Атлантида и пифагорейцы

Олег Гуцуляк
1.

Как указывает Е.Г. Рабинович, неоплатоник Прокл предполагал, что Платон воспользовался реально существовавшим космологическим сочинением пифагорейца Тимея («Комментарии к «Тимею», 13b). Тем самым, якобы, ближайший контекст предания об Атлантиде – «пифагорейская космология» [Рабинович Е. Г. Атлантида // Текст: семантика и структура. – М., 1983. – С. 67. – http://atlantida.primordial.org.ua/archives/377].

Известно, что после «Крития» и «Тимея», в которых, собственно, и рассказано об Атлантиде, Платон написал еще труд «Законы». Но при жизни он его не издавал, вероятно, тоже считая не законченным. Основной участник диалога, афинянин (без имени), излагает законы, воплотить которые предстоит критянину Клинию в новой колонии, организуемой критянами. Редактор «Законов» Филипп Опунтский считается автором «Послезакония», приписываемого Платону (как ХIII книга «Законов»). В последней присутствует апология числовой символики и астрономии как наилучшей из наук для правителей.

А ведь числовая символтка занимает важнейшее место в пифагорейской натурфилософии!

2.

Например, считалось, что пифагорейцы точно расчитали размер Земли и указали на необходимость существования определенных участков суши для уравновешивания планеты.

Они предположили, что  Земля не шар, а кристалл – твердое тело, имеющее упорядоченное, симметричное строение, и перебрали множество многогранников и, наконец, выбрали два «идеальных», которые могли являться моделью Земли: икосаэдр, ограниченный 20 правильными пятиугольниками, и додекаэдр, ограниченный 12 правильными пятиугольниками. Идея с помощью представления Земли в форме кристалла объяснить особенности ее внутреннего строения привлекла двух французских ученых – геолога де Бемона и математика Пуанкаре. По их мнению, крупные аномалии в мантии и земной коре обусловлены именно трансформацией формы Земли в додекаэдр. Согласно все больше и больше привлекающих ученых точки зрения, все во Вселенной либо является кристаллом, либо стремится принять упорядоченную кристаллическую структуру.

Но то, что французы сочли финишем, русский учёный Степан Кислицын принял за старт, полагая, что у непрерывного преобразования лика планеты не может быть конечной, намертво застывшей формы. По гипотезе ученого, около 400-500 миллионов лет назад, когда деформации подверглась геосфера, преимущественно состоявшая из базальтов, додекаэдр перешел в икосаэдр. Он предположил также, что переход из одной кристаллической формы в другую не был полным. И додекаэдр, который напоминает футбольный мяч, сшитый из 12 пятиугольных лоскутов, оказался вписанным в сетку икосаэдра из 20 треугольных граней.  Эти многогранники вписаны друг в друга. На поверхности Земли проступают проекции икосаэдра и додекаэдра. 62 вершины и середины ребер этого сложного кристалла обладают особыми свойствами. Магнитные, гравитационные, тектонические и другие аномалии соответствуют вершинам и ребрам этих фигур. С их узлами связаны очаги зарождения и развития человеческих цивилизаций: тибетско-китайской; района Двуречья; древнеегипетской; центра Южной Америки; центра Украины. С узлами совпадают и постоянные районы зарождения ураганов: Багамские острова; Аравийское море; район Моря дьявола, севернее Новой Зеландии; архипелаги Туамоту, Таити. Гигантские завихрения океанических течений тоже действуют вокруг узлов системы, часто совпадая с центрами атмосферного давления. Перелеты птиц на юг осуществляются в узлы системы (запад и юг Африки, Пакистан, Камбоджа, север и запад Австралии). Морские звери, рыба, планктон скапливаются в узлах системы. Киты и тунцы мигрируют из узла в узел по ребрам системы. С вершинами кристалла совпадают и многочисленные аномальные зоны Земли, наиболее крупные из них: Бермудский треугольник, Море дьявола, Магические ромбы И. Сандерсона. Бермудский треугольник лежит между Майами на полуострове Флорида, Бермудскими островами и Пуэрто-Рико. Еще одна крупнейшая, но малоизвестная аномальная зона располагается в районе Мраморного моря. Следующая аномальная зона совпадает с одним из треугольников икосаэдра, образуя тектонический клубок, где сплетаются в единый узел горные системы: Гималаи, Гиндукуш, Каракорум, Куньлунь, Памир, Тянь-Шань, Алтай.

Существуют как родственные друг другу, так и антагонистические кристаллические поля. В их взаимодействии в природе способны проявляться процессы синтеза и анализа, построения и разрушения. Таким кристаллом является не только планета Земля, но и сам человек.

