Артур Пинк. Вечный Завет

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВЕЧНЫЙ ЗАВЕТ
Артур Пинк (1930)

1

Слово Божье начинается с краткого рассказа о сотворении, сотворении человека и его падении. Из позднейшего Священного Писания нам нетрудно установить, что исход испытания, которому подвергся человек в Эдеме, был предвиден Богом. Выражение «Агнец, закланный (по замыслу Божию) от создания мира» (Откр.13.8 ) ясно показывает, что ввиду грехопадения Бог предусмотрел восстановление Своего народа, который отступил в Адаме, и что средства, с помощью которых будет осуществлено его выздоровление, согласуются с требованиями Божественной святости и справедливости. Все детали и результаты этого плана милосердия были с самого начала устроены и решены Божественной мудростью.
Предоставление благодати, которое Бог совершил для Своего народа до основания мира, включало в себя назначение Его собственного Сына стать Посредником для той работы, которую Он должен был выполнять в этом качестве. Это включало в себя принятие Им человеческой природы, принесение Себя в жертву за грех, Его возвышение в природе, которую Он принял, одесную Бога на небесах, Его владычество над Своей Церковью и над всем ради Своей Церкви, благословения, которые Он должен иметь право раздавать, и степень, в которой Его работа должна быть действенной для спасения людей. Все это были вопросы определенного порядка, согласованного между Богом и Его Сыном в условиях вечного завета.
Первое прикровенное упоминание о вечном завете находится в Быт.3.15 : «И положу вражду между тобою и женою, и между семенем твоим и семенем ее, и она будет жалить тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Таким образом, сразу же после грехопадения Бог возвестил змию о его окончательной гибели через работу Посредника и открыл грешникам канал, по которому к ним только и могло прийти спасение. Постоянные дополнения, которые Бог впоследствии делал к откровению, которое Он дал в Быт.3.15 были, в течение значительного времени, в основном через заветы, которые Он заключил с отцами, заветы, которые были как плодом Его вечного замысла милосердия, так и постепенным открытием его верным. Только в том случае, если мы твердо придерживаемся этих двух фактов, мы в состоянии оценить и осознать силу этих последующих заветов.
Бог заключил заветы с Ноем, Авраамом, Давидом; но могли ли они, как падшие создания, вступить в завет со своим святым Создателем? Могли ли они говорить за себя или быть поручителями за других? Вопрос отвечает сам на себя. Что, например, мог сделать Ной, чтобы гарантировать, что земля никогда больше не будет уничтожена потопом? Эти вторичные заветы были чем-то меньшим, чем то, как Господь особым и публичным образом проявлял великий завет: сообщал кое-что о его славном содержании, подтверждал их личную заинтересованность в нем и заверял их, что Христос, Глава великого завета, должен быть от них и произрастать из их семени.
Это то, чем объясняется то необычное выражение, которое так часто встречается в Писании: «Вот, Я устанавливаю завет Мой с вами и с семенем вашим после вас» (Быт.9.9 ). Тем не менее, здесь не следует никакого упоминания о каких-либо условиях или делах, которую они должны выполнять: только обещание безусловных благословений. И почему? Потому что «условия» должны были быть выполнены, а «работа» должна была быть выполнена Христом, и ничего не оставалось, кроме как даровать благословения Своему народу. Поэтому, когда Давид говорит: «Он заключил со мною завет вечный» (2 Цар.23.5), он просто имеет в виду, что Бог допустил его к участию в вечном завете и сделал его участником его привилегий. Поэтому, когда апостол Павел ссылается на различные заветы, которые Бог заключил с людьми в ветхозаветные времена, он называет их не «заветами постановления», а заветами обетования» (Еф. 2:12).
Выше мы указывали, что постоянные дополнения, которые Бог делал к Своему первоначальному откровению о милости в Быт.3.15 , какое-то время давались главным образом через заветы, которые Он заключил с отцами. Это был процесс постепенного развития, завершившийся, наконец, полнотой евангельской благодати; сущность этих заветов указывала на выдающиеся этапы этого процесса. Это великие вехи Божьих отношений с людьми, точки, из которых откровения Божественного разума расширяются в возрастающие и установленные истины. В качестве откровений они являли во все возрастающей степени полноты и ясности план спасения через посредничество и жертву Сына Божия; ибо каждый из этих заветов состоял из милостивых обетований, подтвержденных жертвоприношением (Быт.8.20, 9.9, 15.9-11,18). Таким образом, эти заветы были намеками на тот метод милосердия, который возник в вечных советах Божественного разума.
