ЕГЭ. Русский язык Сочинение по тексту

Лариса Батаева
   ЕГЭ.  Русский язык.Сочинение по тексту В. Солоухина
ТЕКСТ 2   
                (1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача –– как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.
         (5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.
        (8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.
      (10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.
     (11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.
     (12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.
      (14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.
     (19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!
      (21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело –– спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться. (24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему –– война.
       (26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода. (29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла. (30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.
 (По В.А. Солоухину*) * Владимир Алексеевич Солоухин (1924––1997) –– русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». 1961 г.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

О ЧЕМ ЭТОТ ТЕКСТ? ПРОБЛЕМА, АКТУАЛЬНОСТЬ. КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ.
           Герой текста В. Солоухина, любуясь силой и мощью водной стихии,  нашел в коровьем копытце погибающих детенышей выхухоли. Его поразила самоотверженность выхухоли, пугливого зверька, стремящегося спасти свой выводок. Проблема,  которую поднимает автор, заключается в том,  как перенести боль  при виде бедствия, угрожающего животным и детям гибелью, как им помочь при надвигающемся природном и рукотворном «лихолетье», перед которым бессилен человек. Вопрос актуален: весной разливается «водополье», тонут поселки,  гибнут люди и животные – так природа гневается на людей, уничтожающих леса,  не заботящихся о состоянии плотин. Повсеместно разгораются войны, в огне которых погибают люди. Особенно страшно, когда невозможно спасти самых незащищенных – детей.
ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ. ПОЯСНЕНИЕ.
          Чтобы вызвать сочувствие к тонущим слепым детенышам выхухоли, автор описывает, как,  «… сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши». Но более всего его поражает «…героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!»  Мы сочувствуем зверьку,  который видит гибель своих детей. Материнский природный инстинкт зовет человека на помощь: «…глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль…»,  но люди часто не  в состоянии помочь животным…
 ВТОРОЙ АРГУМЕНТ. ПОЯСНЕНИЕ. СОПОСТАВЛЕНИЕ  АРГУМЕНТОВ.
         Писатель мысленно переводит ситуацию на себя, воображая бедствие, при котором гибли бы его дети: «…пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться». Это самое страшное человеческое горе,  когда обрекают людей на смерть, когда нет возможности защитить родных и близких,  детей. Название ему – война, преступление, сотворенное людьми. Крик боли, гнева,  бессилия человеческого заключен в этих словах. Сопоставляя аргументы, считаю,  что первый – показывает сострадание  человека, вызванное разгулом природы, неразумной стихии, в которой гибнут детеныши выхухоли. Второй аргумент – усиливает ощущение безвыходности, бессилия человека перед рукотворным бедствием – войной,  в которой гибнут люди.
 ПОЗИЦИЯ АВТОРА. Я-ПОЗИЦИЯ. ВЫВОД.       
            Позиция автора заключается в том, что человек не знает, как помочь зверушкам и самому себе, ему больно и страшно «…на самом краю земли и стихии»,  он слаб и беспомощен перед птицами созданными «из огня и металла». И осознание этого приходит через невыносимую боль. Полностью Согласна с позицией автора: мы «…мельче, куда микроскопичнее…» маленьких слепых зверушек, и тоже нуждаемся в помощи.
           Таким образом, люди бессильны перед стихийными и рукотворными бедствиями. Теряя близких, испытываем боль,  порой беспомощность и отчаяние, стараемся прийти на помощь слабым и  больным. Однако в минуты опасности осознаем свою ответственность за все происходящее, начинаем что-то делать, но боль утрат навсегда поселится в наших сердцах и будет напоминать о страшных природных и военных невзгодах.  409 слов