Самс и Вымс. Школа рисования

Серёжка Арбузов
  Я - художник.
  Однажды я выполнял сложную работу. Весь стол в мастерскойбыл занят листами бумаги, бутылочками с тушью, пёрышками и так далее. Неосторожное движение - и на лист опрокинулись два полупустых пузырька с синей и красной тушью... бац! Две огромные кляксы! Вся работа пошла насмарку!
  Только я собрался свернуть и выкинуть испорченный лист, как вдруг увидел, что кляксы - не просто кляксы. Они открыли глазки и удивлённо смотрели на меня. А потом начали дёргать ручками и ножками, словно пытаясь оторваться от листа бумаги. Оторопев, я молча глядел, как синее и красное пятна становятся всё более подвижными и живыми. Видно было, что отрываться от листа им очень трудно, на ярких цветных мордочках у них появились напряжённые гримасы. Не выдержав, я спросил: "Вам помочь?". Красный кляксич ответил: "Нет, лучше сам", синий пропищал: "Да, лучше вы...". Так вдоме у меня, кроме кошки, рыбок и попугая, появились два шустрых кляксича, один из которых всегда говорил "лучше сам", а другой - "лучше вы". Потому я и назвал их Самсом и Вымсом.

Чем питаются кляксичи?
  Раз завёл у себя живые существа, нужно о них заботиться. В первую очередь пришлось подумать о том, где будут жить кляксичи. Самсу было всё равно: он согласен был жить на том самом листе бумаги, который был его родиной. А Вымс захотел, чтобы у него всёбыло, как у человека: стул, кровать, кресла, столы и полки, и обязательно своя комната, и чтобы дверь закрывалась. Ну, конечно, я выдал кляксичам материалы и инструменты для постройки дома, и Самс горячо взялся за дело, лёжа на животе и бормоча: "Главное, чтобы всё было красивым и плоским... а комнату сделаем из перегнутого пополам листа... вот вам и дверь получится...". А Вымс слонялся рядом, сунув руки в карманы и заглядывая Самсу через плечо. Потом он скорчил капризную гримасу и сказал: "Нет уж, лучше вы... вы же художник - вот и сделайте мне комнату!".
  Времени у меня нет совсем, надо переделывать испорченную кляксами работу. Если кто-нибудь не поможет, Вымсу негдебудет жить! Попробуй? Придумай для него кляксовую комнату и мебель.
  Кроме места для жилья, кляксичам нужна пища. Что едят кляксичи, никто не знает, даже они сами, пока не проголодаются.Как ты думаешь, что могут есть живые существа, родившиеся из беспорядка?
  Зато совершенно точно известно, что кляксичи очень любят купаться, правда, не в воде, а в солнечных лучах. Если они долго лежат на солнышке, то становятся гораздо светлее - чище, что ли?
  Ещё кляксичи очень любят кисти, краски, тушь, карандаши и очень любят рисовать. Но не умеют.

