19. Разница между хатта-йогой и раджа-йогой

Лариса Болотова
 Какая разница между хатта-йогой и раджа-йогой?

Из беседы   ученика высшего класса, студент «тайных наук», прошедший все искусы, кроме последнего, делающего из него садду (адепта), присланного Такуром,  с членами Теософского общества.

«- Это может быть объяснено лишь тому, кто обладает правильным воззрением на разницу между этими двумя родами йогизма и на природные свойства названных предметов. Хатта-йога – позднейший и в сравнении с раджа-йогой современный компромисс мистицизма; это результат веков неряшливого обращения с философией, победа внешней формы и обрядности над духом учения; а затем и постепенное вырождение брама видьи, божественной премудрости. Утратив, вследствие личного честолюбия и земных страстей, способность к объединению с Брамой, то есть, с абсолютной природой, большая часть браминов, отчуждённая от окончательного верховного посвящения, трудностей коего она не могла преодолеть заменила раджа-йогу хатта-йогой. Верующие в действительность последней убеждены, что сам Шива-Махатмиам сидит в каждом зерне рудракши, почему и относят всякое явление, происходящее с помощью, например, рудракши (магический предмет), как ясновидение или исцеление болезни, - не к своей силе и воле, а к непосредственному действию и участию Шивы. Раджа-йог, напротив, отвергает, как такое вмешательство, так и личность Шивы в принципе. Для него нет антропоморфных богов, есть только абсолютная, обоюдоострая сила созидания и разрушения, первоматерия, всемирная и единая, неотъемлемая частичка коей – он сам, хотя в обманчивом сознании земных ощущений он и является преходящим индивидуумом.  Проверив её свойства годами методических опытов и сознавая эту силу в себе, он одаряет ею данный предмет, то есть концентрирует её в нём, будь то предмет рудракша, салиграм или дэнда; а затем при случае, даёт то либо другое направление этой силе, двойственное качество коей есть притяжение и отталкивание, делая это по собственной воле и усмотрению. Шива тут не причём. Таким же способом он превращает и жезл «дэнду» в вахан, наполняя его своею силой и духом и передавая ему на время собственные свойства. На западе у вас магнетизёр, пропитывая своим жизненным током бумагу или какой-то другой предмет для употребления больным, делает то же самое, только в несравненно меньших размерах».
                Получается, что все действия, а возможно и качества, сводятся к силам притяжения и отталкивания, созидания и разрушения. Без разрушения старого невозможно создать нового. Тогда становиться понятно, для чего нужны качества, которые способен приобретать человек.  Для существования проявленной вселенной. Но для духа нужны только положительные качества? Разделение на дух и материю. Материя противоположность духа? Дьявол инверсия Бога?

«- Позвольте, однако.. Вы говорите о силе, духе, свойствах и могуществе, как будто это всё сводится к жизненной силе, к «магнетическому» току. Я понимаю, что магнетизёр может пропитать избытком своей жизненности неодушевлённые предметы в видах исцеления, я и сам это делал; но как же мне понимать ваше заявление о такой же передачи этому предмету воли, мышления, сознательных действий и т.д., то есть невещественных, чисто психических качеств и свойств? Разве это возможно? …

- Для того, кто о раджа-йогах и настоящих брамавидьи ровно ничего или знает очень мало, для того, кто не знаком с психологией Востока, вещество есть плод его собственных воззрений, выводов западных науки и её гипотез, то есть плод понятий, безусловно, относительных. Для него всякое вещество, от тока жизненной силы до минерала, есть материя. Ему неизвестны переходные степени от вещества условного и ограниченного до вещества первобытного и безусловного, то есть до первоматерии – Мулапракрити: поэтому и объяснить ему суть действий Раджа-йога и передачи им неодушевленному предмету эссенции его творческой силы чрезвычайно затруднительно, если не невозможно. Для западного учёного, у которого понятия о  веществе основаны на соотношениях его организма с внешним миром и ограничены одной этою рамкой, всё, что не есть материя, есть либо «ничто», либо чисто безтелесное качество. Он или не верит в духов, или же если и верит, то неспособен получить ясного представления о «духе-сат» и «духе-силе». По его мнению, дух нечто не вещественное, поэтому неотделяемое и не передаваемое. А свойств и всех условий силы он не знает. Феургия древних западников, однако же, приводит нам в своих летописях безным движением и как бы  сознанием и даже произволом. То же свидетельствуют и религиозные верования современных западников. Но что известно в итоге учёному западнику о мировой субстанции, о её сущности и видоизменениях? Всё, что вы знаете о веществе и его свойствах, о чувствах физических и духовных, всё ведь это лишь относительное знание, обусловленное свойствами вашего же земного организма, ваших же личных, а не действительных качеств вещества. Поэтому, если я скажу, что недалеко то время, когда, начав консервами и экстрактом из говядины, молока и других животных продуктов, ваши химики дойдут наконец до экстрактов жизненного принципа, что уже отчасти и производится с давних времён гомеопатами и такими безсознательными алхимиками, как некий профессор Иегер, то вы станете смеяться… Несмотря на такое неверие, я позволю себе предложить вам это сведение в виде пророчества.

