Блок. Встречной. Прочтение

Виталий Литвин
Встречной



 
                Я только рыцарь и поэт,
                Потомок северного скальда.
                А муж твой носит томик Уайльда,
                Шотландский плэд, цветной жилет…
                Твой муж – презрительный эстет.
 
                Не потому ль насмешлив он,
                Что подозрителен без меры?
                Следит, кому отдашь поклон…
                А я… что мне его химеры!
                Сегодня я в тебя влюблен!
 
                Ты вероломством, лестью, ложью,
                Как ризами, облечена…
                Скажи мне, верная жена,
                Дрожала ль ты заветной дрожью,
                Была ли тайно влюблена?
 
                И неужели этот сонный,
                Ревнивый и смешной супруг
                Шептал тебе: «Поедем, друг…»,
                Тебя закутав в плэд зеленый
                От зимних петербургских вьюг?
 
                И неужели после бала
                Твой не лукавил томный взгляд,
                Когда воздушный свой наряд
                Ты с плеч покатых опускала,
                Изведав танца легкий яд?
                2 июня 1908






А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
      «
      Заглавие                Даме с парохода
      6-10 а.                …Я волен, счастлив и влюблен!
      »

     Заглавие изменено, вероятно, чтобы избежать  ассоциаций со строками:

                «Прекрасная Дама…
                Она не ездит на пароходе.
                1905 г.»

     Ведь стихотворение – одно из немногих, полностью здешнее. Где женщина – земная, без всяких “шестых чувств” или змеиных движений – весёлая, очаровательная, лживая. И стихотворение легкой виртуозностью напоминает насмешливые стихи  молодого Пушкина:

          «…Сначала были мы друзья,
           Но скука, случай, муж ревнивый…
           Безумным притворился я,
           И притворились вы стыдливой,
           Мы поклялись…»

     Но навигация на прогулочном пароходе диктует свой ускоренный хронометраж… Однако, Блоку опять не повезло на вольной охоте – 'та чужая «жена» тоже оказалась «верной», и донжуану осталось только изливать сарказмы на её мужа.
     Не то, что собственная…

     – «Я только рыцарь и поэт // Потомок северного скальда» – в поэме «Ночная фиалка» он описал этот образ чуть подробнее:

        «…Был, как я, благородного рода,
          Стройным юношей, храбрым героем,
          Обольстителем северных дев
          И певцом скандинавских сказаний…»

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     «
     Уайльд Оскар (1856 – 1900) – английский прозаик, поэт, драматург, признанный законодатель эстетства.
     »