Чужие фишки

Дориан Грей
Из прежних разговоров.
- Ваня, а что будет с долларом, упадет?
Конечно, упадет. Все падает в этом мире, все бренно, все не вечно. Вот только уточнить бы: упадет по отношению к чему? К гривне, к рублю, к евро, к юаню, тугрику? Или упадет доллар по отношению к доброте, совести, любви, счастью?
- Ваня, во что вкладывать деньги, в чем их хранить?
Ну, если у тебя есть деньги, то, само собой, ты знаешь, во что их вкладывать и в чем их хранить. Иначе у тебя бы их не было. А если у тебя нет денег, то какая тебе разница, во что вкладывать то, что ты называешь деньгами?
- Ваня, если рухнет доллар, все миллиардеры обеднеют?
А беднеет ли человек после дефекации? Нет же. Избавившись от лишнего, переработанного, тянется за тем, что несет новые потенции, новые перспективы. Может ли капитал избавиться от капитала?
Не важно, что будет с долларом. Не может он упасть по отношению к другой валюте, как не может упасть предмет по отношению к своему отражению в зеркале. Речь о сути, а не о дневном курсе, на котором зарабатывают менялы. А по отношению к вечным ценностям не может упасть никакая валюта. Поскольку нельзя соотносить несоотносимое.
Храните деньги в дорогих сердцу радостях – в хорошем вине, в крепких рукопожатиях, в веселых застольях, в мудрых книгах, в душевных разговорах, в улыбках детей, в благодарности красивых женщин.
Деньги – такой же креативный продукт, как картина художника или роман писателя. Раньше европейцы-работорговцы торговали рабами: мавр стоил подороже, азиат подешевле, славянин – где-то между мавром и азиатом. Потом в цену вошла земля. Феодалы владели феодами. Потом появились деньги как мировой капитал. Феодалы конвертировали феоды в капитал и стали капиталистами.
Всегда будет некий универсальный эквивалент, «архивный метр», «иридиево-платиновый килограмм». Нужно же с чем-то сравнивать. Раб, феод, капитал… Сегодня в цене информация, завтра – вакуумные медузы с планеты Нибиру. Не нужно заморачиваться по этому поводу. Вряд ли кто серьезно прицелился на тридцать третий градус масонской пирамиды. Вас туда не пустят. Те, кто придумывают деньги, не нуждаются в вашей помощи, они лишь платят за ваши услуги – рабами, феодами, капиталом, информацией, медузами с планеты Нибиру.
Не лучше ли придумывать романы, рисовать картины, варить пиво, выдерживать в бочках вино, гнать самогон, строгать мебель, делать маникюр, шить брюки или вязать чулки – в этих нишах еще есть место. А главное – копить тот «капитал», который достается вам не чьей-либо милостью, а собственными трудами: доброту, щедрость, любовь, ум, отзывчивость, здравый смысл. Читать книги, воспитывать детей. Наш капитал – это наш творческий продукт. А деньги – пусть о них думают те, кто их придумал. Чужая игра, чужие фишки…

Специально для телеграм-канала «Иван Быков писатель».