Сергей Колбасьев моряк, писатель, поэт

Леонард Позолотин
Сергей Колбасьев моряк, писатель, поэт.

Сергей Адамович Колбасьев - русский и советский моряк, прозаик-маринист, поэт, радиолюбитель, пропагандист, консультант джазовой музыки..
Место рождения: Одесса,
Дата рождения 3 (15) марта 1899
Образование: Морской кадетский корпус
Дата смерти не ранее 1938 или 1942
Место смерти не известно
Годы творчества 1921—1937

Родился в Одессе в семье коллежского асессора Адама Викторовича Колбасьева и уроженки Мальты Эмилии Элеоноры (Эмилии Петровны) Каруана. Во многом благодаря матери Сергей Колбасьев с детства владел английским, французским, немецким и итальянским языками. Сохранился шутливый юбилейный диплом, которым в 1929 году, к своему 30-летию, Сергей Колбасьев наградил свою мать за «высококвалифицированные услуги и неустанные труды на благо российской литературы».

Отец - присяжный поверенный Адам Викторович Колбасьев. Мать - итальянка Эмилия Петровна Колбасьева (урожденная Коруани).
Благодаря родителям, с которыми имел возможность путешествовать, Сергей с раннего детства изучал языки: свободно владел английским, французским, немецким, итальянским (впоследствии самостоятельно изучил шведский и фарси). Учился в петербургской гимназии Лентовской,

Через год после смерти отца, в 1915 году, по примеру братьев отца и по настоянию дяди Евгения Викторовича Колбасьева, капитана I ранга, автора ряда изобретений для корабельного и подводного флота России, Сергей Колбасьев перешел из 6-го класса гимназии в Морской корпус, где обучался до марта 1918 года. Практику проходил в 1917 году на миноносце «Свирепый», участвовал в боевых действиях против турецкого флота.
После закрытия корпуса и досрочного выпуска в марте 1918 года, был направлен на Северный флот, где служил переводчиком при союзной миссии. Перед интервенцией уехал в Петроград. Воспитанный в либерально-демократических традициях, решительно встал на сторону Советской власти.

В составе Рабоче-крестьянского Красного Флота проходил службу на Балтийском флоте на линкоре «Петропавловск» и артиллеристом на эскадренном миноносце «Москвитянин», на котором 15 октября 1918 года ушёл по Мариинской водной системе из Петрограда в Астрахань. По май 1919 года служил старшим помощником командира эсминца «Прыткий» в составе Волжско-Каспийской флотилии.
С июля 1919 по февраль 1922 года занимал ответственные должности в Азовской военной флотилии,
С июля 1920 года служил командиром канонерской лодки «Знамя социализма» и, одновременно, командиром дивизиона канонерских лодок Азовской флотилии.
С февраля 1920 года по февраль 1921 года был начальником оперативного отдела эскадры морских сил Чёрного моря. В феврале 1922 года по ходатайству наркома просвещения А. В. Луначарского Колбасьев был откомандирован для работы в издательстве «Всемирная литература» и уволен в запас.

В 1931—1932 годах Колбасьев проходил стажировку на эсминцах «Калинин» и «Карл Маркс» в качестве штурмана, затем флаг-связиста дивизиона эсминцев. В 1937 году Колбасьеву было присвоено звание интенданта 3-го ранга, что соответствовало званию капитан-лейтенанта в военно-морском флоте.

Дипломатическая работа. Работал переводчиком в советских дипломатических миссиях: в 1923 году в кабульском полпредстве (вернулся на родину из-за конфликта с главой миссии Ф. Ф. Раскольниковым), и в 1923—1928 годах — в торговом представительстве в Хельсинки. Затем там же, в Хельсинки, заведовал экспортом и импортом радиооборудования.

Во время службы на Чёрном море летом 1921 года познакомился с Николаем Гумилёвым и решил заняться литературой. Гумилев посвятил ему строки:
Лейтенант, водивший канонерки,
Читал мне на память мои стихи...
Целую ночь над южным морем
Под огнем неприятельских батарей...
(Н. Гумилев. "Мои читатели")

В 1921 году Колбасьев вернулся в Петроград. Вместе с Н. Тихоновым и К. Вагиновым вступил в литературную группу «Островитяне». В сборнике этой группы опубликовал пять первых стихотворений. По воспоминаниям Исая Рахтанова, именно благодаря Колбасьеву, владевшему английским языком, Николай Тихонов испытал сильное влияние Редьярда Киплинга.

В Ленинграде Колбасьев стал членом «Литературного объединения Красной Армии и Флота». В журнале «Вокруг света» писатель опубликовал роман-игру «Факультет кругосветного путешествия» (1928), цикл морских рассказов «Поворот все вдруг» (1930), повесть «Салажонок» (1931). Около 1930 года он написал научно-популярную книжку для юношества о радиотехнике, писал очерки о социалистическом строительстве в городе и на селе.
Колбасьев продолжил литературную деятельность, опубликовав книгу «Правила совместного плавания», повести «Арсен Люпен», «Джигит» и «Река». Главной темой произведений писателя была служба на кораблях Красного флота, со времён Гражданской войны до первой пятилетки. Совместно с литературным критиком Н. А. Коварским написал сценарий к фильму «Миноносец „Бауман “.