Эти Божественные откровения и проявления благодати, установленные вечным заветом, были даны в важные эпохи ранней мировой истории. Так же, как Быт.3.15 было дано сразу после грехопадения, поэтому мы находим, что сразу же после потопа Бог торжественно возобновил завет благодати с Ноем. Подобным образом, в начале третьего периода человеческой истории, по призыву Авраама, Бог снова обновил его, только тогда совершив гораздо более полное откровение о том же самом. Теперь стало известно, что грядущий избавитель Божьего народа должен быть из рода Авраама и что все племена земные должны быть благословлены в Нем — ясное указание на призвание язычников и приведение избранных от всех народы в семью Божию. В Быт.15.5-6 великое требование завета, а именно вера, стало раскрыто более полно.
Аврааму Бог дал замечательный залог исполнения Своих обетований завета в поразительной победе, которую Он даровал ему над объединенными силами Кедорлаомера. Это был больше, чем намек на победу Христа и Его семени над миром: внимательно сравните Ис.41.2-3, 10-15. Быт.14.19-20 служит доказательством того, что мы только что сказали, ибо по возвращении после своей достопамятной победы Авраам был встречен Мелхиседеком (прообразом Христа) и получил от него благословение. Дальнейшее откровение о содержании завета благодати было даровано Аврааму в Быт.15, где в видении дымящегося огня прошедшего посреди жертвы, было сделано предвидение страданий Христа. В чудесном рождении Исаака было дано указание на сверхъестественное рождение Христа, обещанного Семени. В избавлении Исаака от жертвенника было представлено воскресение Христа ( Евр.11.19 ).
Таким образом, мы можем видеть, насколько полно завет благодати был открыт и подтвержден Аврааму, отцу всех верующих, благодаря которому он и его потомки получили более ясное видение и понимание великого Искупителя и того, что должно было быть совершено Им. Поэтому и Христос обратил на это внимание, когда сказал: Авраам рад был увидеть день Мой и возрадовался» (Иоан.8.56). Эти последние слова ясно указывают на то, что Авраам имел определенное духовное понимание этих вещей. В Синайском завете Бог дал Своему народу еще более полное откровение о содержании вечного завета: это скиния и все ее святые сосуды; первосвященник, его облачения и служение; и вся система жертвоприношений и омовений, представляющая перед ними свои благословенные реальности в прообразных формах, являющихся образцами небесных вещей.
Таким образом, прежде чем попытаться изложить сам вечный завет особым образом, мы сначала попытались прояснить отношение к нему основных заветов, которые Богу было угодно заключить с разными людьми в эпоху Ветхого Завета. Наш очерк о них по необходимости был кратким, так как мы рассмотрим их отдельно и рассмотрим более подробно в последующих главах. Тем не менее, мы надеемся, что было сказано достаточно, чтобы продемонстрировать, что, хотя условия заветов, которые Бог заключил с Ноем, с Авраамом, с Израилем на Синае и с Давидом, следует понимать, во-первых, в их простом и естественном смысле., однако всякому помазанному глазу должно быть ясно, что они имеют второй и высший смысл - духовное содержание. Вещи земные использовались для представления небесных вещей. Другими словами, эти вторичные заветы необходимо рассматривать как в их букве, так и в духе.
Переходя теперь более непосредственно к настоящему аспекту нашей темы, позвольте отметить, что, поскольку в Библии нет ни одного стиха, который прямо утверждает, что в Божестве есть три Божественные Личности, совечные, равные и славные; тем не менее, тщательно сравнивая Писание с Писанием, мы знаем, что это так. Точно так же в Библии нет ни одного стиха, в котором категорически утверждается, что Отец заключил формальное соглашение с Сыном: что, выполняя определенную работу, Он должен получить определенную награду. Тем не менее, внимательное изучение различных отрывков обязывает нас прийти к такому заключению. Священное Писание не отдает своих сокровищ праздному; и до тех пор, пока отдельный проповедник готов позволить доктору Скофилду или мистеру Пинку учиться за него, он не должен ожидать большого прогресса в осмыслении Божественных вещей (Притч.2.1-5)!
