Сознание

Михаил Шамин 2
         О сознании судили (древние мыслители) и судят ныне (эзотерики, верующие) таким образом.  Мол, сознание есть  некий над материальный  дух, первоначало  всего сущего, мыслящая нематериальная субстанция, или мировой разум, который всё видит, знает, понимает и направляет,  и частица которого и в нас, людях  присутствует.
        Помимо подобных суждений, имелись и другие. Например.
 - Б. Спиноза утверждал, что материя первична, но сознание изначально присуще ей в качестве свойства.
 - Гилозоизм, представление о том, что вся материя является одушевлённой, утверждает, что мышление или хотя бы ощущение присущи всем видам материи, хотя и в разной степени.
 - Диалектический материализм, пытаясь понять,  как в процессе  развития материи появляется сознание, выдвинул предположение,  что вся материя обладает свойством, которое, развиваясь, приводит к появлению сначала ощущения, а, затем, и сознания.  То есть, якобы «тяга» к сознанию имеет глубокие корни в фундаменте материи.
      И это ближе к делу, поэтому обращаемся к «корням». 
                Корни
       Способ существования материи есть движение. Движение это постоянная, последовательная, но не повторяющаяся смена состояний и взаимных перемещений материальных масс и образование при этом разнообразных материальных структур-объектов и их дальнейшие преобразования, усложнения, укрупнение, также и разрушения.
       Объекты материального мира, от микро до макро и выше (космические), вследствие  постоянства  движения,  находятся в состоянии непрерывных взаимодействий между собой. Это приводит у взаимодействующих объектов  (твёрдых тел, жидкости, газа, плазмы)  к определённым (большим, малым, полным) разрушениям в их структуре  и изменениям в их внутреннем состоянии. Эти изменения называют отражением объектами внешнего мира.   
       У живых организмов частичные изменения в структуре от воздействий среды фиксируются рецепторами и оформляются в организме как ощущения.  Ощущения  это уже сигналы, используемые организмом для осуществления само идентификации, само организации, само регуляции и организации поведения.
 С обретения живыми организмами способности  формирования ощущений и их использования  начинается развитие у них психизма. Развиваясь и усложняясь в процессе эволюции живого,  психика  у человека «дорастает до сознательности».
       
      Сознание это всего лишь часть  психических процессов, так сказать,  «верхний этаж» всего комплекса  психических процессов и состояний  организма.   «Сознательность»  не врождённая способность психики,  «верхний этаж» психики у человека  «надстраивается»  в детстве в процессе освоения речи. У таких же, как Маугли,  сознание не «прирастает», психика остаётся такой, как у «братьев наших меньших».
         Таким образом, прежде чем разбираться, что происходит в верхнем этаже психики и условиях его «возведения», следует сначала разобраться с психикой.
         
        Психика, или психизм у живых существ, это способность  активно (т. е. целенаправленно) отражать в себе объективную реальность в виде идеальной модели внешнего мира и по результатам отражения осуществлять регуляции в своём поведении и своём физиологическом состоянии.  Это обобщённое определение.
        А подробнее, психика, или психизм,  есть комплекс физиологических процессов, включающих реагирование организма посредством своих рецепторов  на воздействия окружающей среды и состояние своей внутренней среды, и, далее, используя результаты реакции,  осуществлять  познавание,  вырабатывать  субъективное отношение к окружающей действительности (рефлекторное, эмоциональное, осмысленное),  проявлять внимание и волю и, наконец, инициацию и организацию поведения.  В целом же осуществляется наиболее рациональное и надёжное поведение организма по удовлетворению его потребностей  в данных обстоятельствах.      
        Психизм возник и развивался в течение длительной биологической эволюции живой материи в лице живых организмов, и только у тех, которым приходится вести активную подвижную жизнь в неоднородной среде, постоянно приспосабливая своё поведение и положение в ней. Всё это потребовало у организмов наличие соотв. способностей  по осуществлению  необходимых функций, и они возникли и совершенствовались, расширяя при этом свой спектр. Т. о.  психика, как комплекс опр. физиологических процессов у живых организмов, сформировалась и далее поэтапно развивалась в процессе приспособительной деятельности, как фактор адаптации к окружающей среде.
       Каждая последующая стадия психизма, развивалась на основе предыдущей, при этом не исключая «наработанное».
        Высшая ступень психики, «сознательная», развилась  лишь у человека, вершины биологической  эволюции.  На «сознательной»  ступени работает абстрактно-логическое понятийное мышление с использованием речи. А на низших ступенях психизма работают иные способы мышление  (наглядно действенное, наглядно-образно-действенное), а формы психизма, использующие такое мышление, называются   пред сознанием, подсознанием. При отсутствии же у живности всякого мышления  происходит т. н. неосознаваемое  взаимодействие со средой посредством инстинктов.
        Низшие ступени психизма с усложнением психики не утрачиваются.  У человека они действуют параллельно с сознанием и зачастую независимо от наличия его, а оно при этом почти не замечает их присутствия. При этом сознательного  в поведении нормального человека имеет место всего лишь порядка 30%, и этого достаточно (у ненормальных и того меньше), остальное обеспечивают низшие уровни психики.
          Однако в психике  человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.

