Сентиментальное путешествие на картошку

Лена Мюрат
ЭХ, КАРТОШКА, ТОШКА, ТОШКА, ТОШКА

Название фильма "Сентиментальное путешествие на картошку" может кому-то показаться если не несуразным, то излишне претенциозным. Ну что , скажите, может быть сентиментального в стройотрядовской поездке на сельхозработы по уборке урожая картофеля? Да и само соединение классического литературного словосочетания "сентиментальное путешествие", настраивающего на романтический лад, в паре со словом "картошка", уже обещает нечто вымученно-ироническое, вполне сообразное шуточкам времен позднего "застоя". А между тем, ничего иронического в этой картине нет. И она действительно щемяще - сентиментальна. И потом - печеная картошка у костра- разве это не романтично?
Но вот чего вы действительно не увидите в этом фильме, так это нарочито- лубочной "деревенской" романтики, так любимой советскими кинематографистами, даже создавшими построенный на этом любовании специфический жанр " деревенского кино". Хоть и снималось "Путешествие" в живописных местах Печерского района Псковской области, авторам картины удалось избежать умиленности и любования сценами из деревенской жизни, сухо ограничившись лишь функциональным и обыденным бытовым жизнеописанием .
Да и сам герой фильма, Петр Карташев( Филипп Янковский), парень весьма скромный и незадачливый, даром что спортсмен. За что и получивший от язвительной однокурсницы весьма емкую характеристику: "Серый ты, как мои родители". Все герои здесь - как -будто сошедшие с черно-белой групповой фотографии, показанной в начале фильма. И только нет-нет, да мелькнет среди этой унылой гаммы красная кепочка юной прелестницы Ани ( Анжелика Неволина).
Все в этом фильме тайна, все осязание, и все быль. Которую почти документально фиксирует удивительная камера ленинградского оператора Дмитрия Долинина( чьей первой режиссерской работой стала картина), придающая эмоционально -смысловую нагрузку подернутому холодной росой пейзажу туманного осеннего утра , отблеску мерцающего пламени костра в ночи, освещенной им нежной фарфоровой бледности прелестного профиля героини Анжелики Неволиной, резкости черт и ершистости волос отчаянно влюбленного в нее Петра...
Наверно, почти у каждого в жизни было подобное сентиментальное путешествие .
Поэтому пересматривать этот фильм-все равно что перелистывать фотоальбом прошлых лет , вспоминая прекрасные времена своей студенческой поры, с ее закатами и рассветами, с ее влюбленностями, волнениями, разочарованиями и трогательными признаниями...И обжигающую пальцы, такую вкусную рассыпчатую картошку у ночного костра!