Мир и Свет- 5-а

Борис Креймер 3
Что такое  АДЭМАС?



                Карточки "НАУКА" сигналили у всех пятерых.  И извещали: "Поздравляем! Проект одобрен, После консультаций начнется разработка необходимой документации и".
         Через два часа  в штабе  обсуждали предстоящие консультации.

          - После сообщения Данко о  финансовом состоянии сети  наших кафе, нам с Денисом Никитичем предстоит проверка всех счетов и подготовка сети к работе в изменившихся условиях.

         Это приятная, но нелегкая задача. Мы будем заняты этим какое-то время. Но и вне этих и других обстоятельств ясно, что консультантами станете Вы, авторы проекта. - сказал Алан Ильич.

          - Да! Это понятно! Мы распределили группы вопросов между собой.  На месте будем помогать друг другу. - ответил Мир.
         -  Постараемся не ударить  "фейсами" в  грязь! - заверила Астра.
         - Вот это передайте Самобранке. Здесь рецепты. Она оценит. И приветы всем! А мы будем Вас, дорогие мои, ждать! - Учитель обнял всех по-очереди и ребята покинули штаб.
7

         Карточки  "НАУКА" сообщили: "Вас приглашает городок "Истоки" в стране  "История".  Не раз уже получавшие такие приглашения, ребята все равно волновались. Звонили друг другу и готовились к долгожданной встрече со своими старшими друзьями. Удивление вызвало приглашение в городок "Истоки" во второй раз.

          Все четверо появились одновременно. Они стояли на знакомой аллее парка.  На этот раз Эра первой увидела идущих к ним дядю Лешу, Никифора, Петра и Степана.  Все обрадовались,  обнимались, жали руки, смеялись.

         Дядя Леша, как старший, поднял руку и заговорил:

          - Я очень рад нашей встрече! Она не первая, но я волнуюсь!  Мы давно уже вместе  участвуем в различных проектах. Сегодня начинаем очередной. Большой и интересный. Я назначен  Директором  инженерного бюро. - он улыбнулся и закончил:

          - Пойдемте туда, где за знакомым, большим столом поговорим обо всем! Прошу Вас следовать за мной! -! - он повел  их к замку, которого, как и прежде, из-за деревьев не было видно.

          Вошли через ворота в башне. Директор  распахнул высокие двери и хозяева, смешавшись с гостями  вошли в огромный зал.

         У дальней стены располагался весьма солидных размеров камин. Горел не  очень большой огонь. В зале было комфортно. Метрах в шести от камина стоял большой овальный стол. По четыре кресла с каждой  стороны и одно, в ближнем к камину торце, были предназначены для гостей и хозяев.

         У левой стены метрах в пяти-шести от стола, как и прежде, стоял  "рыцарь" на невысокой подставке.. На стене висели два скрещенных меча и боевой топор.
        Никифор проверил включена ли кофе-машина. Старина вполне уживалась с современностью.

          - Это точно, как у нас в штабе! Очень хорошо работает! - обрадовалась старой знакомой Эра.
         - А вот смотри, копировальная техника! Мы, на таких же аппаратах  не один раз работали! - показала Астра.

         Вся  техника располагалась справа от камина. Слева стояла металлическая корзина с поленьями.  Щипцы, топор и кочерга висели на самом камине, слева от топки. Все стояли полукругом у камина и смотрели на огонь.

          - Сейчас проведем деловой завтрак! Основные вопросы обговорим и начнем работу!  Кофе не помешает! - улыбнулся Директор.

         - Одну секунду! Это Алан Ильич  и Денис Никитич приготовили для Самбранки! И приветы ей, конечно! - Мир протянул конверт.
         - Прекрасно! Передам немедленно! Она обрадуется! Вы ее любимцы! - дядя Леша пожал руку Миру.

         Через несколько минут Никифор нажал кнопку на пульте, в зал въехала тележка с бутербродами, булочками и блинчиками.  Саобранка была наа ввысоте!

