Навуходоносор VS Наполеон

Свой Среди Своих Олег Кузьмин
Чем схожи вавилонский царь Навуходоносор и французский император Наполеон?

На самом деле сходств много: и тот и другой создали величайшие империи своего времени, сосредоточив всю власть в своих руках; и тот и другой имели успех на поле брани, и имели выдающиеся полководческие навыки; оба отметились величайшими реформами и достижениями в мирной сфере; и тот и другой в своей надменности доходили даже до того, что решали судьбы целых народов; и тот и другой на пике своей славы стали подобны «богам»; оба были отлучены от людей на 7 лет и оба в конце концов смирились перед Богом и признали Его всемогущество и свою несостоятельность…

Навуходоносор - достижения

Имя вавилонского царя Навуходоносора упоминается в Библии более ста раз, что намного больше, чем упоминания о многих других героях, пророках и царях. Навуходоносор II, царствовавший в VII-VI веках до нашей эры, был выдающимся человеком. Имя правителя ставят в один ряд с Юлием Цезарем, Александром Македонским и Наполеоном.
Прославился властитель тем, что привел Вавилон к процветанию не только как прекрасный военачальник и завоеватель, но и как замечательный менеджер. Ему приписывают создание висячих садов Семирамиды, одного из чудес света. Начав свою биографию с успешных военных походов, Навуходоносор вскоре многое изменил в социальном и правовом устройстве Вавилона. Он трижды вторгался в Иудею и брал Иерусалим, а во время последнего завоевания города уничтожил его и до основания разрушил храм Бога.

В периоды затишья между военными походами и подавлениями бунтов оппозиции в Вавилоне Навуходоносор обустраивал государство. Его достижения запечатлены на глиняных табличках, найденных археологами. Записи говорят о том, что император заново отстроил разрушенный набегами египтян и иных недругов Вавилон, превратив его в центр международной торговли.

Женившись на дочери мидийского царя Амитис, любящий супруг подарил жене, тосковавшей по гористой и зеленой родине, «висячие сады». Дошедшие сведения описывают их как 4-ярусную пирамиду из платформ, поддерживаемых колоннами. Платформы покрыли тростником вперемешку с асфальтом, затем кирпичами, которые скрепили гипсовым раствором. Поверх уложили плиты из свинца, а на них слой плодородной земли. На ярусах росли пахучие травы, цветы, кустарники и деревья. Семена и саженцы для чудесного сада свезли со всех концов империи. Полив происходил путем подачи воды из Евфрата насосами через поддерживающие колонны. Огромная «клумба» получила у современников название «висячие сады Семирамиды».

Наполеон - достижения

В ноябре 1799 года Наполеон I Бонапарт произвёл государственный переворот и стал первым консулом. В последующие годы провёл ряд политических и административных реформ и постепенно достиг диктаторской власти. 18 мая 1804 года был провозглашён императором. Победоносные Наполеоновские войны, особенно австрийская кампания 1805 года, прусская и польская кампании 1806—1807 годов, австрийская кампания 1809 года способствовали превращению Франции в главную державу на континенте.

Однако достижения Наполеона в сфере государственного управления, а не военные победы и завоевания французской армии, являются важнейшей частью наполеоновского наследия. Наполеон основал:

- Банк Франции
- Префекты - чиновничий аппарат
- Конкордат - соглашение между Католической Церковью и Императором, согласно которому католицизм стал религией большинства французов
- Лицеи - французские учебные заведения трёх последних классов среднего образования во Франции
- Орден Почётного легиона - французский национальный орден – юридическая организация, учреждённая по примеру рыцарских орденов
- Биметаллический стандарт франка - денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя благородными металлами, предусматриваются свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограниченное обращение
- Гражданский кодекс - фундаментальный законодательный акт Франции, представляющий собой масштабное упорядочивание гражданского права и давший мощный толчок для развития гражданского права во многих странах мира.

По сути Наполеон создал эффективную местную администрацию, остановил деревенский бандитизм, дал толчок развитию науке и искусству, отменил феодализм, упорядочил все гражданские кодексы и создал отлаженную систему управления государством, частично существующую до сих пор…

Эти достижения в значительной степени характеризуют современный для нас мир, поэтому Наполеона часто рассматривают как «отца» современной Европы.

Навуходоносор – гордость, отлучение от людей и покаяние

В последние годы правления Навуходоносор, возомнивший себя богом, заболел страшной и странной болезнью, которая мучила его 7 лет. В книге пророка Даниила говорится, что император, окинув взором возведенные при его правлении дворцы, храмы и кварталы Вавилона, возгордился, сравнив свою власть над подопечными с божественной. За это Творец послал ему в наказание хворь — отлученный от людей Навуходоносор, подобно животному, ел траву. Голова покрылась львиной гривой, а на руках и ногах выросли когти, как у птицы.

«Царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: „тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!“ Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы».
Дан.4:27-30

Современные ученые распознали в описываемых симптомах форму психоза, названную ликантропией. Это психопатическое состояние человека, которому кажется, что он превратился в животное. Тяжелая стадия заболевания подразумевает подражание больного зверю.

Однако за 7 лет одиночества и изгнания Навуходоносор смирился, исцелился и, в конце концов, прославил Бога.

«По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды… В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо».
Дан.4:31-34

Наполеон - гордость, отлучение от людей и покаяние

Наполеон был выдающимся человеком, но также как и Навуходоносор, не мог смириться перед Богом. Наполеон говорил о себе:

«Что значит для такого человека, как я, какой-нибудь миллион жизней?»
«С того времени, как я стал во главе государства, я советовался только с самим собой, и это меня вполне устраивало».
«Моя слава в том, что она будет жить вечно».
«Я не думаю, что Франция когда-либо знала лучший порядок, нежели тот, каковой был при мне».

В конце концов надменный Наполеон порвал отношения с Александром I и вторгся в Россию. В конечном итоге от блистательной 450 000 армии Наполеона из России вернулись 25 000 пеших, голодных и деморализованных солдат. Империя Наполеона начала стремительно рушиться, после сокрушительного поражения в «битве народов» (16-19 октября 1813 года), Наполеон теряет территории и союзников и 31-го марта 1814 года союзные войска во главе с Александром I входят в Париж…

Император отрекается от престола становится пленником и отправляется в ссылку на далёкий остров Святой Елены в Атлантическом океане, выбранный специально из-за его удалённости от Европы. Отлучённый от людей и политический событий, на 7 лет, Наполеон I Бонапарт умер в изгнании 5 мая 1821 года…
И всё же изгнание пошло ему на пользу…

В изгнании Наполеон пишет свои мемуары, которые позднее вышли в виде четырёхтомника «Мемориал Святой Елены» и размышляет о Боге:

«Я знаю людей и говорю вам, что Иисус был не только человеком. Его религия – это тайна, проистекающая из познания людей, но такого познания, какое нельзя назвать знанием человеческим.
Пришёл Он в мир для того, чтобы открыть законы Духа. Александр, Цезарь, Карл Великий и я – мы основали великие царства. Но на чём утвердили мы сии творения нашего гения? На силе. И лишь Иисус утвердил Своё Царство на любви, и вот – даже теперь 19 столетий спустя, тысячи готовы умереть за Него.
Спустя некоторое время я умру. Моё тело будет предано земле и станет пищей червям. Вот участь, ожидающая великого Наполеона. Какая безмерная разница между моей глубокой нищетой и вечным Христовым Царством, которое проповедуется и простирается по всей земле!»

Понравилась статья? Пишите комментарии…