Библиотека Хантингтона. Ботанический сад

Алла Валько
Итак, мы взяли курс на Сан-Марино, богатый пригород Пасадины в округе Лос-Анджелес штата Калифорния. Мне уже давно хотелось побывать в этом городе и особенно с расположенной в нём всемирно известной Библиотекой Хантигтона.  У истоков города стоял железнодорожный магнат Генри Хантингтон. В 1903 году, купив ранчо Сан-Марино площадью 243 га со старинной испанской мельницей, цитрусовыми рощами, ореховыми и фруктовыми садами, посевами люцерны, небольшим стадом коров и домашней птицей, он начал обустраивать собственное имение. В 1913 году посёлок Сан-Марино получил права города. После смерти супругов Генри и Арабеллы Хантингтон их вилла стала музеем и научно-образовательным центром.

В своём ранчо Хантингтон собрал крупнейшее частное собрание картин, в том числе британских портретов XVIII века, коллекцию редких книг, включая произведения Уильяма Шекспира и Джона Милтона, а также автографы великих людей.
В день нашего посещения Хантингтона библиотека была закрыта, так что нам не удалось познакомиться с ней воочию. Из статьи «Our Home – the Huntington» я узнала, что библиотека является одной из величайших в мире исследовательских библиотек и насчитывает более 11 миллионов книг и документов, представляющих американскую историю, архитектуру, ландшафтный дизайн, британскую историю, историю Калифорнии, медицину, науку, технологии, историю Западной Америки и многое другое. Одним из главных экспонатов коллекции является Библия Гутенберга.

Третьим сокровищем Хантингтона являются ботанические сады, созданные владельцем ранчо совместно с управляющим Уильямом Хертриком. Ботанические сады занимают площадь около 83,8 га, из которых 52,6 га доступны для посетителей. Богатство Ботанического сада составляют 83000 растений, в том числе редких и исчезающих, которые мы увидели в тематических садах: Китайском, Японском и Австралийском, а также в Садах пустыни и джунглей. За неимением достаточного времени нам не удалось посетить тематический парк, посвящённый творчеству  Шекспира. Детский сад тоже представляет несомненный интерес как для самих детей, так и для их родителей, но мы и без того оказались пресыщенными всем увиденным.

Войдя на территорию ботанического сада, мы сначала попали в бамбуковый лес. Высота бамбука показалась нам запредельной, поскольку во много раз превышала человеческий рост. Я не ожидала, что бамбук относится к семейству злаковых.

Затем мы направились в САД ПУСТЫНИ с его 4000 видами растений, занимающий площадь 4 га. Это настоящее царство разнообразных кактусов и суккулентов, создавших живописные пейзажи, которые произвели на меня неизгладимое впечатление. Один из видов кактусов напомнил мне арбузы, но не своей шаровой формой, а полосатой раскраской, представители же другого вида выглядели, как пушистый лисий хвост.
 
ЯПОНСКИЙ САД в Хантингтоне отвечает всем канонам японского ландшафтного дизайна: здесь есть и растения, и камни, и вода. Мы прошли мимо площадки, покрытой песком, на котором в нескольких местах лежали камни и были проведены серии параллельных прямых и волнообразных линий. Я не знала, что это такое, однако дочь пояснила, что здесь можно медитировать, разглядывая природные камни и эти линии.
Японский сад поразил наше воображение красотой своих прудов, кустами можжевельника, растущего на их берегах и отражающегося в воде, а также многочисленными очаровательными изогнутыми мостиками. Наше внимание привлёк мостик «Полумесяц», названный так из-за своей полукруглой формы. Мы были в восторге от увиденного и сделали много снимков этих прудов с кажущейся совсем зелёной водой и плавающими в них крупными карпами различной окраски. В Японском домике, окружённом  клёнами, азалиями, камелиями и глициниями и построенном в традиционном стиле, мы осмотрели спальную и чайную комнаты и гостиную.

КИТАЙСКИЙ САД, площадь которого составляет около 5 га — один из самых больших китайских садов в классическом стиле в мире. Он был создан в 2020 году, и его дизайн следует многовековым традициям Китая. Одна из них заключается в сохранении того, что уже находится на выбранном участке. Поэтому в Китайском саду сохранились старые калифорнийские прибрежные дубы. Ещё один Китайский сад находится в процессе создания. По завершении он станет самым крупным классическим китайским садом в мире за пределами Китая. Центральным местом композиции станет озеро, окруженное садами с пятью павильонами и чайным домиком.

Всё увиденное завораживало нас, настолько было красиво. Поросшая деревьями и кустарниками холмистая местность, ручейки, стекающие по склонам холмов среди камней, создающих небольшие водопады, и несколько изящных пагод. Мы с наслаждением фотографировали это великолепие.

Помимо тематических садов, в Хантингтоне есть ботанические коллекции, в том числе бонсай, орхидей и саговников. С этими коллекциями проводятся разные исследования, включая консервацию и криоконсервацию. Коллекции служат основой образовательных программ по ботанике, а специалисты проводят семинары по садоводству.
 
Коллекция БОНСАЙ с миниатюрными деревьями на подставках представлена в двух внутренних двориках. Бонсай — это дерево, кустарник или деревянистая трава, выращенные в горшке и обученные развивать свойства, присущие очень старому дереву. Мне ещё предстоит понять, как это можно «воспитывать» растение. Мы посетили оба дворика, на фотографии в коллаже представлен один из них. В верхнем дворе находится самый маленький бонсай высотой менее 20 сантиметров.
 
