Начинающему начальнику - вредные советы

Василий Трофимов
«Ни за что не соглашайтесь слушать эту книгу и никогда не читайте её сами. Если всё-таки заставят читать или насильно прочтут вслух, зажмуривайте глаза, затыкайте уши пальцами и кричите что-нибудь громкое, чтоб наверняка ничего не услышать»
Григорий Остер, «Вредные советы»

Ну, тут не книжка, конечно, всего-то пара-тройка страничек каких-то…
Вредная привычка – давать советы, неблагодарная… Но, даже хорошо об этом зная, трудно некоторым, а я из их числа, бывает удержаться, чтобы не дать кому-то совет какой-то, не подсказать что-то важное, хорошее, полезное - в чём каждый подсказчик уверен абсолютно… Но здесь - в подражание Григорию Остеру - советы вредные…

Ещё с семидесятых прошлого века годов запомнилась мне картинка одна из газеты какой-то важной, не то «Правда», не то «Известия»… Сидит прямо на тротуаре нищий -худющий, в лохмотьях… а перед ним книга, которую он продаёт, и которую, как можно предположить, сам он и написал… Название же книги – «Как стать миллионером»! Смешно? Теперь, спустя годы, не таким уж однозначной «драматургия» этой картинки мне представляется… Как знать - может быть и верные в его книжке советы, а сам он применить их по каким-то причинам не смог… Или не захотел?

Безусловно, быть начальником – это искусство немалое... Главная героиня известного фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» Катя Тихомирова, став директором большой фабрики, говорила - может и другими словами, но мысль была такая – «трудно научиться руководить тремя подчинёнными, а если с этой задачей справился, то и фабрикой управлять – не вопрос». Наверное, это преувеличение… Сам же я, если и бывал когда-то начальником, то совсем небольшим, да и то, эпизодами только… Но, вспоминая эту картинку, сам не став сам никаким начальником, как «герой» с картинки – миллионером, решил я своими советами, основанными на наблюдениях за многими начальниками, причём, что немало важно, состоявшимися, а также на рассказах коллег, поделиться – без попытки их иерархии - по значимости, эффективности их применения, или ещё какой-то – поделиться... И так…

• Если Вас долго не было на работе (отпуск, больничный, командировка) сразу по прибытии соберите на совещание своих прямых подчинённых и начните на них (на всех вместе, и, то на одного, то на другого) орать, обвиняя в некомпетентности, срыве работ, разгильдяйстве. В этой, искусственно созданной Вами ситуации, отвечая на Ваши обвинения, Ваши подчинённые очень быстро введут Вас в курс дела, и Вы досконально будете знать текущее положение дел в Вашем подразделении и сможете продолжить своё им эффективное руководство.

• Минут за пять до конца рабочего дня выйдите из своего кабинета в коридор и прогуливайтесь по нему сосредоточенно, о чём-то важном думая… А когда увидите вышедшего из своей комнаты подчинённого, в верхней одежде и с сумкой, пошутите: «Куда это ты, Слава? Рабочий день ещё не закончился!»

• Если вскоре намечается какая-то премия, оплата каких-то работ, а Вам хотелось бы заплатить кому-то из подчинённых меньше чем он того заслуживает, или вовсе ничего не заплатить, с тем, чтобы побольше досталось Вам самому, вызовите этого подчинённого к себе в кабинет и изловчитесь так его обидеть, чтобы тот не выдержал и «огрызнулся». Теперь Вы с чистой совестью сможете осуществить задуманное.

• Если подчинённый предъявил Вам безукоризненно выполненную работу, не показывайте виду, что Вы удовлетворены результатом, не хвалите подчинённого за его труд, а то, как бы он не размечтался о каком-то дополнительном поощрении…

• Если Ваш подчинённый подготовил какую-то бумагу, даже если всё в ней хорошо и никаких доработок не требуется, обязательно внесите в неё какое-то изменение, уточнение или, как минимум, поменяйте местами пару слов. У подчинённого не должно и в мыслях быть, что он способен сделать хоть что-то, что не потребует необходимости исправления с Вашей стороны. Лучше, конечно, изловчиться сделать действительно полезное дополнение какое-то – не жалейте усилий для этого.

• Если Вам предстоит выступать в кабинете или в зале, в котором на полках стоят книги известных авторов (политиков, учёных), постарайтесь найти в них (или принесите и поставьте заранее свою) какое-нибудь спорное, неоднозначное высказывание и акцентированно «вкрапите» его в свой доклад. Очень велика вероятность того, что Ваш оппонент или критик «клюнет» на эту «наживку» и с сарказмом на Вас обрушится… Вот тогда-то, Вы, театрально выдержав паузу, возмущённо сопя, подойдите к стеллажу, возьмите книгу, неспешно полистав её, откройте на нужной странице и зачитайте использованную в Вашем докладе цитату... На этом с критикой Вашего доклада будет покончено, а Ваш недоброжелатель надолго «прикусит свой язык». В современных же условиях и книги для применения этого приёма необязательны – достаточно с помощью интернета поиском вывести нужную цитату на экран.

• Если надо выполнить какую-то работу, но Вы сами ещё не представляете, как должен будет выглядеть её результат, никогда не говорите об этом подчинённому, и даже наоборот, сделайте вид, что Вам абсолютно ясно, как и что надо сделать, и при этом наговорите в качестве пожеланий-задания несколько ничего не означающих общих фраз. Теперь, если подчинённому удастся-таки решить «шараду» и выполнить задачу, то ни у Вас, ни у подчинённого, ни у Вашего начальства, не может быть никаких сомнений в том, что именно благодаря Вашему руководству, указаниям, а то и лично Вами нужное решение найдено.

• Если при выполнении какой-то очень важной и ответственной работы, многим её исполнителям пришлось предпринять немалые усилия, провести бессонные ночи в поиске очередного, по ситуации единственно возможного, решения, буквально отвоевать успех, возможно, в почти безнадёжной ситуации, не надо никого особо за это благодарить – просто скажите, что «это закономерный результат слаженной работы коллектива», ну а кто её «сладил» - ясно, конечно.

• Вспоминая о каких-то позитивных моментах в прошлом, как можно чаще употребляйте местоимение «я» - «я сделал», «я предложил», «я решил», -- при этом неважно, что подчас не Вы один, а может быть даже и не Вы вовсе... Правда, при этом лучше отслеживать, чтобы рядом в этот момент не было кого-то из числа в тех событиях участвовавших, а то и самого «сделавшего», «решившего», «предложившего».

• Если Ваш подчинённый по ходу разговора с Вами скажет, что наводил порядок на рабочем месте или в компьютере, обязательно задайте ему вопрос: «А у тебя что, беспорядок на рабочем месте?», или «А у тебя что, беспорядок в компьютере?».

• Если кто-то из коллег по поручению более высокого руководства занят поиском решений каких-то и просит вас подсказать что-то, никогда не делитесь с ним мыслями, которые могут стать реально полезными. Уж лучше сообщите о них прямо тому руководству – пусть лучше оно, чем ваш коллега, их себе присваивает. А если мысль настолько интересна и перспективна, что важно оставить приоритет за собой – приберегите её до ближайшего совещания и только там её изложите.

• Иногда, при случаях подходящих, применяйте фразу – «я человек благодарный…». Это, ничего не стоящее Вам обещание, будет дополнительным стимулом для ваших, из числа ещё не умудрённых опытом, подчинённых трудиться, не покладая рук, с надеждой на то, что это каким-то образом им «зачтётся» когда-то, в не заоблачно далёком будущем…

• Никогда не снимайте трубку вашего рабочего телефона на первом, втором и даже третьем гудке - у позвонившего вам, при этом может создаться впечатление, что вы совсем ничем не заняты в этот момент, хотя это и не так в действительности. На четвёртом-пятом гудке можно уже снять, но, если вы проводите совещание какое-то, то начните ещё до снятия трубки какую-то фразу важную… И, сняв трубку, продолжайте её произносить, и только потом, после нескольких фраз, извинившись перед собравшимися жестом, откликнитесь, «отвлекитесь» на звонок. Кто бы ни звонил – будет в курсе того, как энергично и деловито вы работаете, как ответственно рабочим процессом руководите, как интенсивно, вы работаете.

• Если от Вас зависит, на какое время назначить какую-то встречу или мероприятие, пусть это будет не ровно какой-то час (или час с половиной), а что-то с минутами, например, 10:15, 11:20, 15-10 и т.д., так Вы всем даёте понять, как сильно Вы заняты, как тщательно организовано, распланировано Ваше рабочее время, как Вы им дорожите.

• Если кто-то не из числа Вашего начальства назначает для чего-то время какое-то, обязательно переназначьте на своё, пусть хоть на час, на полчаса, на 5-10 минут отличное – всегда и во всём ваше решение должно быть определяющим.

• Если потребуется дать название возглавляемому Вами подразделению, ни в коем случае не выносите это на обсуждение в коллективе. Назовите его сами. Ведь никто не сможет предложить лучшего названия, чем это сделаете Вы сами. А ведь. известно, что «как корабль назовёшь, так он и поплывёт».