Физик Эдуард Бороздим сделал попытку объяснить, каким образом воздействует Земля-кристалл на процессы в океане и в атмосфере. Просмотрев для обнаружения закономерностей распределения по Земному шару атмосферных явлений несколько тысяч космических снимков, полученных с метеорологических спутников «Метеор», он убедился, что места зарождения циклонов  и антициклонов, легко выявляемые по рисунку облаков, закономерно распределяются по поверхности планеты – они образуют сети, хорошо совпадающие с вершинами Земли-кристалла. Механизм образования этой сети, который дал ученый в одном из своих выступлений, объясняет и отсутствие признаков космических линий, выделяемых геологами, и воздействие недр Земли на атмосферу. Э. Бороздим предположил, что источник воздействия на поверхность Земли, благодаря которому на космических снимках появляются хорошо видимая сетка разломов и узлов, являющихся отражением кристаллической структуры Земли, и характерные рисунки облаков, располагается не в земной коре, а ниже – в ее мантии. Непрерывно поступающая энергия из центра земного шара должна также непрерывно сбрасываться за пределы планеты. Это происходит за счет «короткоживущих подкоровых локальных возмущений». Длятся они от десятков минут до нескольких суток и приводят к изменению практически всех известных физических полей и даже короткоживущих поднятий поверхности суши на несколько метров. На поверхности океана такие возмущения производят значительно больший эффект. Именно с ними можно связать вздутия поверхности воды, которые видят космонавты с орбит космических станций, и неожиданно возникающие волны высотой до десятков метров, о которых рассказывают моряки и которые часто бывают причиной гибели судов.

Воздействовала энергия Земли и на развитие человеческой цивилизации. Наши предки выбирали себе наиболее удобные места для поселений с точки зрения не только географических факторов, но и геофизических (в первую очередь постоянный подток потоков энергии, стимулирующих как физическое, так и умственное развитие людей). Энергия Земли пробуждала у некоторых людей наряду с умственными и скрытые, как сейчас говорят, «экстрасенсорные» способности. Вокруг «святых мест», рощ, целебных родников постепенно образовывались поселения. Иногда эти поселения по каким-то причинам исчезали. Проходили десятки лет, порой века, и на ставшие безлюдными пустоши приходили новые народы, они заново открывали для себя и эти «святые места», и «живительные родники» и строили над бывшими поселениями свои [Семочко В. Земля – это кристалл //
Соответсвенно, и исчезнувшие цивилизации следует искать в районе этих «священных мест».

3.

Кроме, собственно, географической гипотезы пифагорейцев относительно строения Земли, также при упоминании гибели Атлантиды (и древних Афин) в глобальном катаклизме акцентируют внимание на учении Пифагора о циклическом изменении мировых эпох – «… Каждый пифагорейский период представляет собой историю космоса от начала до конца: становление, упадок, гибель … Гибель означает возвращение к начальному хаосу, т.е. к докосмическому состоянию материи» [Рабинович Е. Г. Атлантида // Текст: семантика и структура. – М., 1983. – С. 71. – http://atlantida.primordial.org.ua/archives/377], – так как и сам Платон начинает разговор об Атлантиде с рассказа египетского жреца о мировых катастрофах, предшествующих истории Атлантиды, которые объяснялись периодическими отклонениями небесных светил и происходили многократно («Тимей», 22сdе). Также сам Прокл отмечает в своем комментарии, что история Атлантиды образно передает историю космоса (In Tim. 2b), который «держится на гармонически соединенных противоположностях» (In Тim. 54a): «… В космосе стихии находятся в равновесии, однако любое отклонение от равновесия вызывает перевес одной из стихий – тогда все горит или тонет. Поэтому, по Проклу, цикл оканчивается победой то одной, то другой стихии (In Tim. 32е). А, стало быть, история Атлантиды относится к одному из предшествующих космических периодов (In Tim. 39а), причем вовсе не к тому, который предшествовал нынешнему … В «Критии» сообщается, что потоп, погубивший Атлантиду, был третьим по счету перед Девкалионовым (112а), между тем жрец упоминает в качестве причины космических катастроф еще и пожары, чередующиеся с потопами. В рассказе об Атлантиде для Прокла наиболее существенна борьба Атлантиды с пра-Афинами и победа последних – это главное событие того космического периода (In Tim,. 39f), образ космического противоборства (41 а, 63с), символ творения космоса (59а) … Атлантида есть символ титанов, Афины символизируют олимпийских богов, победа которых означает окончательное устройство космоса «In Tim. 24а, 54сd др.) … С «богословской точностью» (53а) Платон, по Проклу, в борьбе титанического и божественного показывает пример победы разумного космического начала над хаосом (51f) … Будучи (как и всякий миф) многозначен, миф об Атлантиде соотносится, по Проклу, и с местным аттическим преданием о споре Афины и Посейдона за власть над Афинами (In Tim. 53а)» [Рабинович Е. Г. Атлантида // Текст: семантика и структура. – М., 1983. – С. 72. – http://atlantida.primordial.org.ua/archives/377]. И далее: «… Стало быть, платоновский миф об Атлантиде объясняет как космотворческое противоборство внутри космического периода («Тимей»), так и воспроизведение космотворческой парадигмы в смене этих периодов («Критий»)…» [Рабинович Е. Г. Атлантида // Текст: семантика и структура. – М., 1983. – С. 78. – http://atlantida.primordial.org.ua/archives/377].

