Глава 065. Дуарте. Посвящение Антонио Лауро

Валентин Великий
Джон Дуарте
Посвящение Антонио Лауро
Антигони Гони (гитара)

rdvl: Редко играемая рафинированная музыка (в лучшем смысле слова) английского композитора. Налицо правильная гитарность исполнительницы, умение слушать себя как бы со стороны, владение звуковой палитрой. Ну и инструмент — слышно, что роскошный просто-таки. В общем, все сложилось на славу. А вальсы хороши все. Каждый по-своему.

Aelina: Дорогой rdvl, спасибо за профессиональный отзыв. Мне хотелось бы узнать, какие именно гитары можно отнести к разряду роскошных? Старинные, с необычным грифом и количеством струн, изготовленные из особых сортов дерева и т. п. или какие-либо другие инструменты?

rdvl: Ну, качество инструмента определяется по двум основным параметрам (критериям): звучание и легкость игры на нем. Не было чтобы «волчков». Волчки — это лады, где звук вдруг теряет насыщенность; на этом ладу — плохо, а на остальных может быть все замечательно. Потом — отсутствие дребезга разного происхождения, звучание натуральных и искусственных флажолетов. Потом — как басовый регистр сочетается с голосами, высоким, то есть, регистром. Качество материала также имеет свое значение. Гитара может быть поначалу очень хорошей, но капризной и чувствительной к влажности. Гриф должен быть очень прочным, чтобы его не вело от времени. Современные классические гитары берут начало от испанского мастера Торреса. Именно его инструменты считаются эталонными для классики. Далее — Рамиресы, Флета, Хаузер, Смоллман, Контрерас. Элитные инструменты звучат просто потрясающе; возникает ощущение Эдема, Парадиза от одного только бережного прикосновение к струнам. Струны, кстати, тоже отдельная серьезная песня, со своими поверьями и пристрастиями. И сто;ят такие инструменты, как хорошая иномарка. Извините, что утомил, но тема больно родная. Да, еще: звучание определяется в основном верхней декой. В ней все секреты и тайны. Корпус, в принципе, может быть даже из папье-маше, как ни покажется это парадоксальным. А что из палисандра и прочее — так то для красоты и цены, разумеется. Старинные причудливые конструкции в счет, по-серьезному, не идут. Там другое. Все хорошо, а либо звука нет, либо играть страшно тяжело, а чаще и то и другое вместе.

Phalaenopsis: Существуют также разные техники игры.

rdvl: Сколько видов гитары — столько и техник игры. У выдающихся исполнителей — свой подход, своя метода, секреты, постановка, и т. д. до бесконечности. По сути, собственно, к слову «гитара» надо всегда добавлять пояснение, какая именно: классическая, фламенко, фолк, кантри, электро (бас, соло, ритм), джазовая (полуакустическая), укулеле (гавайская), бразильская, семиструнная, многострунная, цыганская и черт знает еще какая. И это все разные инструменты.

Aelina: А звук? Скажем, зависит ли звук от формы/размера/лакового покрытия, а главное — через какой промежуток времени после изготовления гитара «раскрывается», то есть звучание ее становится оптимально красивым: через сто, двести лет или ранее?

 Andrew_Popoff: Звук очень много от чего зависит. Но, главным образом, от вида и качества дерева верхней деки. В отличие от смычковых, от времени звук гитары не улучшается. Гитары стареют. Нормальный срок качественного использования — около ста лет. Поэтому антикварные инструменты есть смысл покупать только для коллекции.
Раскрываются гитары тоже по-разному. Те, у которых верхняя дека из ливанского кедра, звучат прекрасно сразу же. Те, у которых верхняя дека из ели — их надо разыгрывать, раскрываются они не сразу, в зависимости от того, как и сколько на них играть. Бывают у наших мастеров еще деки из клена, но, по-моему, это ерунда. Ни разу нормального звука не слышал.
Стоят гитары по-разному. Если ребенку или для домашнего использования, то есть неплохие варианты — Almanza, Esteve за десять-двадцать тысяч рублей. Если денег совсем нет, то можно найти вполне годную китайскую гитарку за три-пять тысяч. Не обязательно хорошая гитара должна быть мастеровой. Качество гитар российских мастеров оставляет желать лучшего. Есть несколько мастеров неплохих. Например, Тимофей Ткач. Но к нему очередь. Гитара для профессионального обучения стоит от семидесяти тысяч. У моего сына студенческая модель «Manuel Contreras» (одна из самых знаменитых испанских фирм) стоила сто две тысячи рублей четыре года назад. Сейчас, наверное, сто пятьдесят. Но не стоит полагаться только на цену. Нередко инструменты за триста-четыреста тысяч звучат хуже. Надо выбирать всегда самому и пробовать руками и ушами. Гитары концертного уровня стоят примерно от семи тысяч евро до ста тысяч и более.