Как научить ребёнка играть в песочнице?

Ирина Нилова
Казалось бы из песочницы детей итак за уши не оттащишь, чему ещё тут учить.
Но реально, если маленькому ребёнку не показать основные идеи во что можно играть в песке, ему станет скучно уже минут через 15, а то и раньше.
Если не объяснять простые правила безопасности, песок будет и в глазах, и во рту, а если это песочница в городском дворе, то возможны и конфликты с другими детьми.

Если Вы обеспокоены социализацией ребёнка и непременно хотите, чтобы ребёнок срочно научился играть с другими детьми, вам придётся проявить некоторую активность самим. Иногда всё складывается само собой, дети знакомятся сами, сами начинают играть вместе, но чаще всего вместе играют те, кто уже знакомы.

Самый простой способ - познакомиться с мамой ребёнка приблизительно того же возраста, дети будут слышать Ваш разговор, Вы по сути будете играть вчетвером рядом и постепенно научите ребёнка здороваться, прощаться, делиться игрушками, просить игрушки, не кидать песок вверх, всегда только высыпать вниз ниже головы, чтобы не попадал в глаза, да и собственно покажите основные идеи для игр, научите, как играть вместе.

Если же в вашем дворе вдруг в то время, когда вы гуляете в песочнице никого нет или все мамы сидят отдельно от детей своими группами и положиться можно только на себя, начинайте играть вдвоём с ребёнком. Что привлечёт других детей? Яркие игрушки, это ненадолго, так скорее всего вы научите только здороваться, делиться, чуть позже и не делиться  говорить нет, когда не хочется. На большее от игрушек не рассчитывайте. Скорее всего всё будет сводиться в лучшем случае к "привет", "как зовут", "дай поиграть", в худшем у вашего ребёнка молча заберут игрушки почти все, кроме тех, что держит в руках и кстати не всегда вернут к тому моменту, когда вы идёте домой, потому что есть дети, которые забирают игрушки из песочницы, например, в домик на той же площадке...
Поэтому не старайтесь брать в песочницу дорогие яркие игрушки в надежде привлечь в игру других детей. Когда ваш ребёнок научится общаться, он и без игрушек найдёт компанию, а пока не умеет, больше будет расстраиваться, глядя, как забирают то, во что только что играл. Баночки от крема, которые можно использовать вместо посуды привлекут внимание других детей куда больше, чем то, что есть у всех, да и потерять их будет не так жалко, при этом они будут развивать фантазию.

Вы можете привлечь игрой, в которую до Вас не играли, дети обязательно спросят, что вы такое делаете, во что играете, но опять-таки объяснять скорее всего вы будете сами, потому что ваш ребёнок ещё только начинает говорить... Но несколько секунд внимания к своему ребёнку от других детей обеспечите, а значит и дадите ему возможность что-то сказать самому.

Поэтому опять-таки не рассчитывайте, что всё сложится быстро и само собой. А, если заметили ребёнка, с которым у вашего сложился какой-то контакт, постарайтесь всё-таки познакомиться с мамой/папой/няней/бабушкой, спросить в какое время на какой площадке обычно гуляют, обменяться телефонами. Потому что, если вы понадеетесь завтра снова в то же время продолжить игру с этим ребёнком, вы можете не обнаружить его ни завтра, ни послезавтра на детской площадке. Вы можете разминуться, как во времени, так и в площадках, а когда пересечетесь снова через месяц, не факт, что контакт сложится снова, да и у другого ребёнка уже может быть компания к тому моменту и вашему ни внимания, ни общения опять не достанется, хотя потенциал для дальнейшей коммуникации изначально был.

;Несколько общих фраз:))

1. Начните с небольшой группы. Это может помочь им чувствовать себя более комфортно.

2. Поощряйте совместное использование. Поговорите со своим ребенком о том, как важно делиться и играть по очереди, играя с другими. Смоделируйте такое поведение, поделившись своими игрушками или закусками с другими детьми, например, сушками.

3. Практикуйте коммуникативные навыки: поощряйте общение вашего ребенка с другими детьми, спрашивая их, не хотят ли они играть вместе, или спрашивая, что они строят в песочнице.

4. Установите границы. Научите ребенка устанавливать границы, вежливо говоря «нет», если он не хочет делиться игрушкой или участвовать в игре. Точно так же научите их уважать границы других детей.

5. Поощряйте творчество. Поощряйте ребенка к творчеству и используйте свое воображение, играя с другими в песочнице. Это может помочь им строить отношения с другими детьми на основе общих интересов.