Также в определенной мере пути получения Пифагором (570-490 гг. до н.э.) сокровенных знаний (Диоген Лаэртский, кн. 8), сродни тому, как получается, согласно Платону (428-347 гг. до н.э.), знание об Атлантиде, а именно – он отправляется к жрецам Египта в их храмы (по рекомендации самосского тирана Поликрата к фараону Амасису), «… выучил египетский язык с его тремя азбуками – письменной, священной и символической (первая на них изображает обычный язык, а две другие – иносказательный и загадочный)  и узнал многое о богах» (Порфирий, «Жизнь Пифагора»). Якобы Пифагор утверждал, что «… мир – одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого – земля; и земля тоже шаровидна и населена со всех сторон. Существуют даже антиподы, и наш низ – для них верх» (Диоген Лаэртский, кн. 8). Последнее якобы Пифагор узнал от своего учителя – космолога Анаксимандра Милетского (610-547 гг. до н.э.), первого составителя карты известной грекам Ойкумены (Европа, Азия, Ливия).

Затем, как позже Платон для сицилийских Сиракуз, Пифагор устанавливает праведные законы для италийского города Кротон и с помощью 300 учеников там ведет государственные дела «… так отменно, что поистине это была аристократия, что значит "владычество лучших"…». Интересно, что именно сиракузцам, приписывается убийство Пифагора и его учеников, а город Кротон вошел в состав сиракузской державы покровителей Платона Дионисиев. Позже в Кортоне показывали «Гробницу Пифагора», некое архитектурное сооружение, вокруг которого невесть как возникли соответствующие легенды.

4.

Учеником Пифагора и его восприемником был Филолай Кротонский (вторая половина V в. до н. э.), который после поражения пифагорового социального проекта бежал в греческие Фивы, где жил ещё незадолго до смерти Сократа.

Собственно и Диоген Лаэртский прямо говорит о том, что «… Платон по своем приезде в Сицилию к Дионисию купил (книгу, – О.Г.)  у родственников Филолая за сорок александрийских мин и списал из нее «Тимея» …», т.е. один из диалогов, в котором и сообщается об Атлантиде.

А. Воронин увидел поразительное сходство между описанием космоса у Филолая и Атлантиды у Платона: «… При ближайшем рассмотрении можно увидеть аналогию между космологическим построение Филолая и планом акрополя столицы Атлантиды. У Филолая внутри вселенной центральный огонь – Гестия, у Платона – храм Посейдона и царский дворец. Вокруг Гестии – по орбите обращается Антихтон, у Платона соответственно орихалковая стена вокруг храмовых построек, у Филолая за Антихтоном следует орбита Земли, Луны, Солнца и 5 планет, у Платона – первый земляной вал, у Филолая за планетами идет сфера неподвижных звезд, у Платона – второй внешний вал, у Филолая – огненная сфера (Олимп), у Платона – большая наружная стена внешнего города. Вселенная возникла из огня и она же погибнет в огне. Филолай говорит: «Гибель космоса бывает двоякой, в одних случаях – от того, что с неба хлынет огонь, в других – от лунной воды, которая выливается в результате переворачивания светила. И их испарения служат пищей космоса» … Разве это не напоминает гибель Атлантиды от падения гигантского астероида или лунной гравитации тогдашнего спутника Земли, которая вызвала чудовищный подъем океанских вод, вспучивание земной коры и «прилив» раскаленной магмы внутри нашей планеты… Но здесь все тот же эзотерический подтекст: культура атлантов трансформировалась в мировую культуру, ибо космос издавна напоминал греческий город-полис с центральной частью (агорой), на которой обычно находился алтарь Гестии, покровительницы города. В допифагоровскую эпоху «космос» означал не «мир», «вселенная», а «порядок». Слово это сначала относилось к военному строю, затем только к государственному и, наконец, к мировому, вселенскому. Развитие идей космоса шло в тесной связи с утверждением формы греческого города-государства. Таким образом, космос представлял собой не что иное, как полис в космическом масштабе» [Воронин А. Владыки Огенона. Мифология Атлантиды // Кронос. – 1990. – № 1. – http://roipa.org/21.pdf. – С. 20-21].

В 181 году до н. э. один римлянин на своем огороде на холме Яникул извлек из земли сундук очень странной формы. На сундуке была надпись: «Здесь покоится Нума Помпилий, сын Помпона, царь римлян». Когда открыли сундук, то там не оказалось никаких следов тела, а вместо этого лежали два свитка за подписью Нумы: один на греческом, другой на латинском языке (по другой версии – 7 книг о понтификальном праве и 7 по греческой философии). Взволнованные сенаторы Рима собрались, чтобы исследовать рукописи. Выяснилось, что свитки содержат пифагорейскую религиозную философию, и после долгих споров решено было по приказу римского претора их сжечь, так как в них заключены мнения, угрожающие современным религиозным представлениям римлян: «…Ответ на этот вопрос … можно найти в трудах римского юриста II века до н. э. Сцеволы Авгура. Он принадлежал к следующему поколению, но его отец был сенатором именно во время знаменитой находки. Сцевола говорит, что религия философов вредна для государства. Во-первых, философы учат, что некоторые люди становятся богами. Во-вторых, они утверждают, что «в городах стоят неистинные изображения богов, а истинный Бог не имеет ни пола, ни возраста, ни определенного облика»… Учение же их кажется Сцеволе вредным, ибо может привести к обожествлению владык, развитому в его время на эллинистическом Востоке. Кроме того, подрывает авторитет народной религии. Вот почему принято было неслыханное решение о сожжении свитков» [Бобровникова Т. Проблема пифагорейских книг Нумы // Постнаука. – http://postnauka.ru/faq/36260].

