон всегда освобожденье: мы
Тайно, безнадёжно влюблены
В рай за стенами своей тюрьмы.

Мы так любим свободу! И верим, будто нам ее не хватает!
Ах, если бы у меня была такая возможность! Ах, если бы меня отпустили с работы, к примеру! Я бы вырвался за границы своей тюрьмы, поехал бы учиться искусству - обучился бы актерскому мастерству, и своей игрой произвел бы переворот в театральном мире. Да! Но тюрьма меня не выпускает. Я как тот попугай, который орет "Долой самодержавие!", а люди над ним смеются и кидают ему в клетку мелкие вкусняшки.
Вы, подлые, злые люди, за что вы лишаете меня творческой свободы? Вы виноваты в том, что я не могу творить, в том, что стал таким деспотом для своих близких, и не только для них!

Помните, как у Льва Толстого: "Почему я, такой простой, разумный, добрый, живу в этом запутанном, безумном, злом мире?"

Детская тяга к свободе, постоянное стремление научиться еще чему-то никогда ни к чему хорошему не приводила. Пока человек не станет мастером в чем-то одном, он будет хвататься за все новые жанры и оставаться в них учеником. А творчество без мастерства - это тупик, это та самая тюрьма, из которой ты так хочешь вырваться.

- А почему бы не дать человеку свободу? - скажете вы. - Пусть он найдет себя!

Попробуем! Ведь никакой материальной тюрьмы на самом деле нет, и время от времени наш герой оказывается на свободе. Перед ним открывается море возможностей, но, к сожалению, каждый его творческий поиск всегда заканчивается одним и тем же: он сталкивается с необходимостью зарабатывать на жизнь.

Оказывается, свобода это еще и тяжелая работа! Семь статей в день! Через две недели - книгу сдавать! Как тут все успеть? Давай работай, сукин сын, за свою свободу! А ночью еще и вагоны разгружать, чтобы за квартиру заплатить. Еще и хозяйство на себе тащить, еще и детей кормить! А утром опять на занятия! 

"Нет, нет, нет! Не надо мне такой свободы! - вопиет человек. - Моя тюрьма, по крайней мере бесплатная. Сидишь на всем готовом, все удобства под рукой, тебя кормят, поят и одевают! И времени свободного хоть отбавляй - потому что работать не надо!" Но странное дело, ему в своей комфортной тюрьме опять чего-то не хватает. Проходит время, и зависть к свободным людям снова начинает разрывать его клетку возгласами "Долой самодержавие!". Вся история повторяется по кругу.

Каждый человек, вставший на путь творчества, проходит испытание трудом. Надо полюбить простой нетворческий труд, научиться выполнять его в десять раз быстрее и эффективнее, чтобы и на жизнь заработать, и выцарапать время для творчества - для начала хотя бы один час. Через это проходят все, без этого невозможно мастерство, а без мастерства невозможен дальнейший творческий путь. Те, которые хотят освободить себя от хозяйства и тяжелой физической работы, увы, не выдерживают испытания свободой. Они попадают в тюрьму комфорта и достатка, и тщетно будут пытаться вырваться из нее к творческой жизни. Потому что твое стремление к свободе - это и есть тюрьма.

Поголовно все попадают в эту ловушку. Напишите на двери своей мастерской с внутренней стороны: "Осторожно, свобода!"

4. ЖАЖДА МУДРОСТИ

Вот еще одно бедствие для творческого человека: работает только твое мышление, и наступает паралич чувства и воли, развивается враждебная жизни, замкнутая в себе созерцательность. Мир остается ценным для тебя лишь в той мере, в какой он дает материал для твой безгранично возросшей жажды мудрости. Мудрые мысли, сентенции, изречения - неважно, в прозе или в стихах - по любому поводу и без повода. Блестящие мысли! И хотелось бы, чтобы другие тоже оценили твой блеск.

- Посмотрите, какое великолепие! - говоришь ты. - Как я внутренне красив и богат!

Конечно, мы удивляемся твоим блестящим находкам, твоим золотым звездам, пойманным на ночном небе, но очень хочется тебе сказать:
"Если ты такой мудрый, то почему такой бедный?"
Зачем тебе, человек, это мысленное богатство, если в жизни у тебя ничего нет? Пустая ведь жизнь!

И опять я слышу чьи-то возражения:

- Как же так? Человек посвятил себя поиску истины! Что в этом плохого? Может быть, у него такой путь?

Фигня! Твои мысли никому не нужны. Они, конечно, великолепны, но глядеть на твое уродство, на костыли и паралич твоей воли, извини, неприятно. Ты органически нуждаешься в одобрении другими людьми. А это есть самая страшная вещь, какая может случиться и в конец испортить твою творческую биографию, сделать из тебя творческого и не только творческого инвалида и импотента.

Вырви, дружище, эту штуку с корнем (см. мою статью "Вырвать с корнем"), выброси жажду мудрости в помойный ящик - пока не поздно - вместе со своим мыслительным творчеством!