6. Моделируйте позитивное поведение. Моделируйте позитивное поведение, проявляя уважение к другим детям, используя добрые слова и проявляя сочувствие, когда это необходимо.

7. Присутствуйте. Присутствуйте, когда ваш ребенок играет в песочнице с другими детьми. Это может помочь вам вмешаться в случае необходимости и научить вашего ребенка разрешать конфликты позитивным образом.

;Пару слов об игрушках:
Ведро, лопатки, грабли, сито, формочки, стаканчики-вкладыши, посуда, транспорт, животные, пупсы. Если это ваша песочница летом на даче, можно оставлять весь набор внутри, закрывая песок вне игры от кошек.
Если идёте на площадку в городе, берите столько игрушек, сколько можете запомнить. Знаете, что у вас в ведре сегодня 8 игрушек, пересчитали, собираясь, сохранили игрушки, не пересчитали, скорее всего забудете что-то, а шансов, что завтра оно будет вас ждать на месте 50/50.

;Ну и предположим, что Вы напрочь забыли, а что же в детстве то вас так привлекало в песке. Сами игры:
1) Игры без игрушек. Знакомство с песком - рисование пальцем, сыпать песок, как-будто дождик идёт, сыпать на руки, закапывать руки, рыть ямки.

Дорожки.

Скульптуры. Вылепить диван, стол, машину, лодку, яичко, мячик, всё, что душе угодно и не заморачиваться насколько всё кривое и косое, потому что воображение дорисует всё, что надо. На столе вылепить тарелку и можно готовить...

Замки из песка.

2) Первые игрушки.

Формочки. Ни одна прогулка уйдёт на то, чтобы ребёнок начал делать куличи сам. Он будет упорно и сухой песок пытаться набрать в формочку, и стучать лопаткой ни так, переворачивать не вовремя формочку. Вы же и не торопитесь, показывайте сами сначала, чем мокрый песок отличается от сухого, как откопать мокрый...
Опять-таки, чем разнообразнее формочки, тем разнообразнее игры. Еду можно дальше использовать в игре в кухню, остальные, как правило, сразу будут разрушаться ребёнком.

Дома или на даче можно использовать мелкие камушки из Фикс-прайса - закапывать и находить, выкладывать узоры на песке, если это цветочки, например, стеклянные, заваривать в чай...

Лопата, ведро, грабли, сито. Насыпать, высыпать, рисовать. Если были в деревне, на даче, хоть картошку сажать, имитируя ямки лопаткой, вылепляя картошку из мокрого песка, присыпая как бы углем и закапывая потом.

Посуда, баночки, можно объединять со стаканчиками-вкладышами (это обеспечит дополнительную игру), ситом, лопатками, ведром, формочками, как куличами.
Летом в еду добавляются травки, листочки, цветочки, шишки, камни... Позже можно добавить пупса и его кормить. Лепить из песка всё, чего не достаёт для развития фантазии.

3) Добавление игрушек, разнообразие ролевых игр.

Пупсы, животные, транспорт.
Дороги, гаражи, дома, дупла, норки, пруды, лес из веток, сад, огород... Каждый раз заменяя одну игрушку на другую на новую прогулку, вы сможете разнообразить игры ребёнка.

4) Когда предыдущие идеи приелись и есть время на подготовку.

 Песчаные туннели: создайте туннели, выкопав траншею в песке и поместив внутрь пластиковую трубу или трубу. Затем дети могут наливать воду через трубки, чтобы создать забавный поток воды.

Песчаные вулканы: создайте из песка форму вулкана и попросите детей добавить пищевую соду и уксус, чтобы создать веселое извержение.

 Устройте полосу препятствий на песке для машинок или животных.

Карта сокровищ из песка. Нарисуйте карту вымышленного острова и спрячьте маленькие сокровища в песочнице. Предложите детям следовать карте, чтобы найти сокровища. Создайте целый остров в песочнице из леса (ветки), садов (цветы), прудов, пустынь, дорог, оврагов...

Станция для письма на песке: раздайте детям палочки и предложите им писать или рисовать на песке. Они могут создавать сообщения, истории или даже практиковаться в написании писем.

Крестики-нолики на песке, можно не только рисовать, а ещё использовать мелкие игрушки вместо крестиков и ноликов те же стеклянные камушки 2 цветов.

А какие ещё приёмы в песочнице Вы используете сами?