Сочинение ЕГЭ русский язык по тексту Б. П. Екимова

Лариса Батаева
  ЕГЭ.  Русский язык. Сочинение по тексту Б.П. Екимова.

            (1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.
(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.
          (4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».
(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.
        (7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было.         (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан?   
        (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!
        (14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.
       (17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же, с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё. (19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.
        (26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее – Дон, его могучие воды. (По Б.П. Екимову*) *Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

4.Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

           Борис Петрович Екимов пишет о том, что русский язык – это великий океан, пополняющийся «чужими словами», придавая им новые смыслы, ошлифовывая их, заставляя сиять добром и красотой в народной речи, литературе. Они, как исконно русские слова, становятся похожими на росинки в лучах солнца: отсвечивают бриллиантами чувств, мыслей, вызывая у нас гаммы эмоций. Проблема состоит в том, по мнению писателя, как увидеть в судьбе нашего языка судьбу народа, как научиться оберегать  его от «восточных и западных» ветров. Испокон  веков  народ понимал, что язык – это ментальность народа, его главная духовная ценность, по утверждению автора, судьба языка – судьба народа.
           Язык – дар, достояние народа, переданные нам предками. Великие писатели, рожденные русской землей, знали, что литература, журналистика «влияют на состояние русского языка. Тут дело в совести и, главное, в таланте». Думаю,  автор озабочен тем, что нравственность каждого, кто прикасается к слову, должна быть величайшей, потому что только тот, кто любит родину, землю русскую, способен через призму своего таланта передать эти чувства читателям, как это делали Толстой, Тургенев, Достоевский и другие.
           Охранять русский язык от искажений, духовной непорядочности во времена глубоких перемен в нашей стране нужно «скорее в умах и душах людей». Школьники «земные родники да ключи берегут, чистят их, родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки», которые потом, впадая в океан,  оживляют его воды, делают чистыми  и могучими. Так и в языке: не засоряя его, очищая от скверных слов, мы очищаем и себя, свою принадлежность к высоким мыслям, выливающимся в высокие чувства и прекрасные дела. Сопоставляя аргументы, хочу сказать, что первый – это определение смысла великого дара, полученного нами от наших предков, бесценного, как наша жизнь, высокого и светлого, от которого зависит наша жизнь: без языка нет и народа. Второй аргумент учит нас беречь и приумножать этот дар. «Чистота  родников» речи зависит от нас. Великий И.С. Тургенев в стихотворении  в прозе «Русский язык»  завещал беречь наш язык, переданный нам нашими предшественниками: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
         Позиция автора однозначна: мы в ответе за сохранение и развитие нашего замечательного языка, познаем его живительную силу, глубину мысли, получаем прививку ментальности и духовного богатства. Полностью соглашаемся  с такой позицией, потому что «не отрекаются, любя» свою родину и народ, будем защищать свой язык – наше самосознание и достоинство.
        Таким образом, мы  часть народа, владеющего бесценным даром, который гордо проносим по жизни, оберегая его от враждебных проникновений и пошлостей.  Он, по выражению Екимова,  могучее древо, под сенью которого можно насладиться  «живой» мыслью, добрым словом, живительной силой.    413 слов