На земле нет ни одного участка, на котором можно было бы найти все разновидности цветов или деревьев, и нет ни одной части мира, в которой можно было бы найти представителей всех разновидностей бабочек. Тем не менее благодаря расходам, усердию и настойчивости садовник и естествоиспытатель могут постепенно собирать образцы всех разновидностей, пока не получат полную коллекцию. Точно так же в Библии нет ни одной главы, в которой содержится вся истина по какому-либо вопросу. Задача богослова - усердно следить за различными намеками и более определенными вкладами, разбросанными по всему Писанию по любой заданной теме, и тщательно классифицировать и координировать их.
Язык Нового Завета очень ясно показывает нам, в каком истинном свете следует рассматривать замысел благодати, и показывает святому, что он должен рассматривать все свои духовные благословения и привилегии как исходящие от завета вечности. В нем говорится о «вечной цели, которую определил Бог во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Еф.3.11 ). Наше единство со Христом в завете ясно показано в Еф.1.3-5, это чудесное заявление достигает своего апогея в 1:6: «в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном». «Приняты в Возлюбленном» глубже и означает гораздо больше, чем «приняты через Него». Это означает не просто рекомендацию от Христа, но реальный союз с Ним, благодаря которому мы присоединяемся к Его мистическому телу и делаемся такими же истинными причастниками Его праведности, как члены физического тела приобщаются к жизни, которая оживляет его голову.
Точно так же в Новом Завете есть много утверждений о Самом Христе, которые уместны и понятны только в свете того, что Он действовал во исполнение соглашения в завете с Отцом. Например, в Лк.22.22 мы находим, что Он говорит: «И действительно, Сын Человеческий идет, как было определено», «определено», когда и где, но в вечном завете! Еще проще выражения в Иоан.6.38-39: «Ибо Я сошел с неба не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня; и воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из всего, что Он дал Мне, ничего не погубить, но должен воскресить его в последний день». Здесь можно увидеть три вещи: 1) Христос получил определенное поручение или поручение от Отца; 2) Он торжественно взял на Себя обязательство выполнить это поручение; 3) целью, предусмотренной в этом устроении, было не просто провозглашение духовных благословений, но фактическое дарование их всем, кто был дан Ему.
Опять же, из Иоан.10.16 очевидно, что на Христа было возложено особое поручение. Говоря о Своих избранных, рассеянных среди язычников, Он не сказал «и их приведу», но «тех Я должен привести». В Его первосвященнической молитве мы слышим, как Он говорит: «Отче! хочу, чтобы и те, которых Ты дал Мне, были со Мною, где Я» ( Иоан.17.24). Там Христос требовал чего-то, что причиталось Ему в связи с проделанной Им работой или в обмен на нее (ст. 4). Это явно предполагает как договоренность, так и обещание со стороны Отца. Он Поручитель, предъявляющий Его требование. Требование с необходимостью предполагает предшествующее обещание, приложенное к условию, которое должно быть выполнено стороной, которой дано обещание, что дает право требовать вознаграждения. Это одна из причин, по которой Христос сразу после этого обратился к Богу как к праведному Отцу, взывая к Его верности в соглашении.

2

Вечный завет или завет благодати есть то взаимное соглашение, в которое Отец вступил со Своим Сыном прежде основания мира относительно спасения Своих избранных, причем Христос был поставлен Посредником, добровольно согласившись быть их Главой и Представителем. То, что существует Божественный завет,  которым связан Христос, и что великая работа, которую Он совершил здесь, на земле, была исполнением Его служения завета, ясно видно из многих мест Писания, прежде всего из титулов завета, которые Он носит. В Ис.42.6  мы слышим, как Отец говорит Сыну: «Я, Господь, призвал Тебя в праведности, и буду держать Тебя за руку, и буду хранить Тебя, и отдам Тебя в завет народа, во свет язычникам». Будучи Участником завета, Христос таким образом «дан» Своему народу как залог всех его благословений (ср. Рим.8.32 ). Он является Представителем Своего народа в завете. Он, в Своей личности и действии, является  суммой и сущностью Своего завета. Он выполнил все его условия и теперь раздает свои награды.
В Мал.3.1  Христос назван «вестником завета», потому что Он пришел сюда, чтобы открыть его содержание и возвестить его радостную весть. Он пришел от Отца, чтобы открыть и возвестить Свою удивительную благодать для заблудших грешников. В Евр.7.22 Христос назван «поручителем лучшего завета». Поручителем является тот, кто на законных основаниях является представителем других лиц и, таким образом, обязуется выполнять определенные обязательства от своего имени и в их интересах. Нет ни одного обязательства по закону, которым избранные были обязаны Богу, кроме того, что Христос полностью и совершенно исполнил; Он уплатил весь долг Своего неплатежеспособного народа, урегулировав все его обязательства. В Евр.9.16  Христос назван «наследодателем» завета, и это потому, что Ему принадлежат его богатства, Ему принадлежат его привилегии; и потому, что Он, в Своей безграничной благости, завещал их как бесценное наследие Своему народу.