5. БЕССТРАШИЕ

Что такое бесстрашие? Это значит, что у кого-то нет страха: он приветствует твои идеи, он готов сражаться за них. "Вперед!" Он, не имеющий страха подхватывает твою идею, как свою собственную, и ты думаешь: "Ого! Оказывается, у меня соратник!" Однако, это иллюзия, он говорит так просто потому, что у него нет страха.

А что такое страх? И почему без-страшие может стать опасным камнем преткновения в нашей творческой жизни?

Представьте себе, к вам пришла идея. И это страшно! Вы содрогаетесь при мысли, что ее надо воплотить. Это требует вложений ума, энергии, времени, и неизвестно, пойдет ли кто-то за вами, захочет ли содействовать, не окажется ли так, что вы опрокинули их ожидания, разочаровали, обманули, запутали? Великий риск!

А тот бесстрашный человек - ему хоть бы что! На словах он поддерживает идею, но это же не его идея. Он ее украл, как воробей крадет крошку хлеба из под носа у голубя, и он трезвонит о ней, но не собирается ее воплощать.

Чтобы идеи в вам приходили, их надо воплощать.

А наш воробей говорит: "Я за идею! Но я такой маленький, такой слабенький, что я ничем не могу помочь?" Хорошо устроился! У тебя нет своих идей, так как они к тебе не приходят. И соответственно нет страха, что ты их можешь не воплотить.

А страх должен быть! Обязательно. Когда приходит работоспособная идея, тебе всегда будет страшно. Так как за идею надо сражаться, и за идею могут приговорить к казни. Но если идея нравится тебе, то ты готов отдать за нее жизнь. И ты переступаешь через свой страх и идешь вперед.

Но люди уже за километр боятся страха!

Скрывая это, они поддаются искушению бесстрашно выступить за любую чужую идею, за которую им не надо будет бороться. И когда ты их спрашиваешь: "Ты пойдешь за мною на казнь?", то они, конечно, отвечают: "Нет! Я же слабенький, маленький, как эта букашка - какой меня толк?"

Вот так работает твое бесстрашие. Чтобы не переживать страх, ты подсаживаешься на чужие идеи - потому что нет собственных - делаешь из них эклектику, фантастическую композицию, ты фантаст, и все твое творчество - сплошная фантастика, и ты не собираешься ни за что платить или отвечать за чей-то базар. Просто делаешь на их базаре свою карьеру. И если ты это делаешь, то ты пропал как творческий человек. Ничего ты не построишь, и никто не захочет у тебя учиться.

Неужели в нашей истории нет достойных примеров для воспитания мужества?

6. ПРЕДАННАЯ ЛЮБОВЬ.

- Ну, ты, Майкл, даешь! Даже любовь объявил своим врагом! Неужели любовь не является источником всякого творчества?

На словах - да. Однако примеры из жизни являют противоположное. Я говорю о том, что некоторые авторы настолько преданы своему предмету любви, что уже не в состоянии воспринимать новых идей. Любовь у них превращается в своего рода религию. И они думают, что если будут поклоняться предмету любви, то этого уже достаточно, и жизнь принесет им победу.

"Я люблю свою Родину! Люблю русскую природу, люблю природу вообще! Люблю горы, и буду воспевать их в своих стихах, люблю море и буду запечатлевать его на своих пейзажах, люблю СССР и буду печатать свои воспоминания и исторические эссе, люблю живопись - это я уже про себя - и буду публиковать статьи о картинах художников".

- И что же здесь не так? - спросите вы. - Почему нельзя писать о предмете любви?

Можно, конечно - но это не будет творчеством. На этом нельзя строить и воздвигать свой Храм. Вы не продвинетесь, если будете рассказывать всем, как вы любите свой сад, как обожаете своего героя, как переживаете любимое время года: "Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса..."

- Так, значит, по-вашему, в творчестве нет места лирике и поэзии?

Конечно же, пишите свои стихи, воспевайте природу, но не думайте, что таким образом вы инициируете свое духовное развитие. Ваша ответственность за судьбы мира ничуть от вашей любви не выиграет. Любите свой огород, своих детей, свою школу, своего мужчину, свою женщину, но снимите с себя ответственность, говоря "Смотрите, как люблю свой предмет, как отдаю ему все силы души - а вы способны так отдавать? Отсюда ваша война и разруха!"

Ваша любовь - это не панацея, не земля обетованная, и никакая ваша преданность не освобождает вас, как автора, от ответственности за происходящее. Лучше бы творческому человеку вообще забыть о своей любви! Развитие получается только тогда, когда ее предмет отвечает вам взаимностью, когда самоотдача с обеих сторон: вы для него, а он  для вас - все остальное от Лукавого. Или вы думаете, что природа, которую вы так самозабвенно воспеваете, отдает вам так же? Или русская душа, или ваши воспоминания, или тот же СССР, которого уже нет? О чем вы? Выбирать надо ту любовь, которая не умирает и возвращает десятикратно вашу энергию. Только тогда это работает.

