XII. Разговор с камнем

Серж Левен
  Рим, Субурра

  Год 817 от основания Рима


  Сергиус Ливий торопливо подогревал кусок вчерашней свинины на своей жаровне во дворе
 инсулы*. Уже почти совсем стемнело и с ужином Ливий явно припозднился. Соседи давно уже
 забились в свои каморки на ночь и ветеран пребывал в гордом одиночестве, что, впрочем,
 вполне его устраивало - дома с нетерпением ждал кувшинчик превосходного крепкого
 цекубского*...
  Совершенно неожиданно из темноты возникла неясная фигура и беззвучно приблизилась к Ливию.
 Он инстинктивно вскинул правую руку с зажатым в ней пугио*, служившим и кочергой, и
 кухонным ножом, и оружием обороны на данный момент, в направлении этой фигуры. (Надо
 сказать, что улицы ночного Рима были небезопасны для горожан. Легко можно было стать
 жертвой разбойника и даже убийцы. Конечно, отряды преторианцев патрулировали по ночным
 улицам, но их было недостаточно для огромного города).
 В тусклом освещении дотлевающих головешек тень оказалась пожилым мужчиной с недлинной
 седой бородой - громоздкий плащ с надвинутым на голову капюшоном не позволял определить
 чего-то большего.
- Ты центурион Сергиус Ливий? - тихо вопросил таинственный незнакомец.
- Не совсем центурион, но в остальном - да, это я, - ответствовал ветеран, - кто ты и
 какое тебе до меня дело?
- Здесь могут быть уши, я хотел бы переговорить с тобой в доме, - все так же тихо, не
 повышая голоса, сказал белобородый, - твой сосед Марий приветствует тебя!
- Это многое объясняет. Мой ужин как раз готов, - Сергиус подцепил жаркОе на широкое длинное
 лезвие пугио, - следуй за мной!

  Двое мужчин поднялись по ветхой деревянной лестнице на второй этаж и вошли в скромную
 двухкомнатную квартирку ветерана.
- Снимай плащ, вешай на гвоздь и проходи сюда! - Ливий указал на дверной проем, ведущий
 в одно из помещений, - здесь у меня что-то вроде триклиния. Но прежде назовись. Кто ты?
- Мое имя Шимон, сын Ионы. Родом из Бейт-Цаеды, рыбацкой деревни на берегу Галилейского
 моря, - старик повесил плащ на медный гвоздь, торчащий из входной двери и двинулся в
 указанном направлении, - но называй меня Петрус. Я больше привык к этому имени...
- Садись на любой из стульев или ложе, куда хочешь, - Сергиус сделал пригласительный жест
 правой рукой. В левой все еще болтался кусок мяса, насаженный на клинок. - Сейчас будем
 ужинать. Почему же Петрус?
- Иисус дал мне прозвище Кифа, что по-арамейски означает камень, но мы всё больше
 переходим на греческий с тех пор... Так получился Петрус. Благодарю за угощение, но я не
 голоден. Ешь, пей, не стесняясь моего присутствия!
- Как хочешь. - Ливий пожал плечами, - о Петрусе и Паулусе я слышал, сейчас много болтают
 о христианах. Значит, ты и есть тот Петрус?
- Да, один из учеников Назарея и предстоятель римской общины.
- Общины, от которой ничего не осталось. Марий, Луция и их сын, - ветеран указал пальцем
 в потолок, - тоже погибли девять дней назад. Я видел их смерть на крестах..
- Знаю и скорблю о них безмерно, как и о тысячах других! - Голос старика дрогнул и глаза
 его увлажнились, - мне удалось спастись, но... - Петрус сделал невнятный жест обеими
 руками и умолк, не договорив.

  Сергиус тем временем достал с посудной полки деревянное блюдо, положил на него свинину и
 нарезал ее небольшими кусочками. Потом добавил к пиршеству краюху белого хлеба и кусок
 овечьего сыра, откупорил кувшин с вином и налил себе в бронзовый кубок. При этом он
 показал движением кувшина - мол, не налить ли и тебе? Но Петрус опять отказался.

 - Марий говорил о тебе как о суровом, но честном и справедливом муже, и поэтому я здесь. -
 Заговорил, наконец, после затянувшейся паузы нежданный гость. - Я хочу поблагодарить тебя
 за то, что ты был милосерден тогда и дал Йешуа умереть быстро и без мучений.
- Ты тоже был там, на казни?
- Да, среди других учеников. Я даже помню твое лицо тридцатилетней давности, но имени
 твоего не знал и лишь благодаря божественному провидению вижу тебя снова, перед тем, как
 покинуть Рим.
- Может быть, ты ищешь укромное место, чтобы отсидеться и переждать аресты? Моя квартира
 в твоем распоряжении. В память о Марии и его семье я не предам тебя властям, клянусь всеми
 богами Рима!
- Благодарю, но нет. Я покину город сегодня же ночью и отправлюсь в Иерусалим. Прощай,
 Сергиус Ливий, и пусть все боги Рима хранят тебя! - Петрус начал подниматься со стула.
- Постой, удели мне еще немного времени! - остановил его Ливий, - ответь на мой вопрос:
 почему, несмотря на гонения и казни, ваша секта ширится и крепнет? Тридцать лет назад о
 Йешуа и его проповедях не знал никто, кроме учеников и сотни последователей в захолустной
 провинции. Теперь же вас только в Риме пол-легиона!
 
- Тому несколько причин. Я назову их тебе. Мы, 12 апостолов Иисуса, после смерти Его
 решили нести Учение Его людям. Мы поделили всю Ойкумену* меж собой и каждый проповедовал
 там, где выпал ему жребий. За время странствий все мы обрели своих апостолов и теперь их
 числом 70.
 
 Вторая же причина в том, что Учение Христа просто и бесхитростно, в отличие от, например,
 Учения Заратустры - слышал ли ты об огнепоклонниках?
- Конечно, ведь наш солдатский покровитель Митра - сын верховного бога Ахура-Мазды!
- Много ли ты видел поклонников огня?
- Нет, не много. Они есть в Армении и в Каппадокии, и в Парфии, вроде. Еще в Сирии, но тоже
 совсем мало...
- Учение Заратустры древнее и праведное и деяния Пророка велики, но тщетны. Его Авеста
 написана авестийским письмом, ритуалы и обряды мудрёны и сложны и ведутся тоже только на
 авестийской, редкой речи, которую мало кто знает ныне. Люди ничего не понимают и не идут
 к священному огню... Наше же Учение доступно всем - бедным и нищим, безграмотным и
 невежественным, а таких в мире большинство!

  Ты долго служил в легионах и бывал во многих землях, видел ты всякие народы: и персов,
 и греков, и иудеев, и диких варваров. И знаешь ты, наверное, что всюду в городах и
 селеньях любят люди собираться после трудного дня, пить вино и болтать о всяком...
 Но больше говорят о религиях, богах и их деяниях, мудрствуют, стало быть. Собираются
 в тавернах, общих местах всякого рода, но и в домах состоятельных горожан, щедрых на вино
 и угощения. Я бывал на многих таких собраниях и скажу достоверно - это только взрослые
 мужи, - Петрус поднял указательный палец и подчеркнул - ВСЕГДА ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫЕ МУЖИ!
 Наши же двери открыты для ВСЕХ - жен и старух, мальчиков и девочек, сирых и убогих...
 Этим простым и очевидным способом мы умножаем число адептов Христа в четыре, в пять раз!
 Третья и наиважнейшая, по моему разумению, причина!
- ХитрО! И в то же время, действительно просто! - Хмыкнул бывший центурион и приложился
 к кубку.

  Ну, и в-четвертых.., - Апостол задумался о чем-то и замолк...
- Четвертую причину ты мог видеть сам на лицах Мария и Луции, распятых на крестах, -
 продолжил он. - Скажи: видел ли ты на них страх смерти?
- Нет, они были спокойны. Мне показалось даже, они улыбались...
- Тебе не показалось, Ливий! Истинные христиане не боятся смерти. Они абсолютно уверены,
 нет, они просто ЗНАЮТ, что после смерти их ждет другая жизнь, без горя и страданий,
 счастливая жизнь в Царстве Небесном. И ты, и многие другие, видевшие несколько дней назад,
 как умирают христиане, могли и должны были восхититься этим бесстрашием и задуматься:
 эти люди знают что-то, чего не знаем мы...

  А может быть, такие думы приведут сынов и дочерей Юпитера и Юноны  когда-то к нам,
 братьям и сестрам Иисуса? И казни Нерона явят собой совершенно обратное следствие...
 - Оставь попытки обратить меня в свою веру, Петрус! - улыбнулся Сергиус, - я верю только
 в то, что вижу и знаю, а также в здоровый человеческий разум! Ответь мне только на
 последний вопрос: если ты сам ЗНАЕШЬ о Царстве Небесном, тогда зачем уходишь из Рима?
 Мне представляется все просто - моя центурия пала в сражении, погибли все до одного.
 Лишь я, цел и невредим, бегу с поля боя. Но это невозможно, немыслимо!
- Я не боюсь смерти, но жизнь свою хочу сохранить единственно для того, чтобы продолжить
 наше дело, успеть вложить в него еще хоть толику - пойми, центурион!
- Думается мне, что наибольший теперь вклад предстоятеля в общее дело - единая с общиной
 судьба! - саркастически произнес Ливий и осушил кубок до дна.

  Эта последняя фраза ветерана возымела на Шимона бен-Иону действие - он уткнул побелевшее
 лицо в сомкнутые ладони и замер. Тишина повисла в триклинии, нарушаемая лишь бульканьем
 жидкости вновь наполняемого и осушаемого кубка.
 Так продолжалось минуту, а то и две. Наконец, адепт Иисуса Христа оторвал ладони от лица 
 и воззрился на адепта Бахуса и Приапа:
 - Ты не только отважный воин, Ливий, ты еще и мудрец! Истинно сказал ты:
 << Не пастырь тот, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и
 оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и убивает их.>>
 - Вообще-то я говорил о центурионе и его легионерах, но если тебе ближе аллегория с
 пастухом и овцами - пожалуйста! Можешь использовать в своих проповедях.
- Не будет больше проповедей. Утром я пойду в Преторию* и потребую мой крест. Но крест этот
 будет не таким как у моего Учителя или у брата моего Андреаса, ибо недостоин я сих...

  Петрус встал, вскинул правую руку с сомкнутыми большим, указательным и средним пальцами,
 обозначил перед лицом изумленного Ливия четыре точки в воздухе, как бы изобразив крест,
 и вышел прочь...


         

  *Инсула - многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными
   для сдачи внаем.
  *Цекуба - винодельческий регион.
  *Пугио - древнеримский обоюдоострый широкий кинжал.
  *Ойкумена - известная и освоенная часть мира.
  *Претория - имеет несколько значений, в данном случае - административное
   здание.