Еще раз, в Евр.9.15 и 12.24 Христос назван «Посредником нового завета», потому что именно благодаря Его действенному удовлетворению и преобладающему ходатайству все Его благословения теперь передаются тем, кому они на пользу. Теперь Христос стоит между Богом и Его людьми, защищая их дело ( 1 Иоан.2.1 ) и своевременно обращаясь к утомленному ( Ис.50.4 ). Но как мог бы Христос поддерживать такие служения, как эти, если бы с Ним не был заключен завет ( Гал.3.17 ) и Его исполнение не было предпринято Им ( Евр.10.5-7)? «Бог мира, Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса, пастыря овец великого, Кровию завета вечного» (Евреям 13:20): одной фразы вполне достаточно, чтобы установить тот факт, что существовала органическая связь между заветом благодати и жертвой Христа. В ответ на исполнение Христом его условий, Отец теперь говорит Ему: «Кровью завета Твоего Я послал узников Твоих, данных Ему прежде создания мира, но в Адаме падших под осуждение) из ямы, в которой нет воды» ( Зах.9.11).
Отношения завета, которые Посредник поддерживает с Самим Богом, - это единственное, что объясняет тот факт, что Он так часто обращался к Нему как «Моему Богу». Каждый раз, когда наш благословенный Искупитель произносил слова «Боже Мой», Он выражал Свой завет, стоя перед Божеством. Так и должно быть; ибо, если мы считаем Его Вторым Лицом Троицы, Он был Богом, равным с Отцом и Святым Духом. Мы прекрасно понимаем, что сейчас погружаемся в глубокие воды; тем не менее, если мы будем крепко держаться самих слов Писания, мы благополучно пройдем через них, даже если наш ограниченный разум никогда не сможет ощутить их бесконечную глубину. «Ты Мой Бог из чрева матери моей» ( Пс.21.10), - заявил Спаситель. С креста Он сказал: "Боже Мой". В утро воскресения Он говорил о «Боге моем» ( Иоан.20.17). И в пределах одного стиха ( Откр.3.12 ) мы находим прославленного Искупителя, говорящего «Бог Мой» не менее четырех раз.
То, что было указано нами, находит подтверждение во многих других местах Писания. Обновляя Свой завет с Авраамом, Иегова сказал: «Я поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомством твоим после тебя в роды их, завет вечный, чтобы быть Богом тебе и потомству твоему после тебя» (Быт.17.7). Это великое обетование завета: быть Богом для каждой стороны, чтобы Он восполнил все их нужды ( Фил.4.19) - духовные, временные и вечные. Это правда, что Бог есть Бог всех людей, поскольку Он их Творец, Правитель и Судья; но Он Бог Своего народа в гораздо более благословенном смысле. «Ибо вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и на сердцах их напишу их, и буду им Богом, и они будет Мне народом» ( Евр.8.10 ). Здесь снова нам показывают, что именно по отношению к завету Бог особым образом является Богом Своего народа.
Прежде чем оставить Евр.8.10 давайте отметим благословенный смысл завета, выраженный в следующих словах: «И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа, ибо все познают Меня, от малого до большого, ибо Я помилую неправду их, и грехов их и беззаконий их не вспомню более» (ст. 11, 12). Какие здесь условия? Какие условия выполнения требуются от ни на что не способных? Вовсе нет: все это обетования от начала и до конца. Так же и в Деян.3.25 мы находим Петра, говорящего: «Вы дети пророков и завета, который Бог заключил с нашими отцами». Здесь в общем упоминается завет (не «заветы»); затем конкретно указывается: «говоря Аврааму: и в семени твоем всем племенам земным» будут положены в условия? Нет. Это требование выполнения определенных дел? Нет; но «будут благословлены» вне зависимости от их качеств или собственных поступков, они получили право в силу их заинтересованности в том, что было совершено для них их Главой завета.
Давайте теперь рассмотрим различные черты вечного завета.