Впоследствии в среде алхимиков бытовало мнение, что какие-то из рукописей Нумы Помпилия избежали огня, хранились жрецами-понтификами и в них содержится секрет «философского камня».

Как известно, сабинянин Нума был вторым царем Рима в 715-673 гг. до н.э. (а Пифагор, проживший значительное время в Южной Италии, родился в 530 г. до н.э.). По преданию, он родился в день основания Рима (21 апреля 753 г. до н.э.) и затем женился на Тации – дочери царя Тация, соправителя Ромула. Она умерла вскоре после свадьбы, на 13 году жизни. Тяжело оплакивая эту потерю, Нума удалился в сторону Альбанских гор, в долину Ариция (Aricia). Там он встретил горную нимфу Эгерию (Egeria; Aegeria), которая и обучила его ритуалам и священным знаниям, которые он и записал в книги. Нуме Помпилию приписывается упорядочение луно-солнечного календаря, учреждение жреческих и ремесленных коллегий, религиозных культов и празднеств. Например, Нума отменил человеческие и кровавые жертвоприношения, заменив их приношением венков, волос и проч. предметов (Пифагор запретил кровавые жертвы, потому что животные и люди имеют одну и ту же душу). В частности,  он ввёл в народе почитание бога границ  Термина, при нём были подсчитаны все земли, принадлежащие Риму, осуществлено  межевание земли каменными столбами. Согласно легенде, однажды царь гулял в лесу, озабоченный думой о народном спасении во время моровой язвы, и вдруг с громом и молниями ему в ноги упал искусно отделанный щит (ancile, от греч. «изогнутый»). Тут же явилась покровительница Нумы Помпилия, Эгерия, и сказала, что этот щит является подарком Юпитера, и описала особый ритуал, с помощью которого можно отвратить любую беду от Рима. Нума Помпилий последовал совету богини и приказал изготовить 11 копий этого щита, которые велел повесить и хранить в храме Весты. Также царь учредил особое братство салиев (salio — «прыгаю, пляшу»), которые должны были ежегодно в марте, вооружившись этими щитами, совершать по городу священную пляску (Плутарх, «Нума Помпилий», 13). Согласно приводимому  Овидием  сказанию, после кончины Нумы Эгерия переселилась в рощу Дианы в глубине лесов Арицийской долины (близ города Аричча), где нарушала своими рыданиями богослужения в честь последней. Тогда богиня превратила Эгерию в источник (Овидий, «Метаморфозы», XV, 479). Ювенал именует её «нимфа весны» (Ювенал, «Сатиры», 3, 17). Также её относят к особой группе нимф источника у храма богини домашнего очага Весты – Камен  (Camenae, древняя форма casmenae), позже отождествленных с греческими Музами. Священная роща с природным гротом и статуей в нем Эгерии была возведена в III в. до н.э. возле Капенских ворот (ныне – Ninfeo d'Egeria, Parco Cafarella).

У Нумы была одна дочь – Помпилия (по одной версии она была ребёнком Тации, по другой – его второй жены, Лукреции), которая впоследствии вышла замуж за Марция I и родила будущего царя Анка Марция. В своих «сравнительных жизнеописаниях» Плутарх упоминает, среди прочих вариантов и якобы четырёх сыновей Нумы: Помпа, Пина, Кальпа и Мамерка, цитируя также мнение неких историков о том, что от них произошли знатные римские фамилии Помпониев, Пинариев, Кальпурниев и Эмилиев. Внуком Нумы со стороны матери был четвертый царь Рима Анк Марций («служитель Марса»), который также имел второе имя Нум и прославился как мостостроитель («понтифик»).
Якобы чистое религиозное учение Нумы Помпилия в конце царского периода в Риме, когда власть захватила этрусская династия Тарквиниев, подверглось извращению: этруски стали воздвигать храмы и приносить кровавые жертвы, и римская религия стала снова грубой и примитивной, как каждая народная религия. Не удивительно, что позние римские скептики пытались найти замену ужасным народным представлениям. Среди них был и пифагореец-просветитель Квинт Энний, который и распространил мнение о том, что царь Нума был учеником Пифагора, что даже пожелал нужным опротестовать Цицерон. Таким образом, считается, что «пифагорейство Нумы» – это лишь «интеллигентская конструкция» духовности эпохи республиканского Рима ІІ в. до н.э.