         - Я начну, потом дополните меня!  Для лучшего и  полного "погружения" в  проект "парк АДЭМАС", мы взяли  псевдонимы: Аледир - это я; Степинж - Степан; Дизапет- Петр; Элекник - Никифор. - сообщил дядя Леша.  Вздохнул и продолжил 

         - Вопросами конструкций оборудования аттракционов буду ведать я, АЛЕДИР; вопросами общеигженерными - технологии, материалы, техника безопасноотсти и др - займется СТЕПИНЖ ; вопросами дизайна, эргономики и стиля - будет верховодить ДИЗАПЕТ; вопросами электричества и электроники - станет руководить  ЭЛЕНИК. - он опять вздознул и щакончил:

          - Сей момент они займут свои места, а напротив поместятся те из Вас, кто  готов обсуждать вопросы этих направлений. По каждой проблеме можно и нужно советоваться со всеми. Начнем, друзья, а уточять будем по ходу процессов! 
         Через минуту образовались пары: Аледир - Мир;  Степинж - Свет: Эленик - Эра; Дизапет - Астра.
          - Полагаю , что требуются очень точные , технически грамотные описания аттракционов, и устройств, чтобы конструкторы правильно поняли Ваши  мысли.

          Общего представления мало. Надо создать  "словесные портреты" каждого механизма, устройства или приспособления. Начнем с аттракциона  "Гонки" - сделал вступление  Аледир.
 
          - Постараюсь!  Для  "Гонок" мы выбрали  рельсовый путь, по которому  едут велодрезины. Поясняю: рельсы - значит не нужно рулить, упрощаются конструкция и технологии, повышается безопасность, остаются свободными руки. Стоимость дрезины также невысока. - кратко  и четко изложил Мир.

          - Да!  Это убедительно! Дай описание самой  "дрезины". Чем подробнее - тем лучше! - живо, с интересом попросил Директор.
         - Конечно, но сначала определения, как нас учит Алан Ильич:


         {•"ВЕЛОСИПЕД (стар. фр. v;locip;de, от лат. v;l;x ("быстрыЙ" и pes "нога") - колёсное транспортное средство (или спортивный снаряд), приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (крайне редко) через ручные рычаги"•}.


         {•"ДРЕЗИНА - специальная самодвижущаяся тележка (изделие), передвигаемая механически по рельсам и служащая для поездок работников железнодорожного транспорта с целью осмотра железнодорожного пути и по другим служебным надобностям.

Название своё дрезина получила по имени барона Карла Дреза, который в 1817 году изобрёл самокат (двухколёсный экипаж) для собственного передвижения, прототип современного велосипеда /беговела)"•}.

          - Наша дрезина представляет собой раму с двумя осями, на которых установлены колеса с ребордами. На  каждой оси стоит блок  звездочек для переключения передач (скоростей).
 
         На раме расположено сиденье. Под ним  педали и блоки звездочек цепного, велосипедного привода. Дрезина симметрична и может двигаться одинаково вперед и назад. Ездоку достаточно развернуться на сиденьи на 180°. Конечно имеются поручни с обеих сторон. Впереди и сзади имеются буфера. - кратко обрисовал  Мир.

          - Ты сказал колеса с ребрами? - переспросил Аледир, слушавший очень внимательно.
         - Колеса с ребордами! Вот определение: - оттваетил Мир.


         {•"РЕБОРДА, гребень - выступающая часть обода колеса или шкива, предотвращающая боковое смещение колеса при его движении по рельсам или канатам, а также смещение ремня относительно шкива. Широко известный пример применения гребней - на колесах подвижного состава железной дороги. Они не позволяют колесам сойти с рельсов"•}.

          - А-а! Понял! Рельсы! Все, как положено! А буфра для чего.? - улыбнулся  дядя Леша-Аледир.
         -  Во многих аттракционах сие устройство зело надобно! Из определения станет  ясно. -  блеснул старинными словами Мир.


         {•"БУФЕР - устройство, устанавливаемое на различных видах транспорта, служащее для гашения (амортизации) продольных ударных и сжимающих усилий"•}. 


          - Скажи, а еще что-либо будет крепиться, устанавливаться на дрезину? - спросил Аледир.
          - Да, конечно! Но, думаю, это не вызовет сложностей. - ответил Мир.
 