Авторы, не тратьте время и силы впустую! Перестаньте переживать за наше гибнущее человечество, за страну, за цены на нефть, за погибших солдат - подумайте о себе! Вы лично, сделали что-то со своим творчеством? Как ваше творчество преобразило вашу личную и неличную жизнь? Где ваш творческий Храм?

Любовь - это зачастую лишь отговорка, чтобы не вступать на путь духовного развития. Преданная любовь означает, что вы упорно и преданно не хотите развиваться ни в какой теме и обманываете себя, воображая, будто исполняете заветы Творца. Полюби то, чему ты еще не предан! А если ты любишь только свой старый предмет любви, то Бог тебе судья.

7. НАДЕЖДА НА БОГА

Сказано: "На Бога надейся, а сам не плошай!".
Однако у нашего нищего поэта философия принципиально иная: "Ничего страшного, что я оплошал и отдалился от грешного человечества - но Бог даст, я среди своей нищеты обрету однажды сокровище - может быть, после смерти".

Приехали! Недаром сказано, что надежда умирает последней!
По этой философии получается, что ты можешь вообще ни хрена не делать - не менять свою жизнь, не принимать никаких решений, не видеть главной цели - а только лелеять мысль, что я бедная и несчастная, и Бог позаботится обо мне.

Здесь я хотел бы сгустить образ и привести конкретный, однако довольно типичный пример. Возможно, что многие авторы найдут себя в нем.

Она писательница. Живет в деревне, в своей большой усадьбе, практически одна. Конечно, есть интернет - как без него? - есть и машина, есть и "Магнит" неподалеку - так что с голоду не умирает, а овощи и картошку выращивает на грядках, чтобы не зависеть от цен на продукты. На участке несколько построек, но все медленно разрушаются, все требуют капитального ремонта - хотя бы крышу починить - однако и времени, и сил у одинокой хозяйки уже не так много. А совсем недавно, лет десять назад, они еще были, и было все как надо, когда она еще жила с мужем, а муж был влиятельный и богатый. Но то время прошло. Мужа больше нет, дети разъехались по своим городам, у всех своя ипотека, так что денег и помощи ждать неоткуда, и живет она одинешенька в своем огромном запущенном доме, который ни продать, ни восстановить. Но, может быть, как-то все образуется?
Ей уже много лет. Она верующая и ходит по воскресеньям в местную церковь. Большую часть дня она посвящает участку, хочет его в одиночку поднять и, может быть, даже прокормить овощами детей и их семьи. Впрочем, у нее есть новый муж, которого она до себя едва допускает, потому что тот сильно пьет. Он живет через дорогу, и только иногда заходит к ней попросить на водку. Иногда он кое в чем помогает, если не дюже пьян. Все-таки жить вдвоем не так уныло, и есть ощущение, что ты не потеряна окончательно и у тебя все нормально, как у людей.
Есть еще и любовник, но он живет в городе, и он на двадцать лет младше ее. Зовет замуж, но она не идет. Она, как приличная замужняя женщина, ждет, что рано или поздно он одумается и найдет себе молодую. Все-таки что-то их сильно связывает, и когда она к нему приезжает, они недурно проводят время в постели. Однако здесь в деревне у нее и куры, и козы - и о них надо в первую очередь позаботиться. А пригласить его к себе в деревню тоже нельзя - потому что муж, а люди ведь будут плохо о тебе думать.
Эта безвыходность тянется без изменений уже много лет. Однако она настойчиво вопрошает Бога: что будет дальше? Из издательства ей уже давно не звонят. Каждый вечер писательница, устав от трудов по хозяйству, садится за компьютер и открывает свою страницу на прозе. Ей хочется написать что-то новое, но она не может собраться с мыслями. Просто просматривает рецензии. Еще ей нравится перечитывать свои старые произведения, и когда она это делает, то понимает, что лучше чем тогда она уже не в состоянии ничего написать. Творчество как-то совсем не идет. Хотя ей это не так уже важно, и только один вопрос озадачивает ум: Почему, несмотря на свой возраст, она так полна жизни? Почему у нее молодой и страстный любовник? И почему она уверена, что всё еще не закончено, и что что-то ждет впереди? 

Погоди, погоди, творческая женщина! Ответь мне, пожалуйста, на вопрос:

Как получилось, что жизнь твоя превратилась в развалины? Как ты, такая хорошая собой, женственная и трудолюбивая, допустила, что, имея всё, ты не имеешь теперь ничего? Не твоя ли надежда на Бога и Его помощь привела тебя к тому, что ты заживо похоронила свой талант? И на какое счастье еще рассчитываешь, если не в силах сама разобраться с любовниками и мужьями? Этого ли хотел от тебя Творец, когда ты начинала свой творческий путь?

*   *   *

Вот они, семь опасных хищных зверей, которые пожирают твою творческую энергию и оставляют тебя ни с чем:
1. Служение, 2. Наслаждение процессом, 3. Стремление к свободе, 4. Жажда мудрости, 5. Бесстрашие, 6. Преданная любовь, и 7. Надежда на Бога.
Возьмите же над ними контроль!

*   *   *

Спонсор статьи - Эдуард Фетисов
http://proza.ru/avtor/edfet