Первые эски - субмарины войны

Вячеслав Прытков
                ПЕРВЫЕ   «ЭСКИ»  -  СУБМАРИНЫ   ВОЙНЫ


«Подводная  лодка  уходит  в  поход
  В  чужие  моря  и  заливы
  Её  провожают  Кронштадт  и  Кроншлот
  И  встречи  желают  счастливой…»
                О. Берггольц


У  подводных  лодок  IX  серии  типа  «С»  («средняя») – С – 1, С – 2  и  С – 3  в  истории  советского  кораблестроения  необычайно  схожая  судьба. К  сожалению, у  них  не  было  тех  счастливых  встреч, как  написано  в  стихотворении  О. Берггольц.
Построенные  в  1935 – 38  годах  на  Балтийском  судостроительном  заводе  имени  С. Орджоникидзе  в  Ленинграде, лодки  стали  первыми  средними  подводными  лодками  советского  Военно – морского  флота. Эти  «эски»  имели  неплохие  по  тем  временам  мореходные  и  боевые  качества, являясь  новшеством  в  отечественном  кораблестроении. Они  были  разработаны  в  специальном  конструкторском  бюро  под  руководством  С. Туркова.

Из  трёх  подлодок  в  самом  начале  войны  погибли  сразу  две: С – 1  (награждённая  орденом  Красного  Знамени  во  время  советско – финской  войны), находясь  на  ремонте  в  Лиепае, была  взорвана  23  июня  1941  года, чтобы  не  достаться  врагу. Другая – С – 3.

С – 1, как  и  С – 3  входила  в  состав  13  дивизиона  подводных  лодок  Краснознамённого  Балтийского  флота. В  боевом  походе, в  декабре  1939  года  она  уничтожила  немецкий  пароход  «Больхайм». Позднее, в  сложных  ледовых  условиях, когда  лодке  приходилось  идти, как  подо  льдами, так  и  лавируя  между  льдинами, её  артиллеристы  сбили  финский  гидросамолёт  «Юнкерс  К – 43». Командир  С – 1 – капитан – лейтенант  А. Трипольский  был  удостоен  звания  Героя  Советского  Союза, и  как  уже  упоминалось, лодка  получила  орден  Красного  Знамени.
Начало  войны, когда  немцы  приблизились  к  Лиепае, С – 1  встретила  на  заводе  Тосмаре, находясь  на  ремонте. После  выведения  из  дока  и  уничтожения, экипаж  лодки  перешёл  на  ремонтировавшуюся  подводную  лодку  С -3  под  командой  капитан – лейтенанта  Н. Костромичёва. С – 3  находилась  также  в  Лиепае. Она  не  могла  погружаться. Подводники  оказались  перед  выбором: взорвать  свой  корабль, как  это  сделал  экипаж  С – 1  или  пробиваться  с  боями  в  Ригу  в  надводном  положении. Желая  сохранить  корабль, они  выбрали  второй  вариант.
Пройдя  значительную  часть  пути, находясь  в  Рижском  заливе, С – 3  была  атакована  немецкими  торпедными  катерами  и  вступила  в  неравный  бой. У  маяка  Ужава  она  мужественно  сражалась  с  врагом. Многие  офицеры  и  артиллерийский  расчёт  погибли  в  бою, немецкая  торпеда  достигла  цели, и  лодка  переломилась. Моряки  встретили  свой  последний  час  с  оружием  в  руках, передав  по  радио  открытым  текстом  «Погибаем, но  не  сдаёмся!» Позднее  тело  командира  лодки  было  выброшено  на  берег  острова  Сааремаа. Там  он  и  был  похоронен.

Трагична  судьба  и  третьей  подводной  лодки  С – 2, которой  командовал  опытный  подводник – капитан – лейтенант  И. Мороз. В  ноябре  1939  года  он  вышла  из  гавани  Таллинна  для  наблюдения  за  деятельностью  шведского  флота, в  декабре  вернулась  в  Лиепаю, где  производила  ремонт  винта, повреждённого  в  походе. На  лодку  был  назначен  новый  командир – капитан – лейтенант  И. Соколов.
В  задачу  следующего  боевого  похода  лодки  входил  прорыв  в  Ботнический  залив  и  действия  на  коммуникациях  противника, причём  район  её  крейсерства  ограничивался  Северным  и  Южным  Кваркеном. Наибольшую  опасность  для  советских  подводных  лодок  представляли  минные  заграждения  и  подводные  скалы  в  проливе  Южный  Кваркен. 1  января  1940  года  буксир  вывел  лодку  С – 2  из  порта  Лиепая  для  следования  на  боевую  позицию. Сначала  связь  с  лодкой  была  нормальной, а  затем  прекратилась, ни  на  какие  запросы  она  больше  не  отвечала. Проведённый  авиацией  поиск  лодки  в  районе  крейсерства  результатов  не  дал.
Выдвигались  разные  версии  гибели  лодки – столкновение  с  финской  ночью  в  надводном  положении, навигационная  авария, но  она, как  и  первая  была  маловероятной, наконец, третья – подрыв  на  неприятельской  мине, так  как  район  Южного  Кваркена  считался  плохо  изученным: лоции  по  нему  отсутствовали, карты  с  течениями  не  отвечали  требованиям. Правда, существовала  и  четвёртая  версия – уничтожение  подводной  лодки  С – 2  при  встрече  с  противолодочными  кораблями  противника. Однако, всё – таки  наиболее  вероятным  стал  подрыв  лодки  в  проливе  Сёдра  Кваркен  на  минном  заграждении, поставленном  шведами. Хотя  обстоятельства  гибели  С – 2  так  и  остаются  загадкой. Эта  лодка  оказалась  самым  крупным  по  водоизмещению  кораблём, потерянным  в  ходе  советско – финской  войны  1939 – 40  годов.

Первые  три  подводные  лодки  IX  серии  погибли, но  последующие  «эски»  одержали  десятки  побед, отлично  зарекомендовали  себя  во  время  Великой  Отечественной  войны, особенно  отличилась  знаменитая  С – 13  под  командованием  капитан – лейтенанта  А. Маринеско.

6  июня  2023  года.                Вячеслав  Прытков