         - Из рисунков понятно, что едут несколько тележек-дрезин. Растолкуй смысл и название  этого аттракциона, пожалуйста! - попросил Директор.
          - Название; "Гонки - догонки"! По типу "Гонки преследования" у велосипедистов, А у нас так:

          На круге диаметром примерно 50-т метров размещаются  6-ть  "гонщиков". Стартуют одновременно, с цель,ю  "догнать того, кто впереди". Тот, кого догнали - выбывает. Продолжают пятеро, потом четверо и т .д. Правила надо придумать хорошие. - рассказал Мир

          - Мне очень нравится! Но есть вопросы.  Длина окружности около 150-и метров. Значит каждому надо  "промчаться" около 25-и метров! Но это же секунды! Где азарт и напряжение гонки?! - быстро  подсчитал и удивился   Аледир.

         - Если ехать со средней скоростью велосипедистов, то верны  именно такие цифр! Но у нас аттракцион! И "мчаться" гонщики будут со скоростью 20 - 22-а  метра в минуту! - улыбался до ушей Мир.
         - То есть взрослые мужики будут молотить педалями, но ехать, как черепахи??! - расхохотался  Директор бюро. И захлопал в ладоши.

         Все внимательно слушали  диалог Аледира с Миром. Делали пометки. В каждой паре шли свои обсуждения.

          - Я  правильно понял, что дрезина, так сказать, "полноприводная"? - спросил Степинж.
         - Да! Иначе как ее сделать симметричной и  одинаково едущей и туда, и оттуда?! - лукаво улыбнулся Свет. 
         - Согласен,! Но из рисунков ясно, что нужны и просто тележки, без привода, так? - уточнял  конструкцию  Степинж. 
         - Да, конечно! Но есть нюанс!  Педали! Их надо сделать легкосъемными. Тогда дрезина становится универсальной! -  четко сформулировал  Свет.

         - Стоп! Дешевле сделать часть тележек упрощенными! Отчего ты хочешь иметь более сложные, универсальные? - спросил Степинж.
         - Мы думаем, что  три наших аттракциона (см. писание далее) вполне могут развлекать гостей на даче! - Свет весело рассмеялся.

        - Здорово! Убедил! Но еще вопрос есть! Почему на рисунках три рельса? - Степан-Степинж смотрел  вету в глаза.
          - Мы пришли к выводу, что  дрезины должны быть двух размеров! Для детей и отроков и для подростков и взрослых! - быстро ответил Свет.

         - Вот и прекрасно! По дрезине сложностей технологических не вижу. Но у Вас есть еще много разных аттракционов. Есть ли вопросы по ним? -   Степинж спрашивал с огоньком любопытства в глазах. 
         - Есть! У нас несколько комплексов, где нужны шары. Но не такие, как в кегельбанах и  в боулинге! Нужны шары диаметром 90-100 мм желательно из плотной но не очень твердой резины. Можно и  из другого материала -  ответил Свет. 

         - Как будет работать шар? - заинтересовался Степинж.
         - Он должен удариться в  борт, отразиться, не искажая "угла падения" и попасть в  "лузу" или в мишень. Запускается шар рукой или  при помощи специального устройства. - подробно обрисовал  ситуацию Свет.

         - Понял! Это мы решим! Скажи,  "шарогоны",  , Вы  предполагаете сделать сборно-разборным?  - Степинж увлекся самой идеей аттракциона.   
         - Если  это удастся сделать, то и эти игровые  комплексы покупали бы дачники! Нам хочется воплотить такой вариант! - ответил Свет.
         - Для нас это,  в общем, неожиданный подход: "аттракционы на продажу". - рассмеялся Степинж.

           - Я внимательно слушал и Мира и Света. Рисунки передо мной. Общая картина понятна.  И электрика и электроника без проблем обеспечат все аттракционы  нужным арсеналом потребностей. Я, кажется, сказал абракадабру?! - рассмеялся Эленик.
          - Нет-нет! Витиевато , но понятно! - успокоила Эра, улыбаясь.