Отец заключил со Христом завет, чтобы Он должен был быть главой Своего народа в завете, беря на себя обязательства за него, освобождая Его людей от того ужасного осуждения, в котором Бог предвидел от вечности, что они падут в Адаме. Уже одно это объясняет, почему Христа называют «последним Адамом», «вторым Человеком» ( 1 Кор.15.45-47 ). Следует очень внимательно отметить, что в Еф.5.23 нам прямо сказано: «Христос есть Глава Церкви, и Он есть Спаситель тела». Он не мог бы быть Спасителем, если бы сначала не был Главой; то есть, если бы Он добровольно не вступил в поручительство по Божественному назначению, выступая в качестве Представителя Своего народа, взяв на Себя все его обязанности и согласившись выполнить все его  обязательства по закону; ставя Себя на место Своего неплатежеспособного народа, выплачивая все его долги, достигая для него совершенной праведности и законно заслуживая для него награду или благословение исполненного закона.
Именно на этот вечный договор ссылается апостол, когда говорит о некоем «завете, который был утвержден перед Богом в [или «для»] Христа» в Гал.3.17. Там мы видим стороны завета: с одной стороны, Бог в Троице Его Личностей; а с другой стороны, Христос, то есть Сын, рассматривается как Богочеловек-Посредник. Там мы узнаем о соглашении между Ними: о завете, и это подтверждено или торжественно согласовано и утверждено. Там же в непосредственном контексте нам показывают, что Христос здесь рассматривается не только как Исполнитель завета, завещанного святым от Бога, или что спасение было обещано нам через Христа, но там дважды конкретно сказано ( ст. 16), что обетования были даны «семени Авраама, которое есть Христос»! Таким образом, у нас есть самое ясное из возможных библейское доказательство того, что вечный завет содержал нечто, обещанное Богом Самому Христу.
К счастью, в Эдеме были заключены некоторые черты вечного завета. Рассмотрим эти особенности:
1. Христос поставлен ( Притч.8.23 ) в вечных советах Триединого Иеговы как Глава и Наследник всего. Образ Его главенства виден в словах Творца к Адаму: «владычествуйте над рыбами морскими» и так далее ( Быт.1.28 ). Там мы видим Его как Владыку всего творения и Главу всего человечества. Но, во-вторых, Адам был одинок: среди всех созданий, которыми он правил, не нашлось для него помощника. Он был одинок в мире, в котором был царем; так и Христос был один, когда был поставлен Богом в прошлой вечности. В-третьих, для Адама, который был единым с собой по природе, таким же чистым и святым, как и он сам, была предусмотрена помощница во всем, подходящая ему: Ева стала его женой и спутницей (Быт.2.21-24 ). Это прекрасно прообразовало вечный брак между Христом и Его Церковью ( Еф.4.29-32 ). Следует внимательно отметить, что Ева была замужем за Адамом и была чиста и свята до своего падения; так было и с Церковью ( Еф.1.3-6 ). (Многое в этом абзаце мы обязаны проповеди Дж. К. Пофэма.)
2. Для того, чтобы Он мог исполнить Своё обязательство завета, Христу было необходимо принять человеческую природу и во всём уподобиться Своим братьям, чтобы Он мог занять их место, подчиниться закону и служить вместо них. . У Него должны быть душа и тело, в которых Он был бы способен страдать и получать справедливое возмездие за грехи Своего народа. Это объясняет нам тот чудесный отрывок из Евр.10.5-9 , язык которого наиболее явно выражается в терминах завета: все это благословенно демонстрирует добровольное участие Сына и Его совершенную готовность согласиться с волей Отца. . Именно при воплощении Христос исполнил тот драгоценный образ Себя, который мы находим в Исх.21.5. Из любви к Своему Господу Отцу и Своей супруге Церкви и Своим духовным чадам Он подчинил Себя месту вечного служения.
3. Поскольку Сын Добровольно принял на Себя условия вечного завета, между Отцом и Сыном теперь установились особые домостроительные отношения: Отец явился Устроителем вечного завета, Сын - Богочеловеком-Посредником, Главой и Поручителем. Его народа. Теперь это было, когда Отец стал «Господом» Христа ( Пс.15.2 , как видно из ст.9,11; Мих.5.4 ), и теперь это было, что Сын стал «рабом» Отца ( Ис.42.1 ; ср. Фил.2.7), выполняя порученную работу. Обратите внимание, что фраза «принял на себя образ раба» предшествует фразе «и был сделан в подобии человека». Этим объясняется Его собственное высказывание: «как заповедал Мне Отец, так и творю» ( Иоан.14.31 ; ср. 10.18 ; 12.49 ). Этим объясняется Его заявление: «Отец Мой больше Меня» (Иоан., 14:28), в котором наш Спаситель говорил о заключении завета, существовавшем между Отцом и Им.