В своих рассказах Колбасьев описывает собственный опыт службы во флоте, уделяя большое внимание техническим подробностям. Его проза - чаще всего автобиографическая, — написана живо, но вовсе не плотно, не сжато; Колбасьев любит удивлять неожиданными поворотами сюжета и оживлять повествование прямой речью.
***Есть версия, что именно Колбасьевым в 1937 или 1938 году написано известное стихотворение «В час вечерний, в час заката…», которое в советской устной традиции считалось предсмертным стихотворением Николая Гумилёва.

С. А. Колбасьев обладал разносторонними интересами, много читал, хорошо знал живопись и музыку, увлекался фотографией, авиа- и судомоделизмом, радиолюбительством.
 Модели кораблей он начал строить ещё в детстве. лет с десяти, построил настоящий флот. Модели надводных и подводных кораблей отличались тщательностью изготовления, вплоть до мелких деталей — якорей, шлюпок, поворотных орудий и такелажа, при том, длина одного из самых крупных кораблей — линкора — была около восемнадцати сантиметров.
Подаренная дочери собственноручно изготовленная модель яхты (длиной около шестидесяти пяти сантиметров) была пригодна для пусков в Финском заливе, на ней можно было поднимать и спускать паруса.
Коллекция моделей погибла во время блокады Ленинграда в 1942 году.

Важное место в жизни С. А. Колбасьева занимало увлечение радио. Он не только собрал собственный проигрыватель для пластинок, которые привозил из зарубежных командировок, и приёмник, отличавшиеся прекрасным качеством звучания, но и, совместно с писателем и инженером В. Д. Охотниковым, разработал и звукозаписывающий аппарат. В этом устройстве для записи звука использовалась склеенная в кольцо киноплёнка.
Им же было создано оригинальное устройство для воспроизведения изображения, в котором картинка возникала при вращении металлического перфорированного диска. Приёмники Колбасьева позволяли принимать из-за рубежа передачи зарождавшегося тогда телевидения. Написал популярные книги для юных радиолюбителей — «Радио — нам» и «Радиокнижка», которая выдержала три издания.

Колбасьев был одним из пропагандистов джазовой музыки в СССР. Он коллекционировал грампластинки, записывал музыку с радиоэфира с помощью рекордеров собственной конструкции, вёл радиопередачи о джазе и выступал с лекциями в ленинградских и московских домах культуры. Был консультантом-методистом молодёжного джаз-оркестра, опубликовал статью «Jazz» (журнал «Тридцать дней», 1934, № 12). В кинофильме 1983 года «Мы из джаза» отображён образ Колбасьева как ценителя и знатока джаза.

В декабре 1933 года и в 1934 году С. А. Колбасьев дважды был арестован как «сотрудник иностранных разведорганов» Великобритании и Финляндии (дело «Двойник»), но оба раза был освобождён.
В ночь на 9 апреля 1937 года был арестован снова. Совместно с писателем М. Е. Зуевым-Ордынцем обвинён по статьям 58-1а (измена Родине) и 58-10 (контрреволюционная агитация) УК РСФСР.

Как и при первых арестах, Колбасьев не признавал себя виновным, но его «контрреволюционность» подтвердили свидетели по делу: замредактора журнала «Костёр» К. Н. Боголюбов и безработный Д. Г. Стуков. В дни, когда ещё шло следствие, в передовой статье журнала «Рабочий и театр» за август 1937 года, «бывший офицер Колбасьев» был назван в числе «подонков, оказавшихся агентами фашизма».

Сведения о гибели Колбасьева противоречивы. Ранее считалось, что он был расстрелян 30 октября 1937 года по решению тройки УНКВД по Ленинградской области в соответствии с актом о расстреле 65 осуждённых, в котором Колбасьев фигурировал под № 11 (акт подписан 30 октября 1937 года).
Однако, согласно учётно-анкетной карточке Колбасьева, 21 января 1938 года он убыл из тюрьмы в неясном направлении. По свидетельству очевидца А. А. Вейхера, в феврале 1938 года Колбасьев среди большой группы заключённых замёрз на лесоповале в Талнахе.
В 1956 году дочь писателя Галина Сергеевна получила справку о смерти отца, где говорилось, что С. А. Колбасьев умер от лимфосаркомы 30 октября 1942 года. Известно, что подобные справки в большинстве случаев фальсифицировались.
В течение 20 лет имя С. А. Колбасьева практически не упоминалось в печати. О его смерти стало известно лишь после реабилитации, последовавшей 2 июля 1956 года.


Сочинения
Открытое море: Стихи. — Петроград, 1922.
Радио — нам. — 1929.
Поворот все вдруг. — Л., 1930 — трилогия из повестей: Арсен Люпен, Джигит, Река.
Салажонок. — М., 1931.
Радиокнижка. — 1931.
Правила совместного плавания. — 1935.
Военно-морские повести. — М., 1936.
Командиры кораблей // Нева. — 1983.
Большой корабль // Поединок. — 1983. — Вып. 9.
Два рассказа // Аврора. — 1984. — № 12.

***
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Проплывает Петроград...
И горит на рдяном диске
Ангел твой на обелиске,
Словно солнца младший брат.
Я не трушу, я спокоен,
Я - поэт, моряк и воин,
Не поддамся палачу.
Пусть клеймит клеймом позорным -
Знаю, сгустком крови черным
За свободу я плачу.
Но за стих и за отвагу,
За сонеты и за шпагу -
Знаю - город гордый мой
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Отвезет меня домой.


P.S.
На стене той самой камеры, где перед казнью сидел Гумилев было нацарапано:  "Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь. Н. Гумилев".