5.

Но если предположить противоположную ситуацию: прибыв в Южную Италию, Пифагор стал восприемником существовавшей уже там долгое время определенной сакрально-мировоззренческой традиции, выразителем которой был и Нума?

Известно, что Нума Помпилий принадлежал к сабинянам (он же – южные пицены) – народу италийской группы (италики), язык которых находился в ближайшем родстве с оскским и умбрским языками, и в более отдалённом – с латинским языком. Жили сабиняне в античной Италии до основания Рима, на территории современных административных районов Лацио, Умбрия и Абруццо, предгорья Аппенин к северо-востоку от Рима, этот регион также называется Сабина.

Обобщенные сведения о сабинянах и их соседях собраны в: [Вебер, Георг. Всеобщая история. Том 3. Римская история до конца республики и история Александрийско-Греческого мира // http://rushist.com/index.php/weber-3/1375-sabinyane].

Сабиняне входили в самнитскую общность вместе с собственно самнитами (состоящих из пентров, кавдийцев, компсов, френтанов, гирпинов, пицентов, луканов и бруттийцев) и сабеллами (состоящих из марсов, марруцинов, пелигнов и вестинов). Древнейшая их известная родина находилась в высоких долинах самой высокой цепи Апеннин, у Атерна, близ Амитерна, вокруг Кутилийского озера (lacus Cutiliae), откуда они отправились в Пицен, Реате и т.д. через долину Велина до Тибра и Аньепа, на юго-восток до Лириса.

Самниты (;;;;;;;;;, Savinitae) с 450 г. до н.э победоносно стали распространяться по Южной Италии, изгнав на Сицилию сикулов и ассимилировав осков и авзонов. Они покорили этрусков, живших в Капуе, славившейся богатством, роскошью, гладиаторскими боями; взяли приступом греческий город Кумы и «совершили в нем страшные свирепости». Этот старинный город, колониями которого были Путеолы и Неаполь, славился некогда торговлею, богатством, могуществом; о его прежнем величии свидетельствуют развалины огромных зданий и подземных сооружений, как например подземные галереи со сводами, над которыми стоял храм Аполлона; знамениты были Кумы и Сивиллою, которая жила в одной из пещер у подножия храма и возвещала темными предсказаниями будущее (II, 97, 207). Покорив Капую и Кумы, самниты овладели всею Кампаниею. Здесь, в Кампании, победители-самниты стали устраивать из пленных этруссков гладиаторские бои, о чем указывает наличие здесь остатков самых ранних специальных сооружений для их проведения, так и то, что первых гладиаторов в уже подчиненной Риму Италии называли «самнитами». К самнитскому племени принадлежали и луканы, воинственный земледельческий народ, покоривший прежних жителей южной Италии эпотров и хонийцев, отнявший у греческих городов южной Италии владения. Столицею луканской федерации был город Консенция. Соплеменниками луканцев были бреттийцы или бруттийцы, которых старинная легенда называет «народом, произошедшим от наемников и беглых рабов». В союзе с бреттийцами луканцы делали набеги на приморские греческие города. Но скоро оба эти народа в своей прекрасной плодородной стране под влиянием богатых греков, любивших удобство и наслаждение жизни, привыкли к роскоши; прежние суровые горцы изнежились и могущество их быстро ослабело. Великолепные храмы, колоннады, изящные дома греческих городов, произведения искусств, изящный образ жизни греков, роскошная их одежда, – все это изящество и великолепие очень понравилось сабинским пастухам и земледельцам, переселившимся на юг. Но они приняли только внешние формы цивилизованной жизни, потому она не принесла им пользы: «они только предались чувственным наслаждениям, усвоили себе только пороки греков».

Главными занятиями самнитов были земледелие и скотоводство. В связи с ними, как и у латинов, находилась религия и национальные праздники, самыми знаменитыми из которых были происходившие в Курах (Cures). Особые жрецы, называвшиеся братством земледелия (fratres arvales). Все религиозные церемонии и народные празднества самнитов имели целью поддерживать правительственный надзор над возделыванием почвы, и сознанием религиозных обязанностей возбуждать деятельность земледельца и охранять древнюю простоту нравов. Весь народ, не исключая и самых знатных, возделывал землю своими руками, и потому земледелие достигло у самнитов такой же высокой степени совершенства, как и у латинов. Римляне утверждали даже, что виноделие возникло впервые у одного из самнитских народов – сабинян. Скотоводство также было доведено самнитами до высокой степени совершенства и держалось на этой высоте в продолжение всей древней истории, так что и позднейший Рим выписывал рогатый скот, мулов и свиней преимущественно из самнитских гор. Все пространство горы Матезе (Monte Matese), – теперь большую часть года покрытое снегом и остающееся необработанным со времени самнитов, благодаря трудолюбию этого счастливого и окрепшего в трудах народа, – было обращено в пашни или искусственные луга и питало чрезвычайно густое население. Даже горные леса находились под надзором общественных властей, так как самнитам было известно их влияние на климат. Гористая и превосходно возделанная область самнитов, лежавшая под ясным небом Италии, соединяла в себе все преимущества самых богатых дарами природы стран.

