Уладжалинский осётр

Машин
Было в древние незапамятные времена такое племя – Уладж, по крайней мере, в исторических источниках подобное наименование среди тюркских племен можно найти. И вот уже сотни лет стоит на берегу Куры крупное богатое село – Уладжалы, то есть, в переводе - место, принадлежащее племени Уладжей. Не редко берега буйной при разливах Куры меняли свои очертания, река оставляла после себя плодороднейший слой почвы, щедрую на урожай землю. И село процветало. В этом селе когда-то родился мой отец Алихас, там жила семья моего деда Аббас-Гулу.
Генетические исследования последнего десятилетия на уровне ДНК крови показали, что по мужской линии у азербайджанцев преобладают гаплогруппы, подтверждающие гипотезу о значительной роли автохтонного кавказского субстрата в генофонде этого народа, свыше половины азербайджанцев являются носителями Y-гаплогрупп переднеазиатского происхождения, что хорошо согласуется с теорией заселения Закавказья в мезо- и неолитическую эпоху племенами из зоны «Плодородного полумесяца». Восточноевропейские субклады Y-гаплогруппы  и гаплогруппы центральноазиатского происхождения вкупе охватывают свыше трети исследованных и свидетельствуют о миграциях с восточных и северо-восточных географических плацдармов. Остальные миграции хотя и присутствуют, но в столь незначительных количествах, что говорить о каком-то влиянии на формирование нации не имеет смысла.
Однако, происхождение слова “Уладж” оставалось для меня загадкой потому, что сведения, связанные с его историей, на первый взгляд, откровенно противоречили друг другу! Судите сами…
  В первой половине 19 века подполковник русской армии П.П. Львов составляет весьма ценные военно-топографические обозрения относительно Сирии, в которых им упоминается в том числе следующее: “…к стороне степей Дамаска начинаются кочевые племена Арабов, Вегаби  и потом Муали, Хайдади, Гияур, Абу-лель, Хайдефи, Уладж, Абу-али, Бокгары, Испехат, Гюмляд и еще многих названий, которые выражают различные поколения этих многочисленных семейств пастырей (пастухов. — И. С.), разбросанных на обширном объеме степной полосы Сирии от Дамаска до Алепа”. Итак, среди перечисляемых арабских племён упоминается и племя Уладж. Что здесь не так? Всё не так. Во-первых, наименования большей части племён явно неарабского происхождения, а тюркского.
Для уха европейского военного, может быть, никакой разницы и нет – Восток – он как бы везде Восток, но для моего уха разница есть, потому что тюрки – не арабы, а арабы – не тюрки. В упоминаемые времена Сирия являлась территорией Османской империи, и кочевые тюркские племена на её территории безусловно преобладали над арабскими, у которых тогда никакой самостоятельной государственности не было – ни в Сирии, ни в Египте, ни в Палестине, ни в Аравии.
Ранее, в одной из своих работ я уже упоминал о том, что по мнению востоковеда – ираниста С.М. Алиева ядром азербайджанцев, как тюркской народности, явились ведущие огузо-тюркские племена: байат, йива, афшар, бегдили, а также каджары, халаджи, кыпчаки и другие. Одним из племён, вошедших в состав азербайджанского народа стали карапапахи, которые делятся на племена теркавюн, или борчалы, которые считаются "ханским племенем" и распространяют свою власть на другие племена: в том числе на сарал, араплы, джан-ахмеди, чахарлы и уладжлы… Вроде бы, на этом можно было как-то и успокоиться. Если бы не одно большое "Но"!
У вас хорошее воображение? Да? Вы так уверены? Ну, что ж… Сейчас проверим… На самом дальнем Дальнем Востоке в Приморском крае обитает маленький народ – тазы. Среди тридцати наиболее популярных фамилий этой народности Коцунэ, Кынцын, Мамчан, Пифалун, Уболин, Улайси, Утайсин, Уладжи…Вы улыбнётесь мне и с мудрым видом сообщите о том, что это простое звуковое совпадение, не более того.
Приморье. Девственная тайга. Амурские тигры. Женьшень. Экспедиции Арсеньева. Дэрсу Узала. Последний из удэгэ… Кстати, самый знаменитый участник экспедиций В. К. Арсеньева удегейцем никогда не был, он был нанайцем. Но дело не в этом, а в том, что по мнению учёных в этногенезе тазов Приморского края принял участие удэгейский род У, что нашло отражение в образовании фамилий Утайсин, Уболин, Улайси и Уладжи (Улажи).
