Дела давно минувших дней Глава 8 Странная дань

Ефим Шейнис
Глава 8
Странная дань

Между тем, в саду лучник приготовил для княжичей луки, стрелы и установил цели. Святослав показал, как держать лук, ставить стрелу и целится, и вскоре гость ловко всадил стрелу в центр мишени.
– Зачем тебе ехать в Малин? – спросил Святослав, – оставайся здесь. Пока еще этот городок мал и невзрачен, не похож на столицу. Но я его отстрою, и он станет краше Искоростеня.
– А причем тут Искоростень?
– Так ведь он был столицей древлян! Но когда моя прабабка Ольга его сожгла, столицу перенесла сюда.
– Сожгла целый город?
– Ты что, не знаешь этой истории? Мне ее рассказал прабабкин воевода Свенельд. Он все видел своими глазами. Тогда слушай. Это было давно, меня еще на свете не было, а мой отец был мал, как мы сейчас. В Искоростене собирал дань мой прадед Игорь, что-то с древлянами не поладил, и они его убили, а прабабка сильно рассердилась. Свенельд тогда осадил город, но был он укреплен сильно и штурм привел бы к большим жертвам. И что придумала прабабка: потребовала с древлян странную дань. По два голубя и по три воробья с каждого двора. Угадай, зачем?
– Ей нечего было есть.
– Ну, не быть тебе в князьях, голова не та. К каждой птице была привязана зажженная пакля и их отпустили на волю. Они полетели к своим гнездам, и в городе начался пожар. Понял?
– Это тебе рассказал воевода? Что-то не верится.
– За что купил, за то и продаю.
– Святослав, а давай это повторим.
– Что повторим?
– Вели слугам у какого-нибудь дворового взять пару голубей, привяжем к ним зажженную паклю и отпустим.
– Чтоб устроить пожар?
¬– Зачем? А у их гнезд поставим людей с ведрами воды. Просто проверим, куда они полетят. Давай?
– Останься, и мы это сделаем.
– Не могу. По заданию твоей прабабки Ольги я с дедом пишу историю Руси.
– Жалко. Я бы таким скучным делом заниматься не стал. Вот воевода Претич обучит меня владению мечом и копьем, и отправимся мы гнать с нашей земли чужеземцев, чтобы тебе было о чем писать! А у тебя есть меч?
– Есть, только деревянный.
– А у меня настоящий. Слышишь, звонят к ужину, сегодня будут жареные куропатки.
Вечером Лада посетила вечерку, где местные девушки занимались рукоделием – пряли, вышивали, вязали. Приглашали парней, пели, слушали сказания. А после работы, устроили игры и танцы. Ей очень понравились шиферные пряслица – круглые грузики с отверстием в центре, которые насаживали на веретено для равномерности вращения и придания ему устойчивости. Оказалось, что их делали только во Вручие, продавали или обменивали на всей территории Руси. Она купила пряслице, украшенное затейливым узором.
Утром собрали обоз. Необходимые вещи уложили на телеги, к которым привязали подаренных лошадей. Лада позаботилась о запасе продуктов, а воевода Претич сопровождал обоз с письмом от Святослава Совету старейшин Малина принять князя Мала радушно, платить ему десятую часть оброка, возвратить и отремонтировать княжеский дом и полагающиеся пристройки: амбар, хлев, конюшню и баню.