Глава 087. Шуман. Фантастические пьесы

Валентин Великий
Роберт Шуман
«Фантастические пьесы»
(Fantasiestucke) для фортепиано
Святослав Рихтер (фортепиано)
18 ноября 1969 — Будапешт

Yuriyauskiev: Смотрю на дату концерта и мыслями возвращаюсь в тот далекий 69-й. Ведь несколькими днями позже — 23 и 24 ноября я впервые услышал Рихтера в концерте, в Колонном зале им. Лысенко киевской филармонии. В программе были и шесть пьес из цикла «Фантастические отрывки» ор.12. Собственно, программы в Будапеште и в Киеве были одинаковыми.
 Алена, Вы интересовались, записываю ли я свои воспоминания. Вот фрагмент (не хотелось бы выглядеть нескромным, выставляя его на всеобщее обозрение).

Не дожидаясь третьего звонка, занимаю свое место. Оно не самое удобное — пианиста я буду видеть со спины, но разве это главное! В мозгу стучит: «Я услышу Рихтера! Я услышу Рихтера!» На сцене появляется мадам в черном платье и торжественным голосом в духе той эпохи объявляет: «Народный артист Советского Союза, лауреат Ленинской и Государственной премий, Святослав Рихтер!» Понимаешь, что достаточно двух последних слов, но эти мысли гасятся громом аплодисментов. Вот я вижу Рихтера впервые в непосредственной близости. Величавая осанка, благородство и эта печать на челе, которой природа запечатлевает не многих…
Шуберт. Вариации на тему Ансельма Хуттенбреннера. Сказать честно, не сразу смог я совладать с эмоциями, порожденными уникальностью момента. Впоследствии разные люди рассказывали мне приблизительно то же самое. Трудно было утихомирить мысли о величии музыканта и о радости, что ты слушаешь его здесь и сейчас. Тем не менее, музыка и ее исполнение захватывали. Необычайная чистота, удивительной окраски звук, ясность и выверенность каждой фразы. Такого звучания я еще не слышал в этих стенах! После окончания музыкант встал, стремительно вышел и довольно долго не появлялся. Не случилось ли чего-нибудь? Но нет. Шуман, «Шесть фантастических отрывков». Я ждал их с нетерпением. С «Порывом», например, был знаком по записи Кемпфа. У Рихтера надеялся услышать что-то особенное.
«Вечер» был исполнен как бы немного «со стороны», но не безучастно, без лишних эмоций, в романтическом, эвзебиевском духе.
Вдруг резкий наклон корпуса влево — и выплеснулся «Порыв». Это поистине всегда было чудом — его исполнение этой страстной пьесы. Предельный накал и отточенность каждой фразы, каждого звука, точность акцентов, продуманность малейшей детали, и при этом удивительная свобода. Слушатель присутствовал при создании шедевра!
А потом вновь созерцательное настроение — «Отчего». Именно так я представляю себе романтическую музыку подобного характера. Душевная чистота, чувство меры, что-то интимное, внутреннее.
«Ночью» — грандиозное полотно с драматическим подтекстом, один из самых впечатляющих шумановских шедевров у Рихтера.
Как мимолетность, пролетели невесомые «Сновидения». Удивительная музыка, не дававшая задуматься о пианистическом мастерстве, профессиональных достоинствах, которые служат созданию образа. Законченность, совершенство — они прогоняли всякую аналитику.
«Конец песни» — завершение цикла, исполненное мощно и широко.
Трудно передать, какими овациями наградила публика исполнителя. Его вызывали снова и снова…
В фойе просветленные лица. Встречаю знакомых. Каждый хочет выразить свой восторг. Обмен впечатлениями на уровне междометий: «А вот как он в этом месте!.. А в том!!»

MargarMast: Юрий, прекрасно, просто превосходно! Пожалуйста, продолжайте делиться этими своими великолепными зарисовками — после них тянет послушать именно то, о чем Вы пишите, а это, по-моему — самый важный результат! Спасибо Вам большое — Вы как бы открываете дверь в этот чудесный мир рихтеровской музыки. Продолжайте, пожалуйста, это делать!