С подробностями можно ознакомиться в книгах:
-  "История и культура тазов: историко-этнографические очерки" (вторая половина XIX — начало XXI в.) — Владивосток: Дальнаука, 2019 год;
-  "Некоторые аспекты проблемы этногенеза удэгейцев", доктор исторических наук Анатолий Федорович Старцев;
- "Этноатлас Приморского края", Владивосток, 2019.
И это всё? Нет, не всё. Открываем страницы журнала Сибирские огни (Иркутск, 1926) со статьёй Елпифидора Титова и читаем о тунгусах: "…Как видно, детали этой одежды совсем не приспособлены к холодному климату. Фасон ее переживается как южное наследство…" и далее: "уладжи" — обувь для ходьбы на лыжах: меховые сапожки с кисточкой на носке…"
То есть, у слова "уладжи"  имеется вполне бытовой прикладной смысл – род обуви для ходьбы на лыжах! Понимаю, что на первый взгляд это никак не вяжется с образом тюркского племени, кочующего по степям Закавказья. Но не будем торопиться с выводами, почитаем ещё что-нибудь.
Как зовут богатыря из калмыцких народных сказок? Догадались? Правильно: его зовут Уладжи, а точнее, Уладжи Мерген. В книге М.Монраева "Калмыцкие личные имена" (семантика) в табличной форме среди других имён указывается: "Ула;, Уладжи от Улан + ;".
Что такое? Причём тут калмыки, которые живут в калмыцких степях Заволжья, а не в Приморье, не в тунгусской тайге и не в степях Азербайджана или сирийских пустынях? Стоп. Это сейчас они там живут, а раньше? Монраев в своей книге пишет: "…многие загадки связаны с прежней родиной: Китдин орнас кир уга цаасн нисч, доел. Из Китая прилетела чистая бумага. Щасн - снег). А о том, что предки волжских калмыков часто бывали в Лхасе, свидетельствуют загадки: Уунэс ниссн ввен Зууд курч,- Трава, улетевшая отсюда, достигла Зуу (Лхаса, Тибет) Часто в пословицах упоминается прародина ойратов-Алтай…" Ойратами в данном случае автор книги называет калмыков до их переселения с Алтая в калмыцкие степи. 
Так в чём же такая универсальность этого слова, что встречается оно у множества народов от Приморья до сирийских пустынь? А общее, оказывается, есть. Корейцы, татары, узбеки, азербайджанцы, чуваши, башкиры, киргизы, казахи, якуты, тувинцы, кумыки, алтайцы, хакасы, туркмены, гагаузы, уйгуры, турки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, шорцы, кумандинцы, буряты, калмыки, удэгейцы, нанайцы, тазы, эвенки, эвены, ульчи, орочи, японцы – все они принадлежат единой алтайской языковой семье! А в семье – все родные. Кто дальний родственник, как тунгусо-манчжурской группа алтайской языковой семьи, кто ближний, как тюркская группа, но в целом – все они родственны друг другу, все – из одной семьи.
И тут вспомнился мне один уладжалинский осётр. Выловили этого гиганта в буйной Куре возле села и привезли в Баку специально для меня. Было мне в ту пору около пяти лет. В некоторых мусульманских странах слово "суннет" используется в значении обряда обрезания - "хитан". Этот древний обряд принято отмечать юному мужчине так же, как свадьбу. Вот и привезли наши сельские родственники речного гиганта на мой первый в жизни древний праздник. Выловили его и тут же повезли в город, доставили в квартиру, наполнили водой ванну и опустили в неё осетра, длина у ванной метр восемьдесят. Рыбина в неё целиком не влезла. Хвост торчал наружу. После нескольких часов езды в автотранспорте осётр, опущенный, хоть и частично, в воду, ожил и через час уже никого к себе не подпускал, лихо отмахиваясь хвостом от взрослых мужчин, пытавшихся начать его разделку. Кто-то получил от осетра такую увесистую затрещину, что пришлось человека приводить в чувство.  Что делать? Позвали муллу. Опытный человек. Обрезание мне делал: может, и с осетром договорится?  Мулла в ванну знакомиться с осетром не полез: встал возле открытой двери и начал читать молитву по-арабски. Долго читал. Наверное, около часа. Затих осётр. Подпустил к себе людей. Есть общий язык у всех живых существ. Не обязательно на них кричать или бросаться с ножом. Бога все понимают. Даже уладжалинские осетры.