         - Тогда подробно объясни, please, устройство аттракционов  "Гонка-догонка", а потом, как шутит  Степинж ,"Шарогон"-ов! - попросил Никифор-Эденик.
          - Хорошо! На круге диаметром 50-т метров располагаются сначала 6-ть участников. Задача - догнать соперника, перед собой. Тот, кого догнали выбывает. Оставшиеся пятеро вновь  занимают  стартовые позиции. Потом это делают четверо, трое и заканчивают гонку двое! - подробно разъяснила Эра.
         - Прекрасно и интересно! Но из этого следует, что только несколько из начальных позиций могут использоваться повторно. Это еще 3-и и 2-а участника. Для пятерых и четверых нужны дополнительные старты! - заметил Эленик.         
         - Увы! Без этого не обойтись! -  весело подтвердила она.

          - Значит всего "стартов" будет: плюс 4-е для пятерых гонщиков и плюс 2-а для четверых. Всего 12-ть! Видимо столько же и  "шлагбаумов". Они будут обеспечивать одновременный старт. участников. - с удовольствием сосчитал
Эленик.
          - Да! и вся информация должна быть на табло! Может быть на нескольких! - напомнила Эра.

          - Сделаем! Давай  теперь про шары!  Нет! Сначала скажи, зачем внутри большого круга, еще один, меньший?! - спохватился Эленик.
         - Те трое, которые вылетели первыми, будут  на нем разбираться, кто на каком месте! Малыши могут соревноваться и  вообще, это - "Малая арена"! - рассмеялась Эра и продолжила:

         - У нас еще три аттракциона с дрезиной. Пару слов о них. Это  "Сухой бассейн". На расстоянии 25-ть метров друг против друга стоят барьеры, как бортики бассейна. 

        По отдельным, параллельным  дорожкам двигаются несколько тележек.  Гонщики едут до,  упора  буфером в барьер (фиксация касания),  потом разворачиваются на сиденьях и едут назад.   Так до конца дистанции. Как пловцы.

           Во втором  комплексе  гонщики  пользуясь   поручнями,  руками  подтягивают свои экипажи  к барьеру.   
         В третьем вместо поручней используется зубчатые  рейки, за которые цепляются шестом. -закончила Эра  "словесные портреты" гоночных комплексов.
         
         - Спасибо, Эра! Но уж теперь-то о "шарах"? -  смеялся Эленик.
         - Да! Слушайте! Игровое  поле размером 9 ; 4 метра, обрамлено бортиками высотой 0,5 м. У дальнего борта расположены 5-ть - 8-ть  мишеней  или луз.   (возможно иное количество)

         Вдоль длинных бортов установлены  две ДП - "дуплет-панели", размером 1,8 ; 0,2 м.  На расстоянии 1,5 м от ближнего борта на полу проведена  черта. От борта до нее - "бросковая зона".

        Игрок должен поразить мишень или попасть в лузу  шаром, отразившимся от ДП. Это условие - обязательное!  Бросок шара схож  с одним из ударов  в бильярде. Вот определение:


         {•"ДУПЛЕТ  в бильярде - удар, при котором прицельный шар падает в лузу, предварительно отразившись от борта"•}.


         - Правила должны четко регламентировать действия игроков и условия игры. - Эра  улыбнулась и  закончила:

         - Всего у нас три таких аттракциона. Отличаются  только  способом  приведения шаров в движение.  Первый - рукой. Называется "Шарокат". Второй - с помощью своеобразной рогатки. Называется  "Шаромёт". Третий - с помощью специального устройства. Называется
"Шарострел".

         Электроника  дополнит достоинства своими возможностями. - закончила Эра непростые описания.   
         - Да! Много интересной работы! Надеюсь, моей компетенции достаточно для решения поставленных задач. - сказал Эленик 
         - Конечно! Но кроме компетенции требуется еще  и компетентность! - заметила Эра.

         - А разве это не одно и то же? - удивился  Никифор-Эленик.
         - Приведу сейчас определения и разберемся! -  предложила Эра.
         - Прошу! Любопытно! - согласился  Эленик.
         - Вот они, пожалуйста! - улыбнулась Эра.


          {•"КОМПЕТЕНЦИЯ (лат. competentia  "согласие; соразмерность" от competere "соответствовать, подходить") - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён"•}.