Коллекция бонсай постоянно обновляется и является одной из самых больших и лучших коллекций бонсай в США. Искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре достигло в садах Хантингтона небывалой высоты. Рост растений регулируется за счёт обрезки, прищипки и ограничения размеров корневой системы.
Коллекция бонсай сравнительно молодая. Её формирование началось в 1968 году с личных деревьев, подаренных ботаническому саду одним из любителей. Сейчас их сотни - от многовековых изогнутых можжевельников до величественных сосен и вязов. Некоторым бонсай в коллекциях Хантингтона более 1000 лет. Здесь мы увидели настоящие шедевры.

У бонсай есть два возраста: реальный (время, в течение которого дерево росло) и возраст обучения (время, в течение которого дерево обрабатывалось). Некоторым деревьям в коллекции Хантингтона было уже сотни лет, когда они были собраны для выращивания бонсай. Другим - меньше 20 лет. В обоих случаях эти деревья могли иметь одинаковый возраст обучения. В коллекции есть несколько деревьев, которые находились в процессе обучения с 1950-х годов, что довольно много для американского бонсай.

Как мы узнали, такие деревья, как калифорнийский можжевельник и дуб, можно взять для обучения в природе, другие, например, гранаты, - среди городских насаждений; многие поступают из питомников. Бонсай, выставленные в Хантингтоне, были подарены или приобретены у частных любителей, в основном из Южной Калифорнии. При выращивании бонсай возникает много проблем, поскольку они не выживают в помещениях, где слишком сухо и темно, и погибают по многим причинам - от неправильного полива до наличия вредителей и болезней.
 
Хантингтон располагает одной из крупнейших КОЛЛЕКЦИЙ ОРХИДЕЙ в США, насчитывающей более 10 000 растений. Коллекция содержит более 3600 уникальных сортов, представляющих 280 родов. Орхидеи и другие тропические растения содержатся в оранжерее и трёх закрытых теплицах. Когда мы посетили эти теплицы, то попали в сказочный мир цветов разной формы и окраски. Собранные вместе, орхидеи произвели на нас неизгладимое впечатление.

В начале 1900-х годов жена Хантингтона Арабелла собрала одну из лучших частных коллекций орхидей своего времени. Этой коллекцией в рамках своих служебных обязанностей управлял Уильям Хертрих. По его предложению, Хантингтон посетил многие английские питомники орхидей с целью покупки этих растений для поместья.
Сотрудники, работающие с коллекцией орхидей, регулярно опыляют и размножают редкие виды, чтобы делиться ими с другими ботаническими садами и специалистами в США. Они проводят гибридизацию орхидей для создания новых видов. Хантингтон получил более 100 наград Американского общества орхидей, в том числе пять сертификатов первого класса.

Сады Хантингтона известны также своей обширной КОЛЛЕКЦИЕЙ САГОВНИКОВ, растений древнего происхождения. В 1909 году Хантингтон потратил почти 5000 долларов (более 100 000 долларов в сегодняшних реалиях) на множество «редких и отборных»  саговников.
 
Эти растения существуют сотни миллионов лет и когда-то были настолько широко распространены, что населяли почти все тропические и субтропические регионы мира. Сейчас во всём мире - от Африки и Австралазии (включающей в себя Австралию, Новую Гвинею, Новую Зеландию и прилегающие к ним острова Тихого океана) до Южной и Центральной Америки - их осталось всего лишь несколько сотен видов.

Слово «саговники» явилось для меня новым. Глядя на эти растения, я всегда полагала, что это пальмы. Саговники внешне действительно похожи на пальмы: у них тоже толстые одиночные стволы с большими ярко-зелёными перистыми листьями. Колючие листья саговников могут разорвать одежду и кожу, если к ним неосторожно  прикоснуться.
 
В садах Хантингтона представлены многие из существующих родов саговников. Всего их десять, и наиболее известным является род Цикас. Его представителем является так называемая саговая пальма. Однако название саговая "пальма" ошибочно, поскольку эти растения принадлежат к голосеменным, а пальмы к цветковым растениям. Саговые «пальмы» растут медленно и редко достигают более 6 метров в высоту. Растения, достигшие такого размера в Хантингтоне, растут здесь уже более века. В отличие от пальм, саговники не размножаются с помощью цветов и плодов, а производят пыльцу и семена в шишках. Саговые пальмы цветут один раз в три-четыре года либо мужскими, либо женскими цветами. Цветы похожи на конусы. Они отравляют домашний скот, а иногда и людей. Однако, несмотря на эти недостатки, эти древние растения вызывают у своих поклонников необъяснимую любовь.
 
Раньше люди уделяли этим растениям недостаточно внимания, и лишь некоторые из них использовались в качестве источников крахмала и муки. Однако интерес к ним возрос, когда любители начали подбирать и выращивать их в своих садах.

Представители ещё одного рода саговников - макрозамии -  растут в Австралийском саду. Они поразили нас своей мощью и напомнили пальмы значительно больше, чем другие саговники. В эвкалиптовому лесу большие ярко-зелёные макрозамии прекрасно чувствуют себя в созданных им естественных условиях.

Мы не могли не посетить Сад роз, но, поскольку я неоднократно бывала в Саду роз в Кисловодске, то особых эмоций Сад роз в Хантингтоне у меня не вызвал.

Мы были полны впечатлений от увиденного, а впереди нам ещё предстояло посетить художественный музей.

Продолжение следует.