Исповедь праведника

Ион Жани
              Вечная дилемма - стакан наполовину полон, или наполовину пуст, это, конечно, непростая функция для каждого человека, зависящая от многих параметров. Однако, вряд ли будет преувеличением, если допустить, что мир спасут те, кто сделает свой выбор исходя из соображений блага не только для себя любимого. Да, во все времена существовали люди, которые по своей природе являются адептами добра, не способные лить бензин на огонь межчеловеческих отношений. Особенно важна миссия подобных праведников, когда дело касается межнациональных отношений. Сегодня, в первой четверти 21 века, когда человечество переживает очередные, без преувеличения, трагические страницы своей истории, особенно важны благодеяния, которые, уж точно не могут навредить. Они могут быть выражены разными способами. От честных откровений  человека- во благо, до деятельности всевозможных гильдий, объединяющих  разных людей по интересам со всех уголков Земного шара…
Я бы не сказал, что звонок из далёкого непростого региона в 23 часа был неожиданным. Сегодня у многих на слуху, армяно-азербайджанская война, карабахская проблема, блокада Карабаха, экологические проблемы в регионе и т.д. А позвонил мне, самый что ни есть, труженик земли и мастер на все руки. Человек, который всю свою жизнь занимался тем, что в поте лица праведным трудом добывал свой хлеб насущный. К своим семидесяти годам посадил не один сад деревьев, построил дом, создал прекрасную семью, воспитал двух сыновей и дочь,  которые уже имеют свои семьи, а сегодня учит жизни и добру внуков. Конечно, в жизни было всякое. Посчастливилось побыть и пролетариатом в СССР, и свидетелем трагедии распада СССР, с началом конфликта с соседями-азербайджанцами, среди которых было немало друзей и, просто, очень близких людей, с которым не раз делил хлеб-соль...
Но, вот, случилось то, что случилось. Долгие годы бывших друзей приходилось видеть лишь через мушку автомата. Конечно, не обошлось без потерь родных, близких, просто молодых и не очень людей. Однако, выжил, и то не плохо. Ведь, не всем так повезло выжить в  братоубийственной заварухе. Собственно, всё ещё не так просто, в смысле, проблема ещё далека до разрешения. Но, далее не об этом…
  Шли осенние дни 1988 года, самое начало карабахского конфликта, ставшей предтечей развала СССР. Но тогда мало кто мог даже предположить, что такое возможно. Наш герой, будучи мастеровым, как говорится, на все руки, возвращался, как тогда говорили, с «шабашки» из города Гагра, после завершения работ у одного доброго человека, по устройству кровли частного дома. Заказчик оказался щедрым человеком. Мало того, что  щедро расплатился, так ещё и собрал на дорогу всякие экзотические яства, которым во все времена славилась абхазская земля. Набралось с личными вещами не менее семи баулов, разного размера и тяжести.
Маршрут  возвращения домой, в горное карабахское село был давно известен. Надо было на поезде попасть в город Кировабад, а оттуда до родного райцентра не более 100 км. Автобусы ходили регулярно, никаких проблем не предвиделось. Однако, прибыв в город Кировабад со своим нелёгким многочисленным скарбом, наш герой столкнулся с первой проблемой. Выяснилось, что накануне, в связи с напряжённой обстановкой между армянами и азербайджанцами, были отменены все автобусные рейсы из Кировабада до городов и иных населённых пунктов Нагорно-Карабахской Автономной области. Ничего не поделаешь, пришлось взять билет на автобус до города Мир-Башир, откуда до родного Мардакерта, райцентра в НКАО, всего 20 км. Да, надо отметить, что у нашего героя проблем со знанием азербайджанского языка не было. Можно сказать, что в бытовом плане, он владел языком в совершенстве. Однако, если бы у него в лоб спросили бы про национальную принадлежность, то вряд ли получилось бы скрыть истину. Это со стороны людей  в этом регионе сложно различить, кто есть кто. А вот между собой, различия всё же более заметны. Да, ещё и не каждый способен соврать, как разведчик.
Вначале ничего не предвещало никакого напряжения. Наш герой устроился на последних креслах в автобусе, устроил многочисленный скарб, благо, автобус был заполнен чуть ли наполовину. И вот, через минут 20-30, автобус остановился, дверь справа открылась, и мужчина  бравым голосом на азербайджанском языке громко спросил: «Армяне есть?»  Не успел толком  определиться наш герой, как спереди несколько голосов ответили: «Нет, конечно! Откуда?» Видимо сосед на кресле через проход заметил кое какие неловкие движения нашего героя. Долго присматривался. Потом, когда наш герой замотался шарфом-кашне, закрыв пол лица, тихо спросил: «Что, зуб болит?» Было напряжение, но оно несколько спало, когда сосед удовлетворился всего лишь немым одобрительным кивком головой. Как бы ни было, ничего более опасного от соседа не было.
Автобус ещё не раз остановился для проверки про наличие армян бравыми ребятами в "камуфляжной" форме армии СССР. Благо, каждый раз всё складывалось, как в первый.   Но вот, случилось непредвиденное. Впрочем, такое ли непредвиденное, когда речь идёт о стареньком советском маршрутном автобусе марки ЛАЗ. Совсем немного не доехав до города Мир-Башир, где не видно было никакого присутствия людей, автобус резко остановился. Выяснилось, что спустила одна из правых задних шин.  Надо отметить, что в подобных условиях, замена шины автобуса, дело не такое и простое.  Так и обмотавшись шарфом, наш герой подошёл к водителю, который уже начал выкручивать гайки с диска спущенной  шины и принялся помогать ему. По манере обращения со слесарным инструментом, сложно было не заметить, как принято говорить, мастерового человека, у которого руки растут с того места, с какого надо. Однако, подобно опытному психологу, уже немолодому водителю автобуса,  ничего не стоило догадаться.
Когда он практически без слов, спросил: «Армянин?», нашему герою ничего не оставалось, как утвердительно кивнуть головой. Тем временем, остальные пассажиры, каждый занимал себя, чем было возможно. Кто отошёл за кусты. Женщины занимались детьми. В основном мужики небольшими кучками, обсуждали насущные проблемы и ситуацию, которые, как выяснится много позже, станут предтечей всеобщих трагедий. В общем, замена шины, занявшая чуть более получаса, прошла практически без слов. Как правило, такое с мастеровыми случается, когда работа складывается слажено.
Прикручивая последние болты на уже заменённой шине, когда помощник вернулся, после установки спущенной шины  на своё место- запаски, водитель тихо, практически в приказном тоне, сказал: «Далее пересядь ко мне, на место помощника водителя». Заметив несколько недоумённый взгляд помощника, добавил: «Так надо. Не волнуйся, ничего с твоими вещами не случится».

           До самого города  Мир-Башира, куда доехали уже под вечер, более ничего особенного не произошло. После того как все пассажиры разошлись, и автовокзал, практически, опустел, водитель также молча начал помогать выносить скарб нашего героя из автобуса. Как то незаметно подъехало такси, автомобиль Волга "Газ-24", за рулём которого был тоже не молодой, усатый мужчина. Далее всё происходило так быстро, так, что лишь после того, как весь скарб нашего героя, как и он сам, оказались в такси, а такси тронулось с места, пришло осознание того, что он так и не успел познакомиться с водителем, хотя бы поблагодарить его и попрощаться...
Как бы ни было,  все опасения окончательно остались позади, когда такси выехало из города и направилось однозначно в сторону Мараги- первого армянского поселения в этом направлении в НКАО. Предложение нашего героя водителю такси, высадить его в Мараге, ссылаясь на то, чтобы далее уже армянские боевики, подобные тем, кто искал армян в автобусе из города Кировабада, не дай бог, не навредили бы гостя азербайджанца. Надо отметить, что в этих местах, для желающих ничего бы не стоило бы понять, кто может быть за рулём  такси из города Мир-Башира.  Однако, водитель такси отказался, сославшись на то, что ему велено доставить клиента до самого Мардакертского автовокзала.
На опустевшем автовокзале, за стояночной площадкой стояли лишь две легковушки, то ли частники, то ли такси, которые ещё надеялись дождаться какого-либо запоздавшего клиента, желающего попасть домой, в какую-нибудь дальнюю деревню.
Собственно, пока с помощью водителя спускали на асфальт весь многочисленный скарб нашего героя, к ним уже приближались два мужских силуэта. Скорее, чтобы не устроить "базар-вокзал", после того как наш герой попытался щедро вознаградить таксиста, - сунуть деньги в карман пиджака, тот спешно сел в машину, утвердительно отказавшись наотрез взять деньги, мол, об этом и речи быть не может. Словом, и тут наш герой не успел толком просто поблагодарить своего спасителя и попрощаться. Пока те двое успели подойти, вдали свет от задних фар такси были уже еле заметны. Далее без приключений, нашего героя "везунчики" довёз до дома, где, изначально ошарашенных от счастья домочадцев, пришлось долго успокаивать историей своего спасения. Спасения с помощью азербайджанцев, которых толком не только не успел поблагодарить, так ещё и остался должен, и даже не познакомиться… .
            Прошли годы. Случилось то, что случилось. Пролилась кровь армян, азербайджанцев, много крови. Конечно, виной тому не только интерпретация дилеммы – «стакан на половину полон, или наполовину пуст?» Однако, так ли это? В качестве примера, важности выбора интерпретации подобной дилеммы,  может быть то, что принято называть  «Сумгаитский погром». Потому как, считается, что именно это стало знаковым событием и поворотным пунктом в обострении межнационального конфликта в Закавказье, вызвавшим первые потоки армянских беженцев из Сумгаита в НКАО и Армению. Да, официально принято считать, что это были беспорядки на этнической почве в городе Сумгаите Азербайджанской ССР 27—29 февраля 1988 года, сопровождавшиеся массовым насилием в отношении армянского населения, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением имущества.
По выражению британского журналиста Тома де Ваала, выпустившего в 2005 году художественно-документальную книгу «Чёрный сад» об истории карабахского конфликта, эти события стали «первой в современной советской истории вспышкой массового насилия».
По официальным данным Генпрокуратуры СССР, в ходе беспорядков тогда погибло 26 граждан армянской и 6 граждан азербайджанской национальности, причём последние, возможно, были бунтовщиками, убитыми органами правопорядка. Более ста человек были ранены. В опубликованной в Армении на следующий год после погрома первой книге о сумгаитских событиях к официальному списку армянских жертв было добавлено ещё три фамилии — по-видимому, это были жертвы бесчинств, скончавшиеся позднее в клиниках. Помнится, и мне приходилось заниматься сбором данных о погибших вместе с одним из популярных тогдашних публицистов в Ереване. Многие и сегодня считают, что события в Сумгаите сделал военный конфликт между армянами и азербайджанцами неизбежным. Однако, так ли это?
Сумгаит тогда был новым промышленным центром в 25 км к северу от Баку. Как говорили- город химиков. Возник он в 1949 году.  Средний возраст горожан составлял двадцать пять лет, причём каждый пятый житель Сумгаита имел судимость… 
      Конечно, по истечению лет стало очевидным, что случившееся с нашим героем, возможно, было истинным спасением, потому как, это было не только после «Сумгаита», но и после других не менее трагических событий в других районах Азербайджанской и Армянской ССР. Когда я сообщил нашему герою в конце нашего телефонного разговора, что тогда из 250-тысячного городского населения около 18 тысяч были армяне, он после затянувшейся паузы, переспросил: «И 26 убитых армян?»...
Конечно, каждая смерть это трагедия. А 26 смертей, повинных только  в том, что они армяне, это большая трагедия. Но, и я  задумался, когда наш герой задался вопросом, больше, скорее, самому себе: « 250 тысячный город, 18 тысяч армян. И 26 жертв?
Так, азербайджанцы в Сумгаите спасали 17974 армянина, или не смогли спасти 26?

А ведь тогда ещё должно было быть свежо в памяти, что преступники и убийцы не имеют национальности.

И правда, найдись кто-нибудь, кому удалось бы тогда  докричаться до людей, про преступников без национальности, про спасение без 26- 18 тысяч армян в 250-ти тысячном городе, глядишь, многое пошло бы по-другому. 

Конечно, подобное звучит наивно. Ибо тогда кому то было непременно необходимо с таким "смаком" разрушать СССР, о чем изначально почти состоявшийся советский народ, почти успевшего провозгласить торжество человеческого начала человека над  его этническим началом, и мысли не мог допустить!
Увы, как бы банально не звучало, приходится вновь и вновь констатировать- история не имеет сослагательного наклонения… .
            Однако, разве это может снять ответственность за верную интерпретацию дилеммы- «стакан на половину полон, или на половину пуст», и не только с совестливых праведников. Ибо эта дилемма исключительно прерогатива совести каждого, способного сделать верный выбор между жизненной необходимостью  объединения представителей разных народов, обреченных жить праведным трудом, и содействию их разъединения, а то и - братоубийственной вражды.

Посему, блаженны праведники, творящие благо и согласие!