Чрезмерного увеличения населения не могло быть благодаря одному древнему священному обычаю. Когда следовало опасаться излишка его, назначалось празднование так называемой «священной весны», состоявшее в торжественном обете принести через двадцать лет в жертву Марсу и подземным богам или выпустить на волю весь родившийся в этот год скот и выслать на поселение в отдаленные земли всех молодых людей, которые достигнут к тому времени двадцатилетнего возраста. Они уходили, как «выселяется из прежнего улья молодой рой пчел». Переселяющиеся шли за посылаемыми от богов животными, которые указывали им путь. Так пиценты (пикенты) получили, но преданию, свое имя от того, что их вел дятел (picus), гирпины получили свое название от волка, который вел их, а самнитский город Бовиан – от быка; все эти три животные были посвящены Марсу. В известные времена собирали всех самнитских юношей, подвергали их тщательному испытанию, и тем, которые были найдены лучшими, предоставлялся свободный выбор невест; остальным жены назначались общественною властью. Таким образом, брак у самнитов служил средством поощрения юношей к деятельности, а с другой стороны, все молодые люди получали жен, которые должны были помогать им в земледельческих работах и управлять их домашним хозяйством.

Сабины дольше всех «сохраняли древнюю простоту нравов» в первоначальной её чистоте и строгости. Правда, в отличие от остальных самнитов, они приняли осский язык и соединились в одно целое с автохтонными жителями.

К осскам принадлежали вольски, жившие на западном приморье до Анксура (Террачины); главными городами их были Анций и Суэсса Помеция близ Помптинских болот; рутулы около Ардеи; авзоны и сидицины между Лирисом и Вольтурном; у них были города Калес и Теан; авзоны жили на север, а сидицины на юг от вольсков; эквы, жившие на левом берегу Аниана и на Альгиде; у них в горных местностях стояли города Тибур и Пренест; герники, привычные к перенесению военных трудов, жившие на юг от эквов, имевшие города Анагнию, Ферентин и несколько других; аврунки около Суэссы; и др.

В свою очередь прародиной оскско-умбрских племен была северная Италия до реки По, но затем они были частью вытеснены отсюда этрусками, частью покорены. Как указывает Т. Моммзен, чрезвычайно быстрая латинизация южных областей Этрурии после покорения римлянами объясняется, конечно, присутствием тут умбрского, родственного латинам, населения [Моммзен Т. История Рима. Кн. I. Гл. V // http://centant.spbu.ru/sno/lib/momm/1-5.htm].

Другим общим именем оссков было опики, что, видимо, следует связывать с италийской богиней земли Опс. Именно осски считали своей покровительницей богиню Диану; на Альгиде, покрытом дубовыми лесами, и в священной роще у Немского озера были знаменитые храмы этой богини луны и охоты, в которых служили ей кровавыми жертвами и ночными процессиями с факелами.

6.

Согласно легенде, римляне похитили во время одного из празднеств на честь бога Конса сабинянок, чтобы взять себе в жены. Примерно через год армия сабинов во главе с Титом Тацием (Тацием) подошла к Риму, чтобы освободить пленниц, и, благодаря предательству Тарпеи, захватили Капитолийский холм. Однако сабинские женщины, уже взятые римлянами в жёны, вышли на поле боя с младенцами от новых мужей на руках и добились примирения сторон на условии договора о совместном правлении Римом: римляне и сабиняне объединились в единый народ – квиритов (лат. quirites; от сабинского названия копья, quiris) с единой религией (!). Соглашение продлилось недолго, так как через 5 лет Таций умер (согласно Плутарху, возможно, был убит камнями жителями города Лавиниума в результате кровной мести за оскорбление, нанесённое лавинским послам родственниками Тита), так что Ромул остался единоличным правителем Рима. По мнению Орозия, Тит был убит Ромулом вскоре после того, как предложил ему царствовать совместно (Орозий, «История против язычников», Книга II, 4.6.). Согласно легенде, также в поединке с Ромулом был убит сабинский царь Акрос, а снятые с погибшего доспехи Ромул посвятил Юпитеру. В 290 год до н. э. остальные сабины было окончательно покорены римлянами, а в 268 году до н. э. сабины получили римское гражданство, быстро утратили свой язык и латинизировались. Только самниты продолжали почти беспрерывно войну, пока, наконец, после 24-х триумфов Сулла не уничтожил в 82 г. до н.э. навсегда их свободу победой перед стенами Рима, одержанной над Понцием Телезином; опустевшие местности были населены римскими вольноотпущенниками. В стране собственно сабинян лежали города Амитерн, родина Саллюстия, Реате, родной город Варрона, Нурсия, Кутилии, Куры, Ерет, Номент, Фалакрина, родина Веспасиана.

