ПЕРВЫЕ «ЭСКИ» - СУБМАРИНЫ ВОЙНЫ
«Подводная лодка уходит в поход
В чужие моря и заливы
Её провожают Кронштадт и Кроншлот
И встречи желают счастливой…»
О. Берггольц
У подводных лодок IX серии типа «С» («средняя») – С – 1, С – 2 и С – 3 в истории советского кораблестроения необычайно схожая судьба. К сожалению, у них не было тех счастливых встреч, как написано в стихотворении О. Берггольц.
Построенные в 1935 – 38 годах на Балтийском судостроительном заводе имени С. Орджоникидзе в Ленинграде, лодки стали первыми средними подводными лодками советского Военно – морского флота. Эти «эски» имели неплохие по тем временам мореходные и боевые качества, являясь новшеством в отечественном кораблестроении. Они были разработаны в специальном конструкторском бюро под руководством С. Туркова.
Из трёх подлодок в самом начале войны погибли сразу две: С – 1 (награждённая орденом Красного Знамени во время советско – финской войны), находясь на ремонте в Лиепае, была взорвана 23 июня 1941 года, чтобы не достаться врагу. Другая – С – 3.
С – 1, как и С – 3 входила в состав 13 дивизиона подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота. В боевом походе, в декабре 1939 года она уничтожила немецкий пароход «Больхайм». Позднее, в сложных ледовых условиях, когда лодке приходилось идти, как подо льдами, так и лавируя между льдинами, её артиллеристы сбили финский гидросамолёт «Юнкерс К – 43». Командир С – 1 – капитан – лейтенант А. Трипольский был удостоен звания Героя Советского Союза, и как уже упоминалось, лодка получила орден Красного Знамени.
Начало войны, когда немцы приблизились к Лиепае, С – 1 встретила на заводе Тосмаре, находясь на ремонте. После выведения из дока и уничтожения, экипаж лодки перешёл на ремонтировавшуюся подводную лодку С -3 под командой капитан – лейтенанта Н. Костромичёва. С – 3 находилась также в Лиепае. Она не могла погружаться. Подводники оказались перед выбором: взорвать свой корабль, как это сделал экипаж С – 1 или пробиваться с боями в Ригу в надводном положении. Желая сохранить корабль, они выбрали второй вариант.
Пройдя значительную часть пути, находясь в Рижском заливе, С – 3 была атакована немецкими торпедными катерами и вступила в неравный бой. У маяка Ужава она мужественно сражалась с врагом. Многие офицеры и артиллерийский расчёт погибли в бою, немецкая торпеда достигла цели, и лодка переломилась. Моряки встретили свой последний час с оружием в руках, передав по радио открытым текстом «Погибаем, но не сдаёмся!» Позднее тело командира лодки было выброшено на берег острова Сааремаа. Там он и был похоронен.
Трагична судьба и третьей подводной лодки С – 2, которой командовал опытный подводник – капитан – лейтенант И. Мороз. В ноябре 1939 года он вышла из гавани Таллинна для наблюдения за деятельностью шведского флота, в декабре вернулась в Лиепаю, где производила ремонт винта, повреждённого в походе. На лодку был назначен новый командир – капитан – лейтенант И. Соколов.
В задачу следующего боевого похода лодки входил прорыв в Ботнический залив и действия на коммуникациях противника, причём район её крейсерства ограничивался Северным и Южным Кваркеном. Наибольшую опасность для советских подводных лодок представляли минные заграждения и подводные скалы в проливе Южный Кваркен. 1 января 1940 года буксир вывел лодку С – 2 из порта Лиепая для следования на боевую позицию. Сначала связь с лодкой была нормальной, а затем прекратилась, ни на какие запросы она больше не отвечала. Проведённый авиацией поиск лодки в районе крейсерства результатов не дал.
Выдвигались разные версии гибели лодки – столкновение с финской ночью в надводном положении, навигационная авария, но она, как и первая была маловероятной, наконец, третья – подрыв на неприятельской мине, так как район Южного Кваркена считался плохо изученным: лоции по нему отсутствовали, карты с течениями не отвечали требованиям. Правда, существовала и четвёртая версия – уничтожение подводной лодки С – 2 при встрече с противолодочными кораблями противника. Однако, всё – таки наиболее вероятным стал подрыв лодки в проливе Сёдра Кваркен на минном заграждении, поставленном шведами. Хотя обстоятельства гибели С – 2 так и остаются загадкой. Эта лодка оказалась самым крупным по водоизмещению кораблём, потерянным в ходе советско – финской войны 1939 – 40 годов.
Первые три подводные лодки IX серии погибли, но последующие «эски» одержали десятки побед, отлично зарекомендовали себя во время Великой Отечественной войны, особенно отличилась знаменитая С – 13 под командованием капитан – лейтенанта А. Маринеско.
6 июня 2023 года. Вячеслав Прытков