         {•"КОМПЕТЕНТНОСТЬ - способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика  индивида"•}

         - Ну, что ж! Ты еще раз поразила! Спасибо! Я не знал об этой разнице! Но с о всеми задачами справлюсь!  - удивлялся и радовался Элекик.
               
               
         - Мне почти все прямо в цвете видится после          
знакомства со  "словесными портретами". Сейчас разберемся с "почти"! - сказал, внимательно  слушавший все консультации, Дизапет.
          - Я готова помочь! - улыбнулась Астра.

         - Тогда  вопрос первый: "Дуэль"! Расскажи подробней,  а то из рисунка не все ясно - попросил Петр-Дизапет.
-          - По параллельным путям навстречу друг  другу едут на дрезинах соперники. Каждый вооружен пейнтбольным пистолетом. (маркером)

          Мы решили, что стрелять будут не в соперника , а в мишень над ним! Поэтому особой экипировки не нужно. Но перед  игроком-дуэлянтом должен быть защитный экран. - объяснила Астра. 

         - Понял! Еще куча вопросов возникла! Важных! Они будут стрелять на ходу? Стрелять должны по-очереди или одновременно?
 
         Они разминутся или закончат поединок в определенной зоне?. Как быть, если один из соперников - левша? Или оба левши? - засыпал Астру  толковыми вопросами Диззаппет.. Но она не растерялась.

         - У нас фрагмент популярной игры, но по нашим правилам! Сначала  определение.   


         {•"ПЕЙНТБОЛ (англ. Paintball - шар с краской) - командная игра с применением маркеров (пневматическая пушка), стреляющих шариками с краской (желатиновая оболочка с пищевой краской), разбивающимися при ударе о препятствие и окрашивающими его"•}.


         - Стрелять будут, как танкисты, при коротких остановках! Остановок будет столько, сколько зарядов  в  пистолетах! 

         Разминутся они после последней стрельбы. Левшам  стрелять не менее удобно, чем правшам! - высыпала Астра  встречную кучу толковых ответов. Оба от души рассмеялись. Все слушавшие аплодировали.

          - Астра! Вот на рисунках старинные орудия. Это баллисты? - спросил Дизапет., переходя к следующим комплексам.
         - И да, и нет! Древние использовали немало хитроумных метательных машин. Мы выбрали три . Приведу определения, чтобы понятнее было, что к чему.

         {•"КАТАПУЛЬТА - машина для метания стрел, камней, бочек с горящей смолой и т. п., использовавшаяся в древности при осаде крепостей; баллиста.

      Катапульта  стреляет по настильной траектории относительно лёгкими стрелами,(дротиками) обеспечивая высокую точность попадания;

         БАЛЛИСТА  предназначена для поражения групповых целей методом навеса, то есть под высоким углом возвышения, чтобы послать тяжелый снаряд как можно дальше"•}.


         {•"ТРЕБУШЕТ - (требуше) - это особая версия катапульты.
         Гравитационная метательная машина (баро-баллиста). Принцип его действия основан на использовании энергии падающего груза большой массы, закрепленного на коротком конце рычага. При этом длинный конец рычага разгоняет пращу со снарядом до большой скорости.

          Все требушеты (трнбуше) являются катапультами, но не все катапульты являются требушетами.

         На Руси подобные камнеметы вместе с катапультами и баллистами назывались "По;роками"•}.


         {•"ПРАЩА - гибкое, жесткое или комбинированное метательное военное или охотничье орудие. Предназначено для метания камней или специально изготовленных снарядов, пуль"•}.

         - Спасибо Астра! Многое узнал. О требушете (требуше)  раньше даже не слышал! Я понял, что Вы хотите аттракционные версии этих орудий стилизовать под их  исторический облик. Правильно?  - спросил  Дизапет.
          - Конечно! Мы думаем, что это интересно! -  согласилась Астра.
         - Но я не представляю, как, куда или во что и чем Вы  собираетесь стрелять или что метать?!! - признался  Дизапет-Петр.

          - Все объясню! Катапульта будет стрелять дротиком с присоской, по мишеням, к которым этот мснаряд будет "прилипать".

          Баллиста будет метать бочки с "горящей смолой". Перед орудием поставим столб (стойку),  с имитацией наверху фрагмента крепостной стены, а за "стеной" короб, куда будут падать "бочки".