Считается, что Таций учредил жреческую коллегию авгуров-прорицателей, а также построил маленькую святыню богини Стрении или Стрену. Эта святыня играла некоторую роль в церемониале авгуров. У нее кончалась та часть «священной дороги» (Sacra via), по которой шли авгуры, отправляясь с Капитолия для совершения инавгураций. Также «… Тит Таций на Капитолии устроил поклонение Термину, богу-защитнику границ. Кроме алтаря Термина сабинский царь, согласно преданию, на Капитолии учредил еще святыни одиннадцати других божеств, но они исчезли, их будто бы удалил царь Тарквиний при постройке храма Юпитера. Термина удалить не удалось; он чудесным образом удержался на своем месте и остался таким образом единственным священным памятником Тита Тация. Поклонение Термину близко касалось авгуров. Они по обязанности не только занимались проведением священных пределов, но в древнейшие времена, будучи первыми землемерами, они считали своим делом размежевание и разграничение полей и установление всяких граней. Границы отмечались межевыми столбами (termini), в образе которых изображался сам Термин, бог границ» [Энман А. Легенда о римских царях, ее происхождение и развитие  // http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1288637079].

Также предание приписывает ему создание еще одной коллегии жрецов – «товарищество Тациев» (лат. sociales Titii): «… Товарищество Тициев – одно из самых загадочных явлений в истории римских жречеств. В чем состояли обязанности этих жрецов, об этом в дошедших до нас источниках нет почти никаких сведений. Светоний (Окт. 31) рассказывает, что Август восстановил некоторые давно забытые обряды, которые совершались Тициями в прежние времена. Светоний не сообщает, в чем заключались эти старые обряды, но отчасти можно угадать от одного известия Тацита. Тиберий после смерти Августа основал новую sodalitas жрецов, Августалов, ставя им в обязанность заведовать культом Августа и всего царствующего дома, по примеру Ромула, назначавшего особенных жрецов для поклонения умершему царю Тацию. По этой официальной легенде, подготовленной, вероятно, уже Августом при реставрации коллегии Тициев, назначением последней было почитание памяти Тита Тация. Показанием Дионисия подтверждается факт ежегодного приношения заупокойных жертв Титу Тацию, к тому же эти жертвы были sacra publica. Кто приносил эти жертвы, Тиции ли или другие sacerdotes publici, не сказано Дионисием. Неверность официального толкования служебных обязанностей Тициев едва ли подлежит сомнению, тем более, что сам же Тацит в другом месте упоминает о совершенно другом назначении коллегии. Цель коллегии по этому другому, нетенденциозному показанию, была заботиться о сохранении сабинских священных учреждений (retinendis Sabinorum sacris). К счастью, из одной случайной заметки Варрона достаточно полно выясняется настоящий характер загадочной коллегии. Из нее выходит, что Тиции, подобно авгурам, занимались наблюдениями полета птиц (auguria)… Эти «наблюдатели» были особенным видом авгуров. Им было поручено сохранение «сабинских» sacra. По остроумному толкованию Моммзена, у пригородной общины, так называемой сабинской или Тациевой, некогда были свои отдельные авгуры, свой порядок авспиций (Auspicienordnung). Чтобы не мешать счастливому продолжению этих авспиций, при слиянии общин оставили авгурскую коллегию Тициев, с тем чтобы они заботились о сохранении и возобновлении старых сабинских авспиций и инавгураций. Со временем все более изглаживались, прежние особенности Тациев, и отдельные sacra их со временем теряли свое значение. Так объясняется и странное бездействие коллегии Тициев» [Энман А. Легенда о римских царях, ее происхождение и развитие  // http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1288637079].

 Но особенно интересно, что Таций воздвиг в Риме на Квиринале алтарь сабинской богине Флоре, которой служила коллегия жрецов «Арвальские братья» (лат. Arv;les fratres, «братья пахари» от лат. arvum – «пашня»). Должность 12 «братьев» была пожизненная; ни ссылка, ни плен не лишали их этого звания. Во главе их стоял ежегодно сменявшийся магистр; он в случае смерти одного из членов коллегии назначал ему преемника. По-видимому, правом избрания пользовались только патриции. Внешними отличиями их звания были венки из колосьев и белые головные повязки (infulae). Чтобы призвать на поля плодородие, братья ежегодно в течение трёх дней мая совершали Sacrificium Deae Diae частью в городе, частью в особом lucus Deae Diae, находившемся в 5 милях от города: до этого места простирались в древнейшие времена римские поля. Уже символ в виде венка из колосьев служит ясным доказательством, что назначение братства заключалось в служении богине земли и земледелия, называвшейся Деа Диа. Многие смешивают её с Церерой, но наиболее вероятно, что она одно и то же лицо с Опс, женой Сатурна, которая почиталась как покровительница римской городской земли. Холм богини находился неподалёку от города Рима около Тибра, в том месте, что называется теперь Аффога л’Азино. Здесь ежегодно совершались торжественные богослужения. От упомянутого sacrificium Deae Diae отличалось Ambarvale sacrum, которое во время арвальского праздника каждым землевладельцем совершалось на своей земле.