Как кляксичи учились рисовать
  Самс и Вымс решили, что им надо выбирать профессию и учиться. Они захотели стать художниками - может быть, потому, что другой работы не знали.
  Я дал им тонко очинённые карандаши, два листа бумаги и велел попробовать нарисовать кувшин, тыкву и яблоко, которые расположил на столе. Сосредоточённо сопя, кляксичи принялись за работу. Некоторое время слышно было только скрипы карандашей, шуршанье резинки по бумаге ивздохи кляксичей. Потом они пропищали: "Посмотрите, что у нас вышло!". У Самса рисунок был почти законченный. У Вымса - бумага кое-где протёртая до дыр, кое-где перечёркнутая, а кувшин и тыкву с яблоками он вкривь и вкось изобразил в самом углу листа.
 - Ну, а вы-то сами как думаете, хорошо вышло? - спросил я кляксичей.
 - Думать, думать... пока думаешь, время-то уходит! А время - это деньги! - выпалил Вымс, поглядывая на свой пятнистый рисунок.
 - Чьи деньги? - удивился Самс.
 - Ну... мои, наверное! - ответил Вымс.
 - Так ведь у нас с тобой денег-то нету! Деньги-то за работу дают! - сказал Самс.
 - А... нам пусть платят за учёбу! - решил Вымс. - А если не будут, нарочно будем плохо учиться!
  Я даже растерялся: что можно было сказать Вымсу? Ты бы что ему сказал?
  Самс - в прекрасном настроении, а Вымс - в ужасном - сидели на краю стола и обсуждали, кто может считаться счастливым кляксичем.
 - Самые счастливые кляксичи - те, у которых абсолютно всё есть. А у меня ничего нет, ничего. Я очень несчастный кляксич, - уныло бурчал Вымс.
 - А что, собственно, кляксичу нужно? Дом у нас есть, друзья есть (мы с тобой ведь друзья?), даже отец есть - художник. Живём хорошо, учимся рисованию. Я очень счастливый кляксич! - радостно воскликнул Самс.
 - Ничего ты не понимаешь в счастье. Потому что - кляксич. Был бы человеком, по-другому бы рассуждал, - мрачно заключил Вымс.
  Я послушал и призадумался: а что такое счастье и что такое счастливый кляксич? Или человек? Что нужно им для счастья? Как ты думаешь?

***
  У одного Художника дома живут кошка, рыбки, попугай... И ещё у него живут два кляксича, красный и синий. Кляксичи - это такие существа, которые получаются из посаженных на бумагу клякс. Они очень любят загорать на солнышке, живут в нарисованных домиках, а чем питаются - неизвестно. Красный кляксич очень любопытный и весёлый, он всё любит делать самостоятельно. Поэтому и зовут его Самс. А синий - капризный. Он любит поныть. А если его просят что-нибудь сделать, отвечает: "Нет, лучше вы". Поэтому его зовут Вымсом. Да, самое главное! И Самс, и Вымс, и все другие кляксичи на свете очень, очень любят рисовать. Но не умеют.

Как кляксичи открыли школу рисования
  Как-то раз кляксичи сидели, болтая ножками, на краю цветочного горшка и рассматривали наброски к комиксу, сделанные Художником. Вымс сказал задумчиво и уныло:
 - Живут же эти художники! Взял бумагу, карандашиком почиркал... и пожалуйста - сколько денежек загрёб! Вон, и кошку кормит, и рыб этих, прожор... Ещё и самому на бутылку кефира хватает!
 - Что ты говоришь! - возмутился Самс. - Наш Художник вон сколько лет учился рисовать! Да он ночами свои комиксы рисует, чтобы нас всех прокормить. А мы с тобой... прямо стыдно - здоровенные уже кляксичи, а помощи от нас никакой.
 - А какая, какая от нас может быть польза? - в свою очередь возмутился Вымс. - Мы же из дому не выходим, как же нам работу найти? Хотя... послушай, я придумал! Давай с тобой откроем домашнюю школу: из дому выходить не надо, и Художнику поможем!
 - Что ты, какую школу? - удивился Самс. - Чему мы с тобой можем учить?
 - Как - чему? Разумеется, рисованию! - самодовольно усмехнулся Вымс.
 - Ри-со-ва-ни-ю?! - закричал Самс. - Да ведь мы с тобой сами рисовать не умеем!
 - Вот это-то и хорошо! - заблестел глазами Вымс. - Кто умеет, он уже научить ничему не может. Он же забыл, как это бывает, когда ничего не умеешь, не можешь и не понимаешь! А мы с тобой это знаем совершенно точно. Поэтому мы - лучшие учителя.
  Тут кляксичи переглянулись, не сговариваясь, прыгнули с края цветочного горшка на стол Художника. Мигом из груды материалов на краю фейервером полетели карандаши, пёрышки, листы бумаги, тюбики с краской... Школа рисования начала работать.

