О природе религиозной веры

Александр Захваткин
Религиозная вера зародилось с незапамятных времён в первобытных общинах человеческой популяции, как доступное объяснение непонятных явлений, с которыми сталкивался человек в своей повседневной жизни. Благодаря фантазийным предположениям, на её основе сформировалось мифологическое мышление, в которым реальность трансформировалась через метальные социальные образы в стройную мировоззренческую картину бытия. Но уже в античности, многие мыслители стали сомневаться в достоверности этой картины бытия, и пытались объяснить наблюдаемую реальность без привлечения мифических образов, но в массовом сознании мифологическое сознание укрепилось настолько глубоко, что даже современная образованность не в состоянии его поколебать, поэтому иррациональная вера в Богочеловека и различных божественных пророков до сих пор определяет мышление подавляющей части человеческой популяции.

Если во времена Средневековья подобная иррациональная вера имела логическое объяснение всеобщим уровнем интеллектуального невежества, то в современном обществе, широко доступного образования, она вызывает по меньшей мере удивление.
Как современное образовательный уровень сосуществует со слепой верой в мифические персонажи, которые воспринимаются их последователями на уровне объективной реальности?

Возможное объяснение этого феномена лежит в особенностях человеческой психики, которая находится в плену представлений о внешнем цензоре нравственно-этических ориентиров.

К сожалению, в отличие от физиологических рефлексов, которые передаются от человека к человеку на генном уровне по наследству, этические паттерны передаются исключительно через процесс воспитания инструментарием внешнего цензора старшего поколения. Человек с первых контактов со своим социальным окружением, с молоком матери, воспринимает свою зависимость от знаний и опыта старшего поколения, преодолеть которую он не в силах практически до конца своей жизни, и никакое образование не способно справиться с этой задачей, кроме самого человек в ходе собственного саморазвития и самосовершенствования. Только тот человек, который сможет преодолеть свою зависимость от слепого знания и опыта предыдущих поколений, имеет шанс вырваться из омута иррационального мифологического мышления, для остальных, это непреодолимая зона психологического запрета.

Таким образом, природа цепкости иррационального мифологического мышления кроется в устойчивых паттернах этического, нравственного воспитания в виде внешнего цензора, в качестве которого выступает антропоморфный мифический символ в виде Богочеловека или божественного пророка. Процесс социального преодоления этой инфантильности напрямую связан с процессом нравственного самосовершенствования, и сознательного отказа от внешнего нравственно-этического цензора в любом виде.

Свобода от иррационального мировоззрения наступает лишь в том случае, когда человек осознаёт уровень своего нравственного совершенствования, который не нуждается в какой-либо внешней психологической опоре. Таким образом религиозная вера, это порок нравственно-этического развития, характеризующийся неспособностью человека оторваться от наследственных социальных знаний.

Одной из форм такого порока является атеизм, который имеет те же психологические корни, что и теизм. Зародившись в античности, как механистическое отрицание теизма, в образованном обществе он превратился в паттерн исключительной истинности, отрицающей реальность.  Но в отличие теизма, который укрепляется этически-нравственными паттернами теистических учений, атеизм вынужден обращаться к нравственному воспитанию, не на основе объективных знаний, а на принципах социального регламента, который по сути своей повторяет антропоморфный мифологический паттерн теизма внешнего цензора. Как результат, атеисты вообще теряют нравственные ориентиры, и превращаются в слепых фанатов своего учения. Как говорится «хрен редьки неслаще».

Другим отклонением религиозной веры является полная потеря социальных связей человека, который возводит идею самосовершенствования в фетиш исключительной ценности бытия, превращаясь в аскетического отшельника. Это скорее психологическое заболевание, патология, чем подлинный путь самосовершенствования.

В норме, преодоление иррационального мифологического мышления, должно проходить в привычных социальных связях на фоне объективного анализа несовершенства паттернов веры унаследованных от предыдущих поколений, и формирование личного нравственного цензора, независящего от каких-либо общепринятых догм. Главным критерием при этом должна быть доброжелательность к людям, находящимся в плену тех или иных пороков веры, в том числе и религиозной.