Рим. колизей

Владимир Ник Фефилов
      Уложив вещи в номере, приняв душ и переодевшись после дороги, вышел в город. У меня была довольно таки подробная карта города на русском языке. Куда направить свои стопы? Осмотреть окрестности, пойти в близлежащий храм, осмотреть метро? Всё это быстро промелькнуло передо мной. И я выбрал главное, что я всегда хотел увидеть в Риме - Колизей. Этот вечный символ Рима, знакомый, наверное, чуть ли не каждому человеку на Земле. Посмотрел на карту, Колизей был от нас где - то в двух с небольшим километрах.
      Начинаю поход  с нашей тихой   улицы Гаэта, где находился отель в котором я остановился, и, следуя указаниям карты, выхожу на улицу Гойто. Она приводит меня к площади Дель Индипенденца. И улица и площадь застроены домами, скорее всего 19 века. Но есть и более старые дома. А также несколько домов современной постройки. Центральная часть площади – пешеходная зона, хотя она пересекается вдоль и поперек двумя улицами  - Гойто и Сольферино.  И они делят её на четыре части. Зона очень зеленая. Там есть скамейки. И множество киосков и мини магазинов – газетных, кондитерских и тому подобное. А в домах вокруг площади расположены небольшие магазинчики. Там был один русский магазин. Его хозяева и обслуживающий персонал были русскими. Во время моего пребывания в Риме я туда периодически заходил покупать себе еду на ужин. На площадь выходил и большой магазин Conad. Вот возле него все группы собирались на экскурсии.
      Смотрю на карту и по улице Сольферино прохожу на площадь у вокзала Термини. Когда то до 1888 года площадь так и называлась «Термини». А потом была переименована в память пятисот солдат, павших в битве при Догали в Эритрее в 1887 году в площадь дей Чинквеченто. Хотя и название «Термини» тоже историческое. Вокзал получил его по расположенным рядом с ним термам (баням) Диоклетиана. Площадь оживленная, она заполнена путешественниками, многочисленными пешеходами и транспортом. По всей площади разбросаны автобусные остановки. Автобусы отправляются в разные города и по всему Риму. С одной стороны площади проходит трамвай. Площадь у самого вокзала очень зеленая и, как мне показалось, очень чистая. Но моей целью был Колизей. Перехожу площадь и попадаю на улицу Кавур, которая проходит от Пьяцца дей Чинквеченто (площадь перед вокзалом Термини) до Римского форума.
      На вид обычная улица. Она относительно новая и была создана за 30 лет с 80-х гг. 19 века до 10-х гг. 20 века. Улица носит имя первого  премьер-министра объединенной страны Камилло Кавура, много сделавшего для объединения Италии. После объединения Италии и переноса столицы из Флоренции в Рим городу необходимы были новые дороги. Хаотично расположенные в этом районе дома с кривыми улочками снесли и проложили эту улицу, до сих пор играющую заметную транспортную роль в Риме. Пройти по улице от Термини до Форума можно минут за 20-25, если не останавливаться, чтобы взглянуть на понравившиеся дома и замеченные по ходу движения достопримечательности. Улица застроена домами в типично итальянской архитектуре. В домах много магазинов и кафе. Но меня привлекли несколько достопримечательностей. Прежде всего, огромная площадь, на которой был установлен обелиск, а за ним виднелся огромный собор. Я не знал, что это за обелиск и что это за собор.  Но сделал снимки.
Как позже нам сказали, это были Эксвелинский обелиск и очень древняя базилика Санта-Мария-Маджоре. Базилику я позже посетил и осмотрел её и внутри и снаружи. О чём я, возможно, расскажу позже. Второй достопримечательностью мне показалось оригинальное здание на углу улиц Кавур и Санта Мария Маджоре. Угловое здание с практически острым углом на стыке улиц. С колоннами, балкончиками. Очень красивое здание. А в конце улицы Санта Мария Маджоре виднеется эта грандиозная древняя базилика. Полюбовавшись этим домом, я поспешил дальше, к своей цели –Колизею.
      И вот слева я вижу пока неизвестную мне улицу, а в конце её появился силуэт Колизея. Улица это или ущелье, какой - то каньон в городе. Только вот река по ней не течёт. Но вид интересный. Необычная улица и, на
заднем фоне, Колизей. Позднее я узнал, что эта улица Виа-дельи-Аннибальди, которая была проложена в 1894 году сквозь холм Фагутале. Отсюда такие высокие подпорные стены, облицованные туфом и травертином, что придает улице необычный вид. Она соединяет между собой улицы Виа Кавур и Виа Никола Сальви. Сверху по холму параллельно этой неординарной улице идет улица дель Фагутали. На холме также сохранилась башня и другие старинные постройки. По улице-каньону иду к Колизею. И вот он передо мной. Не могу сказать, что я был сильно удивлён или поражён видом Колизея. Скорее я неосознанно сравнивал неоднократно виденные фото и видео с реальным видом представшего передо мной сооружения. Там глянец, здесь  камни  вечности. Их  можно  увидеть,  осязать,  почувствовать  веянье веков. Просто погрузиться в далёкие времена, в далекие эпохи. Я обошёл Колизей кругом. Снял со всех сторон. Представление о Колизее как огромном зрелищном комплексе получил. Но ещё больше получил представление о времени, о его разрушающей и всепоглощающей силе. И об отношении людей к деяниям предшественников. Ведь Колизей разрушало не только время, но и человек. Человек брал из него кирпич для строительства своих домов, церквей и дворцов. И это длилось веками. Но огромен был стадион, и не сумели весь его разрушить. И только в 1744 году после освящения Колизея его прекратили разрушать. Я пытался представить себе возрожденный Колизей. Но не смог. А потом подумал – не надо его реконструировать, восстанавливать его прежний облик. Пусть он останется таким как сейчас. Памятником величия, умения и трудолюбия людей и памятником неблагодарности новых поколений перед своими предшественниками.
      Внутри Колизей выглядит ещё более разрушенным, чем снаружи. Там, конечно, сохранились полуразрушенные ярусы. По ним можно даже походить. Видны руины подземных сооружений Колизея. Но вот и всё. Многое просто выломали на строительный материал для средневековых домов и церквей.
      Впечатлений от встречи с вечностью было много, но и много грусти по поводу утраты былого величия. Это же памятник Человеку. В строительство его вложили силы и архитекторы, и инженеры, и 100 тысяч строителей – рабов. Вот как памятник им и нужно было сохранить этот шедевр Рима.
      А мне нужно возвращаться к действительности. Пообедать, вернутся в отель, отдохнуть и приготовиться к экскурсии по ночному Риму.