Между разными другими обрядами упоминается особенно пляска, которую «братья» исполняли во внутренности храма в роще богини, при пении старинной, дошедшей до нас песни, сложенной сатурническим размером.

Таким образом, оба сабинянских царя – Тит Таций и Нум Помпилий – оказываются связаны как с богом границ и межевых столбов Терминусом, так и с особым женским божеством (Флора / Эгерия) и особой ритуальной пляской в её честь. Очевидно, её аналогу как латинской Опс / Деа Диа отдавал почтение и Ромул, так как одно из преданий говорит, что у Акки Лавренции, супруги Фаустула и приемной матери Ромула, было 12 сыновей. Когда один из них умер, его заменил Ромул, образовавший с своими приемными братьями коллегию Fratres Arvales. 

Супругом богини Опс считался бог защиты урожая Конс (лат. Consus), а помощниками Конса были божественные супруги Робиг и Робига (от лат. robigus – «ржавчина, поражающая колосья»). Они охраняли растущие растения от вредителей, болезней и других напастей. Принося жертвы Консу крестьяне приносили их и Робигу с Робигой (Робигоной). Считалось что без помощи этой божественной четы урожай может погибнуть. Искупительные жертвы приносились Робигу и Робиге в посвящённой им роще фламином Квирина (Aul. Gell. IV 6; V 12), а именно в праздник робигалии (23 апреля) процессия одетых в белое граждан во главе с фламином Квирина направлялась в рощу, где приносили в жертву рыжую собаку или лисицу (воплощение солнечного жара или ржавчины) и ягнёнка с просьбой охранить колосья. Рыжая собака с той же целью приносилась в жертву незадолго до робигалий в ритуале augurium или sacrum canaris (от canis – «собака») неизвестному божеству (Овидий, «Фасты», IV 905 след.). Ученый-энциклопедист Варрон, сам по происхождению из сабинского города Реате, в трактате «О земледелии» упоминает вместе именно Робига и Флору.

Именно во время праздника на честь Конса (консуалий) и были похищены сабинянки:  Ромул якобы нашёл в земле на Палатинском холме алтарь, посвящённый богу Консу и пригласил отпраздновать этот факт сабинян, которые, вероятно, его чтили.

Конс также стал богом тайных советов, в частности именно он посоветовал Ромулу похитить сабинянок. О связи Конса с тайными советами свидетельствует и Сервий Туллий (En. 8:636): «Consus autem deus est consiliorum» («Конс, однако, в Совете Богов»). Т.е. Конс входил в Совет Богов (Dii Consentes), в который также входили шесть богов и шесть богинь. Он созывался по приказу и в помощь Юпитеру для принятия особо важных решений, в частности, как поступить с Троей или Атлантидой.

Кроме Пифагора, осевшего в Южной Италии и усвоившего её традицию, в этой земле сформулировали свои доктрины философы элейской школы, особенно Парменид, а «маг и чародей» Эмпедокл создал некий симбиоз научного и мистического знания, философ и тиран Тарента Архит соединил в своем учении философию Платона, музыку и политику… В Кротоне сформировалась прославленная медицинская школа, математические достижения Архимеда и Пифагора вошли в золотой фонд этой науки, а в лице Ивика и Эпихарма расцвела лирическая поэзия…

Только здесь, в Южной Италии греками был выстроен храм царю мертвых Аиду. Богатейший некрополь Тарента (ныне – Таранто), одного из самых блестящих греческих городов Италии, располагался внутри городских стен – чего не делалось уже с эпохи неолита; якобы так распорядился оракул.Земледельческие богини Деметра и ее дочь Кора-Персефона приобрели в Италии неслыханный авторитет, равно как и тесно связанный с ними и в Элладе и здесь умирающий-воскресающий бог Дионис. В ахайской колонии Локрах процветал культ подземных богов, в частности Афродиты-Персефоны. Ныне широко известны локрийские пинаки – небольшие рельефные пластинки с изображением неординарных религиозных мифов и обрядовых сцен: Гермес и Деметра собираются ехать на колеснице; юный Плутон похищает Персефону из мира живых; богиня задумчиво сидит под развесистым деревом, с которого изящная девушка срывает плоды. Процветающие культы богов были ориентированы на посмертное спасение человеческой души, судьбе которой уделяли пристальное внимание уже в VI в. до н.э. Пифагор, Орфей и Зенон – основатели могучего орфико-пифагорейского движения. В орфико-пифагорейской религии душа бессмертна; она лишь проходит метемпсихоз – бесконечные циклы реинкарнаций. Ведущую роль в представлениях о посмертном спасении играли Афродита с Эротом, которые уже в философии Парменида выступают движущей силой неизменного, покоящегося в себе бытия: Афродита пребывает в средоточии космоса, а для урегулирования его внешних конфликтов высылает Эрота [Акимова Л.И. Между Скиллой и Харибдой // http://www.antic-art.ru/data/italy_sicily/index.php]