урок первый
  Когда Художник вернулся с работы, он сначала подумал, что в квартире поработали воры. Всё было вверх дном! Потом Художник увидел кляксичей, которые, лёжа на животе и сосредоточённо сопя, покрывали путаницей фломастерных линий листы драгоценного французского ватмана. Они не сразу заметили хозяина, а заметив, здорово струхнули.
 - Школа рисования! Делаем учебные помобия! - наконец пропищал Вымс, на всякий случай укрывшись за кувшином с кистями.
  Художник собрал раскиданные фломастеры и рисунки, а потом сказал неожиданно спокойно:
 - Школа рисования? Ну, это дело хорошее. Наверное, комиксы будете рисовать? Что ж, если хотите учиться...
 - Мы учить хотим!- пискнул Вымс.
 - ...если хотите учиться, давайте начнём с самого начала.
  И они начали! Если хочешь, давай и мы начнём учиться вместе с кляксичами. Тем более, что помочь нам взялся такой хороший Художник, который по-настоящему умеет рисовать Настоящие комиксы.
  А для начала Самсу и Вымсу, а также нам с тобой понадобятся:
1. Не слишком мягкий простой карандаш. Ты ведь знаешь, что карандаши бывают твёрдые (и тогда получается вот такая жёсткая линия (фрагмент "А" на рисунке)), очень мягкие (таким нам с тобой будет трудно работать, уж очень он мажется (фрагмент "Б" на рисунке)) и средние (это то, что нам надо (фрагмент "В" на рисунке)!).
2. Конечно, хорошая точилка.
3. Мягкийластик белого цвета. Если стёрка жёсткая, она будет драть бумагу, и рисунок получится грязным.
4. Хорошая (по возможности) акварель с чистыми, без серых и бурых оттенков Главными красками (красной, жёлтой, синей). Акварель не должна быть слишком сухой, потрескавшейся и жёсткой, в ней не должно быть комочков.
5. Кисточки для акварели, хотя бы две. Они мягонькие, из беличьего хвостика. Если их намочить, кончик у них из пушистого станет острым, вот так (фрагмент "Г" на рисунке). Одна кисть должна быть широкой (в магазине им дают номера семь, восемь, девять, десять), а другая - тоненькой.
6. И конечно, нужна хорошая бумага. Она не должна быть слишком тонкой, глянцевой. Никаких клеточек-линеечек! Лучше всего, конечно, ватман или полуватман. Ну, возьмём пока обыкновенный альбом для рисования.
7. А ещё баночка для чистой воды (окунать кисти) и листы плотной белой бумаги, чтобы пробовать на ней краски.
  Ну, а если мы всем запаслись, ждём второго урока в нашей школе рисования!

Урок второй. Как Художник сэкономил для кляксичей радугу
  Ко второму уроку у кляксичей всё было готово: и кисти, и альбомы, и баночка с водой. А карандаши и ластик они испытали ещё на первом уроке.
  Особенно понравились им акварельные краски. Самс гордился тем, что у него краски медовые, а Вымс - тем, что в его коробочке есть даже белая акварель.
 - Ну, что же, начнём рисовать! - улыбнулся Художник кляксичам и почему-то дал им две ровные дощечки и коробку кнопок.
 - Я доски рисовать не буду! - обиделся Вымс.
 - Рисовать их и не надо, - пояснил Художник. - Просто мы сейчас аккуратно намочим листы бумаги водой, прикрепим их к доскам кнопками и дадим просохнуть. Ведь краски-то у нас акварельные. Значит, они хорошо растворяются... в чём?
 - В мёде! Я свои уже лизнул, - обрадовался Самс, показывая зелёный язычок.
 - Ну, что ты! Мёд добавляют в акварель, чтобы она подольше не портилась. А растворяются такие краски, конечно же, в воде. "Аква" - ведь это и значит "вода".
 - А, знаю, знаю! - закричал Вымс. - Акваланг, аквариум - всё про воду!
 - Правильно, - улыбнулся Художник. - Потому мы и намочили листы водой: когда она высохнет, краски станут ложиться ровно-ровно. Только, чур, акварель больше языком не лизать! Это очень вредно. Может, даже вреднее, чем, например, поедать карандаши.
  Ну, а теперь, когда бумага подсохла, сделаем свой первый рисунок. Нарисуем радугу. Окунаем широкую кисть в банку, отжимаем излишек воды, разводим краску и...
  Самс и Вымс уткнулись в свои листочки, бормоча волшебную подсказку: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан". По первым буквам этой шпаргалки можно точно нарисовать все цвета радуги: Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый. И вот на двух листах засияли яркие радуги.
 - Молодцы! - залюбовался на их работу Художник. - Только очень уж много времени вы оба потратили. Целых семь красок набирали!
 - А как же! - в один голос воскликнули кляксичи. - Цветов-то в радуге семь!
 - Правильно, - ответил Художник. - Но нарисовать их можно всего тремя красками.
  И он быстро провёл на бумаге три яркие дуги: красную, жёлтую, синюю. Потом смешал границы между цветными полосами, размыл снизу чистой кистью синюю и добавил в неё ещё немножко красного цвета. Получилась радуга!
  Кляксичи были потрясены.
 - Как же так? Зачем же тогда в коробках столько красок, если можно обойтись всего тремя? - волновались они.
 - Эти три - Красная, Жёлтая, Синяя - главные, основные краски. Из них действительно получаются все остальные. Но нужные оттенки цвета получить трудно, поэтому у вас в коробочках они уже готовые. А теперь - первое задание-загадка: какой цвет называется сиреневым? К главным цветам он не относится. Какие краски надо смешать, чтобы его получить?
 - А с красками вообще можно делать разные чудеса. И даже узнавать при их помощи разные тайны, - говорил Художник. - Ну, например, нарисуйте сейчас на новых листках всё, что вам хочется. А я скажу вам по рисункам, какой у вас обоих характер и даже какое настроение.
  Заинтересованные кляксичи взялись за дело. Скоро на листе у Самса появился весёлый пушистый цыплёнок с ниточкой от красного воздушного шара в клюве. А у Вымса пронзительно-синие зигзаги поперёк листа и чёрные - вдоль. Художник долго присматривался к его рисунку, а потом осторожно спросил, что же Вымс хотел изобразить.
 - Это страшный шторм в океане, - мачно и гордо ответил синий кляксич. - Корабли уже все, конечно, утонули, только молнии теперь сверкают над паучиной.
 - Над... пучиной, наверное? - догадался Художник. - Ну, что же. По вашим рисункам можно сказать, что Самс - кляксич весёлый и добродушный. А Вымс - сумрачное такое существо, и настроение у него не из лучших.
 - Почему это? - обиделся Вымс.
 - Ну, посмотри. Самс для рисунка выбрал тёплые, яркие краски. А ты, наоборот, холодные и мрачноватые. - Художник осёкся, видя, что Вымс водит над обоими рисунками руками.
 - Оба холодные! - строптиво сказал он.
 - А, я догадался! - закричал тут Самс. - Не сами краски тёплые, а предметы, у которых такой же цвет. Раз огонь и солнышко горячие, то и жёлтые, оранжевые и красные краски - тоже!
 - Правильно! - улыбнулся Художник. - А краски, у которых оттенки льда, воды - холодные: голубой, синий, фиолетовый.
  А вот и второе задание-загадка: мы уже знаем, что зелёный цвет получают, смешивая тёплый жёлтый с холодным синим. Тогда какой же сам зелёный - холодный или тёплый?
  Ну, и домашнее задание: нарисуйте-ка два рисунка под названием "Хорошее настроение" и "Очень плохое настроение". Посмотрим, какие вам пригодятся краски!