Волчий вопрос. Маугли

Александр Анастасин
Конечно, история про Маугли, придуманная Киплингом, родилась не на пустом месте.
 
Сообщения о маленьких детях, которые каким-то образом оказались принятыми в волчьи стаи, появлялись неоднократно. Некоторые исследователи утверждают, что таких случаев в Индии, например, было известно не менее пятидесяти. Насколько эта информация была достоверной в том или ином случае, судить трудно.

Однако несколько эпизодов, когда волки приняли в свою стаю «человеческих детенышей» оказались задокументированы и их можно считать абсолютно достоверными.
 
Так случилось с индийским мальчиком, которого в приюте, куда он попал после того как был отнят у волчьей стаи, назвали Дина Саничар.

События происходили в штате Уттар-Прадеш в 1867 году.  Охотники, которые обнаружили одну волчью стаю были сильно удивлены тем, что среди волков находился человек – ребенок примерно шести лет. Из наблюдений было ясно, что мальчик чувствует себя комфортно среди диких зверей, он передвигается вместе со стаей, вместе с волками поедает сырое мясо. Волки не проявляют по отношению к нему признаков агрессии. Очевидно, что они считают его членом своей семьи.

Тем не менее, охотники решили поймать мальчика живым и, как они считали, тем самым спасти его от неминуемой гибели. Охотники выследили место волчьего логова, которое те устроили в пещере и укрывались там в дневное время.

Выкурив из пещеры огнем и дымом волчью стаю, они поубивали волков, а мальчика забрали с собой. Ребенок был доставлен в детский приют, где и получил свое имя. Каким образом мальчик попал в волчью стаю, где его родители, сколько времени он провел среди волков так и осталось неизвестным. Мальчик не умел говорить и не мог дать никаких пояснений.

Случай с Саничаром был широко известен не только в Индии, но и далеко за ее пределами, так как информация об этом событии, о жизни ребенка, воспитанного волками, многократно попадала в прессу. Сохранились фотографии этого человека-волка, который, прожив больше двадцати лет среди людей, так и не смог научиться человеческой речи.

Другая хорошо задокументированная история также произошла в Индии. Две девочки, которых назвали Амала и Камала, также были пойманы охотниками и доставлены в приют.

Волчья стая, в составе которой находились два страшных «чудовища» - «духа» сильно беспокоила жителей одного поселка. Они попросили охотников избавить их от этой напасти.

Охотники нашли место обитания стаи и устроили там засаду. Каково было их удивление, когда волчья стая начала выходить из норы. Сначала один за другим появились волки, а последними оттуда вылезли, предварительно внимательно оглядев местность вокруг, два лохматых и совершенно голых существа, похожих на детей.
Охотники приготовились к стрельбе, но старший этой команды запретил их убивать, решив, что «духов» необходимо взять живыми.

Так девочки-волчата оказались в приюте, где и провели много лет своей жизни. Сингх, владелец приюта, и его жена вели записи наблюдений за детьми. История получила широкую огласку, была хорошо освещена в прессе, задокументирована, в том числе, и в фотографиях. Эти события относятся к 60-м годам двадцатого века, то есть к периоду, когда "Книга джунглей" была уже Киплингом написана.

Сообщалось о других, достаточно частых, случаях «усыновления» волками детей, но документального подтверждения этим фактам не было получено.

Разумеется, Киплинг, который родился в Индии и много лет провел в этой стране, изучая различные стороны жизни людей, не мог не знать о подобных случаях. Эти истории и легли в основу придуманной им сказки про Маугли. Кстати, Джозефу Редьярду Киплингу в 1867 году, когда был пойман Саничар, исполнилось всего два года, а «Книга джунглей» появилась в 1894 году.

В Испании также был зафиксирован факт, когда волчья стая приняла мальчика, который и прожил с волками двенадцать лет, пока его, девятнадцатилетнего, не поймала полиция и не вернула к людям. В этом случае, правда, речь не идет о похищении волками ребенка. Мальчик, оказавшись в одиночестве, заблудился в горах и сам пришел к ним.

На фоне этих историй совершенно не выглядит удивительной библейская легенда про Ромула и Рема, выкормленных волчицей.

Чем же руководствуются волки в подобных ситуациях, когда «усыновляют» «человеческих детёнышей»? Однозначного ответа на этот вопрос, видимо, не существует.

Наиболее правдоподобной выглядит следующая версия. Матерый – глава волчьей стаи на период выращивания щенков становится в положение послушного исполнителя требований волчицы. Такое положение, кстати, приводит многих наблюдателей к ошибочному выводу о том, что в волчьей стае всегда доминирует волчица.

