Мы играли в Битьбежа

Василий Храмцов
 
Наступило лето. Сейчас надо бы вспомнить о том, как мы купались в Алее, озере Глубоком и перемойках. А мне вспомнилось, как играли мы в «Битьбежа». Так мы эту игру называли. И даже не подозревали, что она распространена по всей Руси, почти то же самое, что и игра в лапту. А правильно её называют «Бей и Беги». Так и получился у нас – играть в «Битьбежа», то есть бить и бежать. 

Раньше всего снег сходил на пустыре с юго-восточной стороны болота Чаичье. Да он там и не задерживался: ветер уносил его дальше, на озеро Глубокое. Место это - как раз напротив окон избы Украинцевых. Сюда мы и сбегались тёплыми весенними днями. Мальчишек разных возрастов набиралось человек двенадцать, а то и четырнадцать. Разделялись на две равнозначные группы, в каждой – по старшему. Они разыгрывали пари – какой группе бить по мячу, а какой идти в поле ловить его. И игра начиналась!

Те, кому выпало быть в поле – разбегались веером, чтобы поймать мяч, куда бы он ни прилетел. А его надо поймать и пометить им игрока, который после удара по мячу должен перебежать через всю поляну в неуязвимое место. Потом ему нужно вернуться назад, чтобы снова бить по мячу. И если в это время его коснутся пойманным мячом, он выбывает из игры. Так одного за другим и выбивают всю команду. И тогда в поле идут те, кто бил по мячу. Команды меняются местами. Задача бьющей команды – продержаться как можно дольше.

Вспоминаю ребят, с которыми много раз играл в «Бидьбижа». Начну с Кольки Украинцева. Он жил в крайней избе нашей улицы. А потом перечислю других. Это Митька Серебряков, Васька и Володька Серебряковы, Володька Храмцов, Витька Юношев, Лёнька и Митька Семыкины. Дальше пойдут Серёжка и Гришка Небогины, Митька Юношев. Себя бы не забыть. Эти ребята жили поблизости. А приходили и с других улиц.

Конечно, ни лапты как таковой, ни заводских бит у нас не было. За всё отвечала хорошая ровная палка из тальника диаметром четыре-пять сантиметров и длиной с метр. Мячи тоже были разными. Начинали мы играть шерстяным мячом, скатанным из коровьей шерсти. Весной коровы линяют, вот с них набирали шерсть и туго скатывали в мяч. Был как-то мячик, сшитый из тряпок. И тот и другой – не очень хорошие для игры. Они далеко не летят после удара по ним.

 И вот откуда-то появился у нас на площадке мяч резиновый. Какая красота, какой прогресс! От удара по нему он летит и на двадцать, и на тридцать метров. Взовьётся он вверх от удара под сорок пять градусов, пока его ловят, другие успевают перебежать поле. Иногда мяч удаётся поймать на лету. Поэтому свечкой бить – самый опасный приём. Обычный удар – невысоко над землёй и в направлении, где никого из полевых игроков нет.

В игре свои уловки и хитрости. Один мяч подбрасывает – уже себе на уме: или чуть выше, или крутнуть. А бьющему нельзя промазать. Надо же было иметь такой глазомер, что  почти никогда не промахивались. Мало того, что попадали по мячу! Его подавали туда, куда задумано! Снайперская меткость! Это и завораживало. Мы красовались друг перед другом во всём! И в том, как бьём по мячу. И в скорости бега. И в ловкости при ловле мяча. Ведь он, резиновый мяч, летит как пуля. И его нужно схватить, остановить! Мы были ловкими ребятами. Хоть бить по мячу, хоть ловить его, хоть убегать, чтобы не осалили. 

Игра эта еще в петровские времена была включена в программу физической подготовки воинства российского. О ней писали Пушкин в «Истории села Горюхина», Тургенев в «Якове Пасынкове», Толстой в «Казаках»…

Куприн, Александр Иванович писал о лапте так: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места». Все эти качества – основа для занятий любым другим видом деятельности, учебной или спортивной.

В двенадцатом-четырнадцатом веках в лапту на Руси уже играли, о чем говорят данные раскопок культурных слоев этого периода в Великом Новгороде – там были найдены мяч, сшитый из кожи, и бита, формой похожая на лопату. Не от нее ли название игры – «лапта»?

В статье одного из июльских номеров 2016 года в The New York Times журналист-американец называет нашу лапту «мамой» бейсбола. Ну, так и есть. Без русских и тут не обошлось. Версию эту подтвердил и исторически первый вице-президент федерации русской лапты Сергей Фокин: «Российские эмигранты привезли лапту в Америку, а из нее уже развился бейсбол».  Вот с чем точно не поспоришь – это с умением янки раскручивать понравившиеся им идеи.

Про лапту всегда говорят с умилением, потому что она  развивает в детях быстроту реакций, ловкость, умение хорошо ориентироваться в пространстве, мгновенно оценивать ситуацию и принимать верные решения, дает навыки работы в команде.

Бейсбол входит сейчас в программу Олимпийских игр, а не лапта. Обидно? Да. Но есть ведь надежда на  федерацию русских энтузиастов-спортсменов - на Виталия Бугакова, учителя физкультуры из Новоалтайска, на других педагогов и тренеров, его единомышленников, у которых есть возможности и желание сделать лапту игрой нынешних ребятишек.