         Требушет будет метать баскетбольный, чуть приспущенный мяч в баскетбольную же (возможно большего размера) корзину. - смеялась Астра, глядя на смущенного  Дизапета.
         -  Да! Не зря говорят, что  "все гениальное - просто!" - восхитился он.

         - У нас еще много занимательного! - улыбаясь, сообщила неугомонная Астра.
         - Вижу! А зачем  целых пять тиров? - в который раз удивился  дизайнер.
          - Пейнтбольный, страйкбольный, арбалетный, лучный и рогаточный! Стреляй - не хочу!, - смеясь, перечислила  Астра.
         - Вы из рогатки будете стрелять?! В тире?!  - опешил Дизапет.
         - Еще как! Это очень привлекает, Я сама пробовала! Мальчики сделали этот аттракцион! - похвалилась Астра. 
         - Приведи определение и рассказывай! - попросил Петр-Дизапет.


         {•"РОГАТКА состоит из таких частей: Рогатина (рогачок) - служит для крепления резины и удержания рогатки при выстреле), Метательный жгут (резинка, тетива, тяга) - служит для накопления потенциальной энергии при растяжении (натягивании), Кожеток (кожешка, седло, пята) - служит для захвата и удержания снаряда"•}.


         - На стойке установлены три рогатки. Большая, средняя и малая. Стреляют шариками из губчатой, пористой резины. - показала жестами и дополнила  словами Астра.

          - Понял!  Красиво будет! А что за фигуры за столом? Опять загадка?! - переключился на другой комплекс дизайнер
         - Это силачи, с которыми можно и нужно потягаться! Их четверо. Для возрастов: 9-11; 12-14: 15-18 и взрослых.  Определение простое! - пояснила Астра.


         {•"АРМ РЕСЛИНГ (рус. Рукоборье; от англ. Arm sport, arm wrestling, arm - рука) - вид борьбы на руках между двумя участниками (вид спортивных единоборств)"•}
-
         - Прекрасно! Сделаем нейтральные лица у атлетов, а конкретных соперников  желающие провозгласил дреектоор Бюро.сразиться, будут выбирать из каталогов с портретами и разными данными силачей. Портреты будут и  в рамках на груди атлетов. - придумал отличный вариант Дизапет.
          - Чудненько! Надо только не забыть, что борются на обеих руках! - обрадовалась Астра.

         - Внимание! Консультации объявляю завершенными! Благодарю всех  участников  за  проделанную работу! А сейчас у нас - обед! - громко провозгласил Директор Инженерного Бюро.
 
         Бумаги убрали. Через минуту в зал вкатилась тележка. Стол уставили тарелками с шедеарами
Самобранки.

         - Сейчас совместим вкусное и приятноое с необходимым и прлезным! - сказал Директор, опять  ставший дядей Лешей. Он перевел дыхание и закончил:
         -  Мир,  говори  ответную речь! Будем блюсти традиции! - он жестом подбодрил мальчика.

          - Нам очень приятно, что наш проект одобрили и начнется разработка дооокументации. Опытные спациалисты, конечно, сделают все на должном уроне и наш парк БУДЕТ! Спасибо от амсех наших душ ! И за доверие, и за доброе, как всегда, отношение к нам! - не смутился и не сбился  Мир.

          - Я отвечу на не заданный вопрос. Вас приглпсили в городок "Истоки" потому что только здесь есть этот замок и парк при нем! Здесь нам хорошо работается!
         Но главное: Мы  все сейчас сами творим  ИСТОРИЮ! А где, как не в стране "История", лучше всего делать это!? - с чувством  произнес дядя Леша. Все встали и захлопали в ладлощи.

        - Можно вопрос? - улыбаясь, спросила Эра.
          - Конечно! Конечно! - в ответ улыбнулся он.
         - Чо означает  "АДЭМАС"? - озвучила она  витавший в воздухе вопрос..
         - Как расшифровал Данко, это: Актуальная Действующая Электронно-Механическая Активная Система! - торжественно продекламировал  дядя Леша. 

         Обед закончился. Все вышли в парк. Проснуьись ребята в своих пьостелях.