- Но какое же тут сравнение? Разве можно закупоривать дух в бутылку! Ведь это мы только читаем в сказке о рыбаке и Джине, о духе, засаженном в сосуд под печатью царя Соломона,.. в Тысячи и одной ночи…

-  Так зачем же вы выбрали именно эту печать для девиза вашего общества?

 - Потому что это фигура Шри-антары… чакры или «колеса Вишну», самый древний символ Индии…

- «Печать Соломона», находится у нас, как и у халдейцев, у первобытных народов Европы, как и у туземцев обоих Америк, в Африке, как и в Азии, доказывает лишь одно: сказка о Рыбаке и Джине основана на факте. Джин, то есть злой и вместе добрый, услужливый дух, есть олицетворенный символ той силы в природе, о которой я вам говорил: силы созидающей и разрушающей, притягивающей и отталкивающей. Соломон в народных легендах тот же «магик» и адепт. Он – патрон иудейских, как  и европейских каббалистов, как Гермес – патрон магов египетских. Эта сила, сосредоточенная на каком-либо предмете, Соломоном ли, Гермесом ли, или раджа-йогом Индии, то есть посвящённым в тайные науки адептом, есть не что иное, как безкачественный дух и качественная материя. Эта-то сила и создала человека, вахана Парабрамы и Мулапракрити. В свою очередь, человек, сознающий в себе эту двойную силу, может передать избыток её другим ваханам. Но для того, чтобы порождать и развивать в себе такой избыток, он должен, прежде всего, отрешиться от собственной личности, отдаться вполне служению человечества, забыть своё личное я, сделаться сперва достойным того, чтобы быть сотрудником природы, а затем уже – адептом.

- Но, как и в чём именно помогает он человечеству или даже его прогрессу дэндами, да рудракшами? Я понимаю желание сделаться адептом, изучить таинства природы из личной, так сказать, эгоистической цели, прежде всего, а затем уже помогать своими познаниями другим; но я не вижу никакого отношения между рудракшами и адептами с точки зрения благодетелей человечества!..

- Сожалею; но объяснить вам этого при вашей настоящей, духовной слепоте не берусь. Повторяю: чтобы сделаться раджа-йогом, следует, прежде всего, отречься, безусловно, от собственной личности, не иметь эгоистической цели, потому,  что такою целью задаются одни хата-йоги, которые вследствие этого и уронили значения тайных наук в глазах непосвященных.

- Но не можете ли вы, - настаивал несколько сконфуженный прямым уроком полковник, - дать мне понять простым примером, для чего именно раджа-йоги, как и презираемые ими хата-йоги, носят, например, жезлы, вот эти дэнды?

- Для того чтоб эссенция двукачественной силы не рассеивалась под напором внешних случайностей повседневной жизни, а находилась бы, так сказать, в резервуаре, была бы всегда готовою к потреблению, в виду возможных событий.

- Каких, например?

- Вообразите себе, что вы идёте по улице с раджа-йогом и ведёте разговор о предметах совершенно обыкновенных, но почему-либо интересующих его. В руке он держит никогда не покидающую его дэнду – вот как –эта,  - показал Ананда на свою семи-коленную трость, - На вас бросается из-за угла бешенная собака. Опасность близкая, пред которою вопрос о вашем спасении зависит от быстроты действия, измеряемой не минутами, а секундами, мгновениями. Хотя мысль действует с быстротой электричества, однако же для приведения в порядок ума, только что  занятого посторонними предметами, для извлечения из познавательного аппарата импульсов воли, необходимых для отражения собаки, может потребоваться полсекунды более того времени, которое понадобилось бы собаки, чтобы вас укусить. Без своего дэнда раджа-йог, быть может, не успел бы вам помочь. Но дэнда, пропитанный эссенцией силы раджа-йога, действует с быстротой молнии: направленная против животного, она мгновенно парализует его импульс броситься на нас; а повторением движения раджа-йог мог бы даже убить зверя на лету и не дотрагиваясь до него, если бы это оказалось нужным. Вот что может сделать дэнда в обыкновенных случаях. Но называть её поэтому магическим жезлом  неправильно, так как ни «жизнь», ни рудракша не могут   быть обособленными от нашей сознательной воли и мышления, или действовать независимо от нас. Одарять их  таким свойством значит признавать в них присутствие познавательного аппарата как у человека, и равняется произвольному распространению суеверия и грубого поклонения веществу.

- Вы сейчас сказали, что дэнда никогда не покидает руки раджа-йога? Я никогда не видал, однако, такого жезла в руках у Такура?

 - Действующая сила заключается не во внешней форме вахана, и не одна дэнда выбирается носителем или седалищем «силы», - получили мы уклончивый ответ».

                Перстень Соломона?

 Из книги Е.П. Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана» (стр. 404).