• При встрече сразу с несколькими подчинёнными, вне Вашего кабинета, с двумя-тремя подчинёнными, с кем-то из них поздоровайтесь за руку, а кого-то просто не заметьте. Пусть этот кто-то призадумается - что «не так».

• Если во время вашего общения с приблизительно равными вам по статусу руководителями доводится провести телефонный разговор с кем-то из подчинённых, обрушьтесь на него с критикой, обвинениями по существу вопроса какого-то - говорите резко, не стесняясь выражениях - пусть видят коллеги-руководители, какой Вы «крутой», сильный руководитель.

• Если к вам пришёл подчинённый с какой-то идеей, с тем, чтобы её вам изложить, по ходу разговора постарайтесь догадаться о сути предлагаемого подчинённым или коллегой решения, а догадавшись, сами выразите её суть и сообщите о том, что для вас никакой новости тут нет, и что идея эта, собственно, ваша. Если же по ходу беседы о сути идеи догадаться не удалось, и она оказалась уже полностью подчинённым изложенной, никак по поводу услышанного не реагируйте, не высказывайтесь, и под каким-то предлогом оборвите беседу, пообещав продолжить её позже, а через пару тройку дней на совещании представьте коллегам эту идею, как о свою.

• Если Вы обнаружили вдруг, что какое-то из дел у Ваших подчинённых успешно продвигается без Вашего непосредственного в нём участия, постарайтесь мобилизовать все Ваши незаурядные способности на то, чтобы срочно настолько усложнить и запутать ситуацию, чтобы без Вас, без Ваших знаний, ума и таланта, никому уже не удалось бы в ней разобраться.

• Если на собрании, на совещании или при чествования очередного юбиляра, кто-то из Ваших подчинённых продуманно, последовательно и несбивчиво возьмётся сказать более пары-тройки предложений, обязательно, употребив данную Вам должностью власть, перебейте его: никому не должно говорить дольше, чем Вы.

• При малейшей к тому возможности, даже если и не на пользу делу, старайтесь распределить решение любой задачи или группы задач так, чтобы только Вы один могли быть объединяющим всё и вся началом.

• Если вышестоящий начальник, оказавшись не в курсе во многом определяющего, достигнутого путём невероятных усилий, вклада в успех какого-то важного проекта одного из Ваших подчинённых, о котором Вам-то хорошо известно, принял какое-то несоответствующее, обидное для Вашего подчинённого решение, не противьтесь этому решению, не говорите ничего начальнику, а подчинённому своему скажите: «Главное, что ты сам знаешь о том, как нужен, важен был твой вклад в то, что успех состоялся».

• Если какому-то из других подразделений удалось получить очень большую работу, требующую многих усилий, но и приносящую немалые деньги работу, последовательно проводите мысль, что не надо, нельзя как-то выделять это подразделение, не смотря на переработки, в заработках… В тоже время, если Вам удалось добыть небольшую работу, которую будут выполнять Ваши подчинённые, постарайтесь сделать так, чтобы оплата этой работы ни в коей части в «общий котёл» не ушла, а досталась непосредственно исполнителям работ, неукоснительно соблюдая принцип – «Что твоё - то моё, а что моё, то не твоё».

• Если кто-то из Ваших подчинённых всегда вовремя и хорошо справляется со своей работой, обязательно добавляйте и добавляйте ему поручений, до тех пор, пока он не начнёт от работы уставать, не успевать, нервничать, ошибаться – нехорошо это, когда подчинённого даже пожурить не за что.

• Если Вы увидели, что кто-то из другого подразделения беседует с кем-то из Ваших подчинённых, постарайтесь незамедлительно выяснить, что это за разговоры такие…

• Если Вы попросили у подчинённого дать совет  - куда, к кому следует обратиться для решения вопроса какого-то - и следование Вами этому совету окажется для Вас, сверх всяких ожиданий, полезным, эффективным, ни в коем случае не говорите об этом "советодателю". А если тот поинтересуется вдруг результатом, скажите  -  "не пригодилось", "не понадобилось", "не помогло", "не довелось" или ещё что-то эдакоё...

• Если Вы никак не можете найти у себя какой-то важный отчёт или книгу, предположите, что кто-то из подчинённых взял её у Вас на время и не вернул. Последовательно обойдите всех, у кого искомое гипотетически могло бы обнаружится… и у каждого строго потребуйте, чтобы вернул немедленно!

(Ещё что-то хотел посоветовать вроде, вспомню – добавлю вдогон.)

Вот такие вредные советы, для Вас, если Вы уже стали маленьким начальником, а хотите стать ещё большим… Применять же их или нет – воля Ваша. Возьмёте что-то из этого «арсенала» себе «на вооружение»? Да? Успехов! Нет? Успехов вдвойне!!!