Глава 062. Бетховен. Серьезный квартет

Валентин Великий
Людвиг ван Бетховен
Струнный квартет №11 фа-минор «Серьезный»
Струнный квартет «Bartok Quartet»
Петер Комлош (скрипка)
Шандор Девич (скрипка)
Геза Немет (альт)
Карой Ботвай (виолончель)

sir Grey: Я смотрю сейчас по нотам. Иногда буквально на так меняется ключ. Композиторы! Это для чего? Все-таки проще лишние линейки добавить, чем ключ рисовать. Я совсем не знаю, но мне интересно.

precipitato: Ключ нарисовать — одно движение руки, а добавочные линейки для исполнителей неудобны.

sir Grey: Так все композиторы думают? Мне это очень удивительно.

Romy_Van_Geyten: Ключи, в которых записывается инструмент, любой исполнитель должен уметь читать совершенно свободно. Вообще-то, сейчас по этой части очень толерантные времена. Во времена Баха музыканты пользовались гораздо большим количеством ключей: баритоновый, сопрановый, старофранцузский...

sir Grey: Во второй части там ради одной ноты нарисован другой ключ. И потом — в повторе. И ключ — дикий, на четвертой линейке.

Andrew_Popoff: Теноровый, что ли? Чем он дикий? Нормальный ключ. Помимо двух общеизвестных, композитор обязан свободно альтовый и теноровый читать. А какие сложности? Поговорите с тромбонистами или виолончелистами. Они Вам расскажут, что лучше — смена ключей или добавочные. Про этот частный случай я не знаю, Бетховену виднее. Я вообще говорю.

sir Grey: Там, знаете, уже ближе к Ма Серьезо, в басу октава —  ре — ре. Ре первой октавы написано в басовом ключе, как все идет, а потом — меняется ключ на теноровый и пишется ре второй октавы не третьей добавочной (если я правильно понимаю). Мне странно, что меняется ключ на одну ноты. Ну, поставил бы восьмерку — и видно, что на октаву выше. Даже зрительно как-то понятно. А почему не поставить скрипичный ключ? Не надо было бы рисовать три добавочных.

Может быть, для композитора это способ подчеркнуть, что бас берет ноту очень высоко? Указание ключа — не просто формальность?

Romy_Van_Geyten: По мне, все там нормально. Для басового ключа слишком высоко, а в скрипичном нарушился бы графический рисунок голоса — там скачок вверх, а выглядело бы как скачок вниз. Не то чтобы это было обязательно, но желательно присматривать за тем, чтобы графическое изображение мелодии соответствовало ее реальному движению. В видах достижения большей ясности и легкости чтения.

sir Grey: Спасибо.

«И начинает понемногу моя Татьяна понимать»

Конечно, человеку «со свежего поветрия» это непривычно все. Я только баховские органные хоралы смотрел, там теноровый ключ довольно редко бывает.
Любопытно мне все это. Ведь на фортепиано не бывает вообще?

Romy_Van_Geyten: Сейчас — нет, раньше — да.