         Первой предпосылкой возникновения сознания (как комплекса психических функций) является труд. Известно, что в отличие от животного человек не только употребляет, но и изготавливает орудия труда. Изготовление орудий само  по себе в корне меняло деятельность первобытного человека. Работа над изготовлением орудия уже не является простой деятельностью, определяемой непосредственным биологическим мотивом (потребность в пище). Изготовление орудия  приобретает смысл только из дальнейшего использования этого орудия для добывания пищи. Изготовление орудия требует знания, как делать и знания о будущем применении орудия, и это может быть названо первым проявлением сознания, другими словами – первой формой сознательной деятельности.
        Деятельность по изготовлению орудий приводит к коренной перестройке всей структуры поведения человека. Поведение животного всегда  направлено непосредственно на удовлетворение потребности. У человека же, изготовляющего орудия, структура поведения обретает сложный характер: из деятельности, в целом направленной на  удовлетворение потребности, выделяется специальное предварительное действо.
       
        Второй предпосылкой является возникновение языка, приводящего к формированию  сознательной деятельности человека.  Язык  есть  система кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы, а также их действия, качества, отношения между ними. Словами человек сохраняет в памяти  сведения и передает их другим, тем самым усваивается опыт целых поколений. 
Возникновение языка вносит существенные изменения  в деятельность человека, делая её сознательной. Обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или их сочетаниях, язык позволяет выделить эти предметы, направить на них внимание и сохранить в памяти. В результате человек оказывается в состоянии «иметь дело» с предметами внешнего мира даже в их отсутствие.
Язык возник из общения в процессе совместного труда. Совместная деятельность неизбежно приводила к необходимости передать другому человеку какую-либо информацию, обозначающую предметы, включенные в совместную трудовую деятельность.
 При помощи языка обеспечивается процесс отвлечения (абстракции) и обобщения, что позволяет ему стать не только средством общения, но и важнейшим орудием мышления, благодаря чему возможно  отражения внешнего мира (в нейронах мозга) в дополнении к чувственному, ещё и рационального (осмысленного). Язык имел важнейшее значение для дальнейшей перестройки деятельности человека.
Поэтому наряду с трудом язык является основным фактором формирования сознания. Язык проникает во все сферы  деятельности человека, поднимая на новый уровень протекание его психических процессов, язык и речь  есть фактор построения всей сознательной жизни человека в целом.
          
      Сознание, как состояние, это когда восприятие действительности и обработка её означается словом про себя или вслух. Однако мы не всегда это делаем, мы чаще находимся в предсознательном созерцательном состоянии.

      Пред сознание, или подсознание, представляют собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и осознанным, существующее в форме  спонтанного течения мыслей, образов и ассоциаций, эмоций. Для высших животных это основной способ освоения действительности, а для нас вспомогательный.
       С такими же способностями рождается и человеческий детёныш, таковыми они и останутся, если он не воспитывается в культурной среде, так как сознания у человека развивается  только в социальных контактах с освоением речи.
И вообще, индивидуальное сознание человека возможно лишь в общении с лицами сознаниям уже обладающими при условии существования сознания общественного.
       
       Общественное сознание это  совместно накопленные людьми  знания, а именно: язык и зафиксированные им моральные  и правовые установки, мировоззрение, идеология, религия, философия,  взгляды и представления, научные идеи и теории.
         
        Однако смеют место множество временно изменённых (искажённых) форм и расстройств сознания, а точнее, искажённого восприятия действительности, влекущего к неадекватности в поведении: галлюцинации, зацикленность, испуг,  гипноз, опьянение, лунатизм,  различные трансы и т.д.
А сумасшедшие это уже совсем больные.
         
       К сверх сознанию  относится творческий процесс, озарение. Это когда постоянно работающие извилины из накопленной информации осознанной, подсознательной, чувственной формирует варианты желанного результата и преподносит их своему Я.
    
       Самосознание. Включает в себя:
 - само осознание - начинается прекращением (в раннем возрасте) осознания себя принадлежностью среды с последующим формированием личностности, своего Я;
 - самооценка (рефлексия) - способность отдавать себе отчёт (означить словом) о своих мыслях, желаниях, оценивать мотивы своих поступков и давать поступкам нравственную оценку, давать отчёт о своих чувствах и переживаниях, осознавать своё место и роль в обществе.
 - самопознание - оценка своих физических, умственных и психических способностей и возможностей, и на основе этого сознательно бороться со своими слабостями.      

        И так, сознание есть высшая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.
Окружающий мир  отражается обобщенно в форме понятий, зафиксированных в языке,  и на этой основе обретается способность к абстрактно-логическому понятийному мышлению. На таком мышлении обретается способность к рациональному, т. е. обдуманному, (в дополнению к эмоционально-чувственному) взаимодействию с окружающим миром.
А далее, на этой основе:
-Общение преимущественно вербальное, т. е. словесное (но всё же эмоционально окрашенное).
-Формируется собственный осмысленный внутренний мир (матрица мировоззрения).
-Начинается  осознанное отношение к миру и понимание себя в нём.
-Появляются способности к целенаправленной деятельности, что дает возможность не только приспосабливаться к среде, но и приспосабливать среду под себя;
-Проявляется способность к произвольной (волевой) регуляции своего поведения психических процессов (например, подавление эмоциональных реакций, лицедейство).

  Вот и всё. И всё сознательное рождается и развивается в нас самих, а не исходит откуда-то сверху.