Литературный аппендикс

Сергей Белов 13
 

    Казалось бы – не стоящая внимания вещь. Но грустно смотреть, а иногда и неприятно, как люди ведут себя, стараясь заполучить то, о чём будет идти речь в этой статье.

   Начну с истории случившейся со мной  много лет назад. Когда мы перешли в девятый класс, оказалось, что больше половины учеников смотались в техникумы и ПТУ. Поэтому оставшихся объединили в один класс. Остатки нашего класса изучало английский язык, пришлые – французский. Как-то раз наша учительница заболела, и мы объединились вместе.  Неожиданно для нас урок превратился в урок пения. Оказалось что в соседней группе есть мальчик хорошо поющий и девчонки частенько просили его спеть. И он исполнил «а капелла» несколько песен из зарубежного репертуара. Следующая встреча с этим певцом состоялась лет через пять, когда я увидел его на экране телевизора. От нашей страны он выступал на конкурсе в Сопоте, где собирались певцы из социалистического лагеря. (На нём как-то раз победила Алла Пугачёва с песней «Арлекин»). Спел мой бывший одноклассник паршиво, о чём он сам сказал, когда мы случайно встретились около его дома. Я не стал его переубеждать, и, мы, перекинувшись парой слов, расстались. Следующий раз я его увидел опять же в телевизоре, на программе «Голос.60+», где Лев Лещенко похвалил Мансура Тошматова, так зовут моего одноклассника, выпроваживая его с конкурса. Я конечно же позвал родственников, посмотреть на него, – какая-никакая знаменитость.

   Теперь суть написанного. Если бы я при встрече с певцом, после конкурса, попросил АВТОГРАФ, скорее всего я получил бы его. Может быть даже на каком-нибудь плакате. И мотался бы этот плакат со мной, пока бы не затерялся или порвался, закончив свой путь в мусорном ведре. Тут встаёт частный вопрос: для чего я брал его? И глобальный момент: зачем люди стремятся заполучить автограф знаменитости?

   На этот вопрос меня натолкнули два эпизода. Первый – из сериала, в котором молодой писатель расследует давнишнее убийство. Один из эпизодов происходит в магазине, где проходит так называемая автограф-сессия. К нему выстроилась длиннющая очередь, и каждому купившему его книгу он даёт автограф, записывая всем приблизительно такую фразу: «Джейн, (Билу, Мэри) с пожеланиями всего хорошего!». И роспись. Состоящая из нескольких закорючек.
 
   Не обращая внимания на «жучков», именующих себя «коллекционерами», фарцующих  автографами, хочется понять, но никак не получается, - что рядовым гражданам даёт получение такого «артефакта». Ведь писатель уже забыл читателя через несколько секунд, после того, как тот отошёл от него.

   Второй эпизод – телевизионный репортаж о проведении ярмарки на день города. Показали известного кулинара, который демонстрировал своё искусство и, одновременно, раздавал автографы. Не могу подробно описать лица тех, кто тянулся к нему за автографом, но на меня они произвели гадливое чувство. Единственное что приходит на ум, зачем это людям, – поднять свой статус, незаслуженно, за счёт известного человека: «И я чего-то стою?!».

   Есть и другие формы «автографов», которые построены по принципу: «Подержусь за шнурки знаменитых людей. И как бы тоже становлюсь значимым человеком».

   Самая распространённая форма – «болеть» за какую-нибудь спортивную команду, спортивное общество, сборную команду страны. Пусть я валяюсь все выходные на диване, пусть у меня пивное пузо и дряблые мышцы, пусть мячик и скакалку я видел последний раз в детстве, - зато я поддерживаю наших (а в нынешнее время и иностранных – начхать) спортсменов. Значит, я тоже причастен?!

   Для чего? Перед кем?

   Менее используемая – посещать громкие премьеры и художественные галереи, и такая специфическое явление, как поклонение святым мощам. Включая паломничество в святые места. Одного посещения хватит, чтобы вспоминать всю жизнь перед окружающими.

   Совсем редкая, по причине отсутствия крупных денежных сумм у подавляющего количества населения – приглашение знаменитых людей на свои корпоративы, свадьбы, юбилеи и прочие торжества. Может быть и знаменитости гордятся знакомствами с коррупционерами, ворами, бандитами и прочей швалью?

   И наверняка существуют и совсем мелкие события, подходящие под статус «автограф», для узкого круга своих знакомых. Но тоже значимых в их мозгу: «Я на коне!».

   Есть ли легитимные причины для существования автографов? Как и многие явления в нашей жизни, которые имеют положительные и отрицательные стороны, то и здесь есть причины, позволяющие появляться автографам.

   Пример первый. Гениальный композитор Пётр Ильич Чайковский прочитав повесть Антона Павловича Чехова «Степь», проникся завораживающим описанием степной жизни и захотел переложить её в музыку. Польщенный таким вниманием к своему произведению, писатель подарил композитору книгу с добрыми пожеланиями и, естественно, своим автографом.  Здесь всё по делу.
 
   Пример второй. Александр Сергеевич Пушкин имел привычку заводить знакомства с девицами, которых у него, так пишут, было ровно сто тридцать три. Естественно, что контакты «первого рода» сопровождались чтением стихов и, что тоже естественно, сопровождались восторженными комплиментами в подаренных книгах. И опять же, текст закреплялся автографом.

   Мне, как человеку «родившему» несколько произведений, тоже, в силу определённого этикета, необходимо что-то писать в адрес как людей, так и библиотек. И ставить «автограф». Но инженерное образование подсказало мне такой ход: сделать печать вместо автографа. Что-то вроде факсимиле. (Кстати, что на печати – можете увидеть в углу всех моих рисунков). И я считаю, что такой знак с лихвой заменит росчерк пера!

   Последнее. Хотел бы я получить автограф знаменитого лица? Если это будет продолжением каких-либо дружеских отношений – отказываться не буду. Но стоять с протянутой рукой в очереди – никогда!

   Для размышления. Эпизод из старого советского фильма. Старый коммунист приходит к своей дочери, которая замужем за городским функционером, который поступил плохо по отношению к простым гражданам. Зять приглашает тестя за стол и хвастает перед ним бокалом, на котором выгравирован царский вензель. И еле успевает выбежать в дверь, об которую коммунист расколотил тот бокал.

   Может показаться странным такое «сравнение», как явление, (не могу подобрать точное определение), существующее в наше цифровое время, когда люди «подписываются» в Интернете на определённого автора или блогера. Словно сами себе в компьютер записывают «автограф» этого человека. Не зная, как к этому процессу относиться, я пока воздерживаюсь от такого шага.
 
  Дополнено.(25.12.2023)
 
   В 1961 году художник Пьеро Мандзони в 90 банок по 30 грамм расфасовал своё
дерьмо. Назвал "Дерьмо художника" и поставил свой АВТОГРАФ. Раскупили все баночки! Несколько банок находится в музеях.