Встречной
Я только рыцарь и поэт,
Потомок северного скальда.
А муж твой носит томик Уайльда,
Шотландский плэд, цветной жилет…
Твой муж – презрительный эстет.
Не потому ль насмешлив он,
Что подозрителен без меры?
Следит, кому отдашь поклон…
А я… что мне его химеры!
Сегодня я в тебя влюблен!
Ты вероломством, лестью, ложью,
Как ризами, облечена…
Скажи мне, верная жена,
Дрожала ль ты заветной дрожью,
Была ли тайно влюблена?
И неужели этот сонный,
Ревнивый и смешной супруг
Шептал тебе: «Поедем, друг…»,
Тебя закутав в плэд зеленый
От зимних петербургских вьюг?
И неужели после бала
Твой не лукавил томный взгляд,
Когда воздушный свой наряд
Ты с плеч покатых опускала,
Изведав танца легкий яд?
2 июня 1908
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Заглавие Даме с парохода
6-10 а. …Я волен, счастлив и влюблен!
»
Заглавие изменено, вероятно, чтобы избежать ассоциаций со строками:
«Прекрасная Дама…
Она не ездит на пароходе.
1905 г.»
Ведь стихотворение – одно из немногих, полностью здешнее. Где женщина – земная, без всяких “шестых чувств” или змеиных движений – весёлая, очаровательная, лживая. И стихотворение легкой виртуозностью напоминает насмешливые стихи молодого Пушкина:
«…Сначала были мы друзья,
Но скука, случай, муж ревнивый…
Безумным притворился я,
И притворились вы стыдливой,
Мы поклялись…»
Но навигация на прогулочном пароходе диктует свой ускоренный хронометраж… Однако, Блоку опять не повезло на вольной охоте – 'та чужая «жена» тоже оказалась «верной», и донжуану осталось только изливать сарказмы на её мужа.
Не то, что собственная…
– «Я только рыцарь и поэт // Потомок северного скальда» – в поэме «Ночная фиалка» он описал этот образ чуть подробнее:
«…Был, как я, благородного рода,
Стройным юношей, храбрым героем,
Обольстителем северных дев
И певцом скандинавских сказаний…»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Уайльд Оскар (1856 – 1900) – английский прозаик, поэт, драматург, признанный законодатель эстетства.
»