Столбы - байка

Владимир Войновский
Фото из Интернета

Маневры http://proza.ru/2023/06/08/811


          Все курсанты морских учебных заведений проходят практику в море. Есть специализированные учебные суда, есть парусные, а кому повезет, уходят в промысловые и транспортные рейсы, где можно и себя показать, и денежку заработать.

          И вот один «морской волк» рассказал такую историю.

          Давно дело было, а всегда вспоминаю с улыбкой. Я тогда салага, курсант мореходки. Форма, гюйс, фуражка, стрелочки на брюках с лёгким клёшем такие, что порезаться можно. Идешь по городу, девчонки рты поразевают и, кто в столб, кто об забор, валятся… не жизнь, малина сплошная.

          Мне исполнилось восемнадцать и волею улыбнувшейся фортуны, для прохождения практики, меня зачислили на промысловый траулер, уходящий к берегам Новой Зеландии для лова креветки в южной части Тихого океана.

- Чего спрашиваешь? В смысле на кого учился? На кого надо учился… не перебивай… на судоводителя… И как попал в океанское плавание? Говорю же, фортуна улыбнулась. Еще раз перебьешь и тишина…

  У нас уже тогда флот колхоза имени Ленина вел добычу по всему земному шару. Прибыл с направлением в контору, прошел все минимумы и максимумы. Приписали меня к судну и вот я на борту блестящего новой краской после ремонта БМРТ.

          Старпом поселил меня в каюту с рулевым матросом и назначил наставника практики – третьего помощника капитана. Я должен был заступать с ним на вахты и стоять рулевым, либо выполнять отдельные поручения, а также навигация, практика прокладки курса на штурманских картах.

  Третий помощник на четыре, пять лет меня старше. Закончил вышку и у него был второй рейс. Парень веселый, общительный и очень ответственный. Еще до выхода из порта, каждый день уделял мне время для практических занятий. Таким образом, я стал ему доверять полностью и исполнять его поручения четко и безоговорочно.

  В назначенный день, отработав тревоги по спасению корабля, пройдя проверки портнадзора и закрыв границу, наш красавец, издав прощальный гудок, взял курс на выход из Авачинской бухты.

  Что я тогда испытывал не передать словами. Сказать восторг, ничего не сказать. Я был самый счастливый на всем белом свете.

- Членам экипажа, выходящим в первый рейс подойти в общую столовую экипажа, – по громкой связи объявил строгий командный голос.

  Нас таких было шестеро. Первый выход в океан через ворота бухты в районе «Трех братьев» требовал от новичков пройти обряд посвящения в моряки.

  Капитан зачитал торжественное приветствие, представил каждого из нас, находящимся тут же лицам с широкими дружескими улыбками.

- Теперь каждый должен выпить литр забортной воды, представиться по занимаемой должности…

  «Ничего себе?! Она же соленая! Как ее пить?», – подумалось мне в тот момент. Хотел было отказаться, но традиция и милые улыбки старших товарищей ободряли.

  Зажмурив глаза, я потихонечку начал пить морскую воду. Она вежливо попросилась назад, но я настоял и протолкнул ее внутрь. Так, под радостные крики экипажа, осушил свою литровую кружку каждый новичок и представился…

- Курсант-практикант… по должности…, – раздался дружный хохот.

- Студент! – сказал кто-то, и смех продолжился, а кличка устойчиво закрепилась за мной на весь наш поход.

  На переходе в район промысла, экипаж занимался своими делами, согласно штатному расписанию. Я нес вахты. Заменял рулевого матроса у штурвала, практиковал определение координат места нахождения траулера и наносил их на карты.

- Студент! – это третий помощник, – Скоро будем проходить экватор. А что такое экватор?

- Условная линия, которая проводится на равном расстоянии от Северного и Южного полюсов…

- Правильно! Смотри… на карте обозначений нет. Но мы можем при прохождении экватора зацепить бортом экваториальный столб, а что такое экваториальный столб?

- ???

- Как? Вас в мореходке не учили, что такое…? Как же ты попал на практику в море?

  Мне стало стыдно, и я даже не знал, как и что ответить старшему товарищу. Да еще и связи, которые помогли выйти в рейс.

- Так! Пошли к карте! Смотри… вот экватор. На расстоянии десяти кабельтовых друг от друга на нем установлены экваториальные столбы, чтобы моряки могли точно определить его пересечение. А зачем?

- Не знаю, – вздохнул я.

- Эх, молодежь… и чему вас там всех учат? А «День Нептуна» никто на флоте не отменял. Это же святое для всех моряков.

- Точно! – я шлепнул себя по лбу.

- Вот наш «лайнер». Вот экватор. С учетом поправок на течение, вероятные погодные условия. Зная скорость движения, мы вычисляем время подхода к этой линии, – штурман ткнул карандашом в карту, – Итак, мы придем в заданную точку около полудня завтрашнего дня. Но это все неточно и требует визуального наблюдения. Завтра освобождаешься от дневной вахты на мостике и заступаешь на бак «впередсмотрящим».

  Так я получил еще один бесценный опыт морской профессии судовождения.

  В районе полудня я стоял на баке с биноклем и вел наблюдение по курсу нашего траулера. Я подошел к выполнению задания очень ответственно. С собой я взял планшет и вел записи. Но сколько бы мы не двигались, и сколько бы я не всматривался вдаль, а никаких столбов на горизонте не наблюдалось. Через час судно легло в дрейф. Я посмотрел на мостик. Офицеры мило улыбались и махали мне руками. Не получив никаких дальнейших распоряжений, я продолжил исполнение поставленного поручения.

          И тут со стороны траловой палубы раздалась громкая музыка и голоса через громкоговоритель. Повернувшись в сторону мостика, я увидел чертей?! Они бежали на меня, громко смеялись и размахивали сетью. Вот в этой сетке меня перенесли к импровизированному бассейну и по указанию Нептуна бросили в воду, прямо как был в одежде…

  До конца рейса, нет-нет, а кто-нибудь да вспоминал про экваториальные столбы и шутку штурмана. Всем было весело, а мне грустно. Опростоволосился. Поймали меня на мякине старшие товарищи.

          Вот такая история, брат.

Поросенок http://proza.ru/2023/06/11/1610