Задача главы семейства на период выкармливания щенков заключается в необходимости снабжать семью продовольствием.

По мере подрастания малышей, когда они начинают употреблять в пищу мясо, и с этого момента уже считаются не щенками, а прибылыми, задача матерого усложняется. Еды требуется все больше. В этот период самец работает буквально «на износ», сам ведя полуголодный образ жизни.

Ближе к концу лета, когда молодые волчата достаточно окрепли, их необходимо приучать к самостоятельной охоте. В этот период отец обязан кроме мяса приносить в логово и живую добычу, чтобы дать молодняку первоначальные навыки в охоте.
Натуралисты, охотники, которым приходилось вести наблюдение за жизнью волчьих семей в логове, неоднократно наблюдали, как молодые волчата тренируются на полузадушенных мышах, сусликах, зайцах, различных пернатых, приобретая тем самым охотничий опыт.

Случалось, что волчата, не сумев одолеть, например, принесенного для этой цели, енота или лису просто превращали их в партнера по своим детским играм, а какой-нибудь полузадушенный заяц, очухавшись, мог дать стрекача и убежать от своих мучителей.

Вот так и ребенок, которого матерый украл у людей и притащил в логово живым, мог сначала стать игрушкой для волчат, а потом превратиться в их брата. Родители в этих случаях бывают индифферентны к происходящему, руководствуясь принципом «чем бы дитя ни тешилось».

Другая ситуация может возникнуть в случае, когда кормящая волчица по каким-то причинам могла потерять своих щенков и, распираемая молоком, готова стать матерью кому угодно. Самостоятельно украв для этой цели ребенка, она превращала его в свое собственное дитя.

Поразительным, на мой взгляд, в подобных ситуациях становится поведение ребенка в волчьей стае, а также совершенно фантастическая адаптация человеческого организма к условиям обитания вместе с волками.

Как описывали наблюдатели за Саничаром, Амалой и Камалой, их организмы удивительным образом приспособились к экстремальным условиям, в которых они оказались до момента возвращения к людям.

Главное, что произошло в трансформации организмов таких детей-волчат, это адаптация их системы пищеварения. Все они приобрели способность питаться исключительно сырым мясом. Даже попав в приюты, где их пытались кормить обычной «человеческой» пищей, они на протяжении всей оставшейся жизни сохранили приверженность к рациону, к которому привыкли в волчьей стае.

Известно пристрастие волков к падали. Сильная концентрация желудочного сока позволяет им беспроблемно поедать и переваривать разную тухлятину. Амала и Камала, получив от волков эту привычку, не упускали случая съесть какую-нибудь сдохшую птицу или мелкого зверька, если подворачивался такой случай. Как описывает Сингх, после таких случаев они зачастую болели. Видимо их желудки не полностью превратились в волчьи, и им не хватало концентрации кислоты.

У всех троих описываемых детей необычайно обострилось обоняние. Они постоянно, по-волчьи задирая носы, нюхали воздух. Сырое мясо или падаль они могли учуять за семьдесят или даже больше метров. Так случалось с девочками, когда они, причуяв сырое мясо, могли стремглав примчаться на кухню, пытаясь стащить его со стола.

Все дети умели быстро передвигаться по-волчьи, на четвереньках, отличались при этом необыкновенной ловкостью, и отказывались ходить на двух ногах. Изменилось зрение. Все они очень хорошо видели ночью.

Не научившись разговаривать, они умели издавать «волчьи» звуки: рычание, вой, скуление, ворчание и тому подобное. Много лет детей не могли приучить к одежде, которую они, когда бывали принудительно одеты, старательно разрывали за ночь на мелкие полоски. Их организмы приспособились к жаре и холоду, девочки в условиях Индии не нуждались в одежде. Они, например, совсем не потели в жару, легко переносили ночной холод без одежды.

Поразительно мощным стал их иммунитет. Понятно, что самому сильному изменению подверглась психика детей-волчат, которые так и не смогли стать людьми.

Мне кажется, что феномен этот, чрезвычайно интересный сам по себе, до сих пор не был как следует изучен с медицинской точки зрения.

Подводя итог этим рассуждениям, можно вспомнить, что существует описание большого количества случаев, когда волки воровали живых детей и в нашей стране,  и в других странах, например, в Норвегии. Участь таких детей была печальна, так как, даже сумев сохранить жизнь среди волчат, они, в конечном счете,  не могли выжить в условиях сурового северного климата.

    2019