4. Христос умер во исполнение требований завета. Было совершенно невозможно, чтобы невиновный человек - абсолютно считавшийся таковым - страдал по приговору и проклятию закона, ибо закон не осуждал такого человека ни за какое наказание. Вина и наказание связаны; а где первого нет, второго быть не может. Именно потому, что Святой Божий был виновен соотносительно, поскольку грехи избранных вменялись Ему, Он мог быть праведно наказан вместо них. Но даже это было бы невозможно, если бы безупречный Заместитель не взял на Себя обязанности Поручителя; а это, в свою очередь, имело силу закона только из-за главенства Христа в завете над Своим народом. Жертва Христа обязана всей своей действительностью завету.
Точно так же и для нас совершенно невозможно сформировать какое-либо ясное и адекватное представление о том, ради чего умер Господь славы, если у нас нет реального знания о соглашении, во исполнение которого произошла Его смерть. Сегодня на эту тему широко распространено учение о том, что искупление Христа просто предоставило людям возможность спастись, что оно открыло Богу путь к справедливому прощению всех и каждого, кто воспользуется Его милостивым обеспечением. Но это только часть правды, и отнюдь не самая важная и благословенная ее часть. Важным фактом является то, что смерть Христа была завершением Его соглашения с Отцом, которое гарантирует спасение всех, кто был призван в нем - ни один из тех, за кого Он не умер, не может быть допущен на Небеса (Иоан. 6:39). Это заставляет нас задуматься вот о чем.
5. Что на основании готовности Христа выполнить работу, предусмотренную в завете, Отец дал Ему определенные обетования: во-первых, обетования о Себе; и во-вторых, обетования относительно Его народа. Обетования, касающиеся самого Посредника, можно резюмировать следующим образом. Во-первых, Он был уверен в Божественном облечении для выполнения всех требований завета ( Ис.11.1-3 ;61.1 ; ср. Иоан.8.29 ). Во-вторых, Ему была гарантирована Божественная защита при выполнении Его дела (Ис.42.6 ; Зах.3.8-9 ; ср. Иоан.10.18). В-третьих, Ему была обещана Божественная помощь для его успешного завершения ( Ис.42.4 ; 49.8-10 ; ср. Иоан.17.4 ). В-четвертых, эти обетования были даны Христу для пребывания Его сердца, чтобы Он умолял Его ( Пс.2.8, 89.6); Он так и сделал ( Ис.50.8-10 ; ср. Евр.2.13 ). В-пятых, Христос был уверен в успехе Своего дела и в награде за него ( Ис.53.10-11 , Пс.89.27-29, 110.1-3; ср. Фил.2.9-11). Христос также получил обетования относительно Своего народа. Во-первых, чтобы Он получил за Своих людей дары ( Пс.68.18 ; ср. Еф.4.10-11 ). Во-вторых, чтобы Бог побудил их принять Его как своего Господа ( Пс.110.3 ; ср. Иоан.6.44 ). В-третьих, чтобы им принадлежала вечная жизнь ( Пс.132.3 ; ср. Тит 1.2 ). В-четвертых, чтобы семя служило Ему, провозглашало Его праведность и возвещало, что Он сделал для них ( Пс.21.30-31 ). В-пятых, чтобы цари и князья поклонялись Ему ( Ис.49.7).
Наконец, следует отметить, что этот договор, заключенный между Отцом и Сыном от имени всего избрания благодати, обозначается по-разному. Его называют «вечным заветом» ( Ис.55.3), чтобы обозначить его вечность и потому, что благословения, заключенные в нем в вечности прошлого, будут длиться вечно. Он называется «заветом мира» ( Иез.34.2-5, 37.26 ), потому что он обеспечивает примирение с Богом, ибо преступление Адама произвело вражду, но Христом эта вражда была удалена ( Еф.2.16 ), и поэтому Он назван «Князем мира» ( Ис.9.6 ). Называется «завет жизни».), в отличие от завета дел, заключенного смертью, и потому, что в нем главным залогом является жизнь ( Тит 1.2 ). Он называется «святым заветом» ( Лк.1.72 ) не только потому, что он был заключен личностями Святой Троицы и между ними, но и потому, что он обеспечивает святость Божественного характера и обеспечивает святость Божьего народа. . Его называют «лучшим заветом» (Евр.7.22 ), в отличие от Синайского соглашения, в котором национальное процветание Израиля зависело от его собственных дел.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn