Караваджо. Отдых на пути в Египет

Алина Алексеева-Маркезин
     Караваджо .Отдых на пути в Египет. ок. 1595—1596.Холст, масло. 135.5 ; 166.5 см .Галерея Дориа-Памфили, Рим

      Отдых на пути в Египет» — картина Караваджо, написанная около 1595—1596 годов, одна из первых крупномасштабных работ художника.

      Отдых Святого семейства, как часть более общего сюжета из Евангелия от Матфея о бегстве в Египет от устроенного царём Иродом избиения младенцев, был популярен в живописи того времени, но картина Караваджо с ангелом, играющим на скрипке, отличается необычной композицией.  И главное её отличие в том, что картина очень красива.
   
       Иосиф, узнав об  приказе   царя Ирода, увел свою жену Марию и младенца Иисуса в Египет. По пути они сели отдохнуть. Этот момент и изобразил на своей картине Караваджо.
 Картина не носит религиозного оттенка – и Иисус, и Мария представлены не в образе святых. Зритель видит лишь заботливую мать, с любовью прижавшую к груди спящего сына.

      Рассматривая композиционный состав сюжета, можно легко разделить его на две части – где изображены спящие мать и дитя, и где сидит Иосиф. В центре картины, как бы разделяя ее, стоит ангел, исполняющий музыкальную композицию на скрипке. Ангел словно убаюкивает спящих, его фигура – символ мира и покоя, на фоне ужаса и хаоса, от которого сбежала семья.

      Правая часть полотна отличительна яркими красками: небесный цвет на заднем фоне, трава и цветы у ног спящей Марии. И сам образ матери и ребенка передает чувство любви, нежности.

      Левая часть картины поглощена более мрачными цветами. Иосиф сидит под увядающим древом, ноги его накрыты от холода покрывалом, однако все же видно, что оба путника босы. Возможно, это последствие поспешного бегства.Иосиф,  бодрствует и держит в руках ноты. Интересная деталь, которая никогда не использовалась в библейском сюжетах о бегстве в Египет.
         
       Исследователи не могли оставить без внимания эту партитуру. Определено, что это музыка, написанная около 1520 года французско-фламандским композитором Ноэлем Баульдевейном, в котором исполняются некоторые стихи из главы 7 Песни Песней. На картине же её на скрипке исполняет ангел.

       Менее заметна фигура осла, с которым совершается путешествие – его глаза внимательно смотрят на ангела, словно исполняемая композиция заворожила и его.

       По сей день, картина вызывает много вопросов. Полотно предоставляет зрителю возможность увидеть религиозные события в реалистичном свете, где вознесенные к лику святых – обычные путники, где Мадонна – это, в первую очередь, женщина и любящая мать, Иосиф – заботливый отец, хранящий сон семьи, а Иисус – это младенец, больше всего нуждающийся в материнской ласке и заботе.
 
       Маурицио Калвес в своей работе о Караваджо высказал предположение, что вся композиция картины символизирует путь христианского спасения от неодушевлённого камня через животное, человека и ангела до конечной цели — Божественного в образе Девы Марии и Спасителя.

          До сих пор среди искусствоведов нет единого мнения по чьему заказу была написана картина. Но известно, что после смерти Караваджо она попала в коллекцию кардинала Камилло Франческо Мария Памфили.И до сих пор хранится в частной галерее Дориа-Памфили в Риме.