узелки

Наталья Макарова 4
          
            У кабинета врача привычно толпилась очередь.  И хотя приём ещё не начался и за окнами была непроглядная  декабрьская темень,   по лестнице, кто торопливо, а кто с передыхом, поднимались и поднимались  люди, молодые и  не очень, и  разбредались по этажам  в надежде попасть к нужному специалисту.

В неярком электрическом свете, лица посетителей выглядели утомлёнными  -  кто-то по старинке читал книгу, люди помоложе уткнулись в  смартфоны, изредка отвлекаясь на вопросы об очерёдности и возмущённые реплики  стерегущих очередь.

- Кто последний? – обратилась, подойдя к  кабинету поближе, миловидная, довольно молодая казашка, доброжелательно  оглядывая  присутствующих.
- Я, не сразу откликнулась пожилая женщина,  опиравшаяся на трость и  пытавшаяся осторожно сесть на стул.

- Почему вы одна,  - кинулась к ней спрашивающая и присела рядом, -- вас что, некому привести?

 - Дети в другом городе живут, муж умер…

- А вы что, одна живёте,    продолжала расспрашивать женщина и объяснила:
Вы не думайте, что я из любопытства,  просто  я социальный работник, вот  мне и интересно…
-  У меня есть помощница, соцработник, она за мной ухаживает, продукты мне приносит, по хозяйству управляться помогает.

А почему она вас к врачу не привела? Кто к вам приходит, как её зовут?
-  Панченко.
- Наташка?

- Почему Наташка? Наталья  Васильевна!  – в голосе  бабушки  появилось плохо скрытое раздражение.

-Ох, извините!  Мы с Натальей  Васильевной ровесницы, да и знаю я её давно, поэтому  у меня и вырвалось. Конечно, Наталья  Васильевна! Так почему она вас не привела?

- Да я вроде не собиралась к врачу, да вот надумала, -  а Наталью  Васильевну еще два дня ждать, вот я и решила: сама управлюсь, дойду потихоньку,  мне здесь недалеко,  вот и пришла.

В кабинет прошли врач и медсестра, приём начался,  посетители засуетились.
  Кто-то уточнял  назначенное время , кто-то пытался проскользнуть в кабинет со словами: «Мне только спросить…»,  кто-то  взывал к порядку, но  худо-бедно очередь продвигалась и  разговоры смолкли.
Отсидев положенное, старушка вошла  к врачу и через некоторое время вышла.

- Всего доброго, -  улыбнулась ей  словоохотливая собеседница и шагнула  в кабинет врача.
Выйдя оттуда, уже загруженная своими проблемами, указаниями и советами, которые получила от терапевта, она поспешила по своим делам и напрочь забыла про недавний разговор со случайной, не совсем доброжелательно настроенной  пожилой женщиной.

Чего греха таить? По роду своей работы она уже давно привыкла  к капризам и странностям своих и чужих подопечных,  ни чему не удивлялась и старалась ко всему относиться с терпением и пониманием.

Спустя какое-то время она встретилась на работе со своей коллегой,   с которой, хоть и работали в одной организации, но пересекались не часто и, поскольку были знакомы давно, были рады возможности  поделиться новостями.

- Привет, Рафия!
- Привет, Айслу!  Как живёшь, как семья, как  дела?

- Да ничего дела! Мы дом новый построили, недавно новоселье справили!

- Да ты что! Большой дом, где?

- Приходи в гости, посмотришь, - Виноградная, 25.

- Вообще-то некогда, но ты меня заинтриговала – новый дом - это интересно, приду,  пожалуй! Когда?
-  Давай в  следующее воскресенье, устроит?

- Ну  хорошо, из вежливости  согласилась Рафия, поскольку идти сначала вроде не очень хотелось – подругами они не были, особо близко никогда не общались, но потом любопытство пересилило и она решилась пойти навестить приятельницу - дом посмотреть  можно было.

Рафия шла по нужной улице и с интересом оглядывалась по сторонам. Новые красивые дома возникали в последнее время в их городе  стремительно и горделиво красовались разнообразием стилей; размерами и разнообразием отделки.

Вот  и дом приятельницы.
 Заасфальтированный  широкий подъезд, кирпичный забор с  ажурными металлическими  воротами и калиткой и в глубине –  добротное двухэтажное строение, облицованное  кирпичом.

Рафия подошла к калитке, нажала на кнопку домофона и голос приятельницы тотчас отозвался:
 - Иду, встречаю!

Они прошли по дорожке, выложенной красивой плиткой  и вошли в дом.
- Ну вот, посмотри, вот так мы и живём.
Посмотрела, понравилось. Дом большой, современный, планировка удобная, мебель подобрана со вкусом.

После  экскурсии по дому хозяйка пригласила к столу.

  Видно было, что гостью ждали и подготовились.  На расписном блюде   в центре красовался  большой сладкий пирог, румяный, с золотистыми боками, вокруг него теснились тарелки с баурсаками, аппетитными,  мягкими, даже на вид, ватрушками с творогом, щедро политыми сметаной, а  расставленные пиалушки ждали, когда в них начнут разливать ароматный, по особому заваренный, -«шапочкой», чай с густым топлёным молоком.

Дамы сели за стол,  разговор, как водится, зашёл об общих знакомых.
- Ты знаешь, со мной Наташка  не разговаривает.
- Какая Наташка?
 - Панченко.
- Почему?
- Обиделась.  Утверждает, что я её оскорбила, напраслину на неё возвела.

- Как это?
- Будто бы её подопечная, может знаешь, баба Галя Кузина, ну, такая,  довольно-таки  своеобразная –  за словом в карман не полезет, всё, что хочет тебе может в глаза высказать,  сидела в очереди к врачу и какая-то женщина спросила её, почему она пришла одна, без  помощи соцработника – ведь если он есть, то должен сопровождать своих подопечных.
- А причём тут ты? Почему Наталья на тебя - то обиделась?

 -Да дело в том, что бабушка, к которой ходит Наташа, запомнила соседку в больничной очереди, задавшую ей этот несправедливый, по  её мнению, вопрос, да ещё и назвавшей при этом Наталью Васильевну Наташкой  и этим как бы вдвойне осудившей её поведение!

 И, вконец расстроенная,   Айслу  закончила:
- И это описание, по мнению Наташи, полностью совпало с моим портретом!
- Но я не была в поликлинике уже несколько месяцев и, следовательно, не могла никого там видеть и, тем более, оскорбить! -  возмущённо продолжила она.
 
Но Наташа непреклонна. Она дуется на меня и не разговаривает со мной. Считает, что я мелко напакостила ей и теперь скрываю правду.

- Ну,  да ладно,  тебе чаю подлить? – обратилась она к Рафие.

- Подлей! И ещё кусочек пирога отрежь, пирог у тебя, во рту тает, похвалила хозяйку Рафия, а сама подумала:
- Какая странная история! Почему мне кажется, что я где-то что-то похожее слышала, или с кем-то это уже происходило, может быть, даже со мной?

- Да нет, бред какой-то!
Разве могла она   поступить так некрасиво: кого-то осудить, кого-то поучать…

Но смутное чувство того, что с нею уже происходило когда-то нечто подобное, уже требовало объяснения, она напряглась в поисках ответа и в памяти сверкнуло: очередь,   незнакомая бабушка, показавшаяся ей беспомощной, её собственные слова о том, что соцработники, если таковые имеются, должны помочь в этой ситуации и нечаянно вырвавшееся у неё  фамильярное  «Наташка».

И было совершенно справедливо,   что, казавшееся таким уместным в простых приятельских отношениях в молодые годы , оно,  применённое ею по отношению   ко взрослой, состоявшейся в профессии женщине, показалось её умудрённой жизненным опытом собеседнице,  обидным и унизительным.

- Слушай, Айслу, я кажется поняла, что  произошло,  -   обратилась  Рафия к хозяйке дома.

Та изумлённо и недоверчиво посмотрела на неё.
- Да не расстраивайся ты так, можешь жить спокойно, ты на самом деле этого не говорила!

- Спасибо, что веришь, но вот как мне это доказать?

- А тебе не надо ничего доказывать!

- Почему?
- Потому, что это сказала я!

 - Как ты?

- Да, я, я вспомнила и эту очередь, и поликлинику, и бабушку.
Бабушка была русская. А мы с тобой казашки, так?

Ничего не понимающая Айслу недоуменно уставилась на приятельницу, - так.

Та продолжила:
- Посмотри, мы с тобой  работаем в одной службе, но в разных частях города и  с Наташей ты пересекаешься чаще чем со мной, мы с тобой чем- то похожи, вот и немудрено, что Наташа по разговору «вычислила» тебя.
 Так вот, можешь смело сообщить Наталье  Васильевне,  что это сказала я, что это я была в поликлинике и разговаривала с её подопечной.  И это я по неосторожности назвала её Наташкой.

И пусть она оставит тебя в покое и, если хочет, обижается на меня, хотя я не хотела её обидеть и считаю, что не обидела, а с бабушкой уже тогда согласилась, что, конечно, нужно ко всем обращаться по имени – отчеству и попросила извинения. Ну, уж коли эта история получила такое продолжение, то пусть она знает, что ты здесь ни при чём…

- Ну, ты  даёшь! - никак не могла поверить в такую неожиданное   разъяснение столь непонятной истории, Айслу, - а я столько времени места себе не нахожу! Никак не могу понять: в каких грехах и за что  меня обвиняют?

Рафия улыбнулась и подумала:
- Не стоит признаваться  Айслу в том, что она всё время думала о том,  почему  согласилась пойти в гости к знакомой, с которой уже давно общается  изредка и только по  работе. И на кой ей надо было смотреть, как она живёт, зачем ей это было надо?

Но вслух сказала другое:

- Ты знаешь,   оказывается ничего не бывает случайным.
Порой мы сами не задумываемся над  истинной причиной наших поступков и даже не знаем, что раним кого-то больно нашим неосторожным словом,  маемся  и не знаем, как от этого избавиться.

 А Бог даёт нам возможность всё исправить и   ведёт нас друг к другу, чтобы мы попытались во всём разобраться и  не обременять своё сердце лишними печалями и заботами.

Я рада, что ты пригласила меня посмотреть твой  новый дом, я рада, что я к тебе пришла, я благодарна  Богу, за то, что мне показали мою ошибку и дали возможность её исправить, а  теперь  подлей мне ещё чаю и пусть твой дом будет тёплым, стол обильным и всем в  этом доме будет тепло и радостно и все будут счастливы!

- Как там в песне поётся –  обратилась к приятельнице Рафия:
- Узелок завяжется…

- Узелок развяжется – подхватила Айслу…
Чаепитие удалось…