Правильный выбор

Евгений Шовунов
— Какие люди! Ты в холодильнике спишь, что ли? Совсем не стареешь, – громко на всю улицу поприветствовал меня школьный приятель Миха.

— Кто бы говорил?! – так же звучно заорал я, стараясь вырваться из его медвежьих объятий. Миха был мастером спорта по вольной борьбе. Два метра ростом, сто двадцать килограмм стальных мышц и тяжелый уверенный взгляд. Даже самые отъявленные хулиганы не решались косо смотреть в его сторону.

В юности мы с Михой часто выходили на поле, пинали мячик, бегали на дискотеки. После вуза встречи стали намного реже. Пока я ошивался на кафедре в институте и делал вид, что пишу кандидатскую, мой друг нацепил погоны и неплохо двинулся по карьерной лестнице.

Мы не виделись почти год.

— Товарищ подполковник! Разрешите пригласить вас на пиццу за ваш счет?

— Отставить! Во-первых, товарищ полковник! А во-вторых, какая пицца?! Обалдел, что ли? Шашлык да коньяк и никак не меньше! Угощаю.

Во время беседы приятель сообщил убойную новость.

— Разводиться с Иркой будем. Надоела она, сил нет. Да и девушку нашел, уже два месяца общаемся. Люблю её. Ирка знает.

Новость была, конечно, неожиданной.

Миха женился еще до того, как стал офицером. Супруга Ирина была на два года старше. Она всегда и во всем его поддерживала. Я был уверен, что у Михи крепкая семья, надежный тыл. А тут вон оно как.

— Ничего себе! Что случилось-то? Из-за чего разводитесь?

Миха помолчал. Потом разлил коньяк по стаканам. Фужеров, рюмок или бокалов в кабаке не было. 

— Да понимаешь, как-то скучно мы живем. Ничего нового. Одно и то же. Мы даже в разных комнатах спим.

— А сын? Он знает?

Миха пожал плечами.

— Еще нет. Он же учится сейчас. Домой только на каникулы приедет зимой ненадолго. Да и сын взрослый уже, все поймет.

Я не понимал его рассуждений.

— Погоди. Вы не ссорились, не ругались, просто вам стало скучно. Двадцать лет не скучали, а сейчас все, капут?

Миха закурил.

— Получается, что так. Ну, не о чем нам с ней говорить. Ирка… Она же как робот. Все обрыдло. Так бывает.

Память услужливо подсунула мизерные знания из ненавистной мне психологии.

— А не пробовали куда-нибудь съездить? В кино сходить? На воздушном шаре полетать?

Миха рассмеялся.

— Скажешь тоже. Воздушный шар. Да она везде, где мы были, только и знает, что гундеть: оденься теплее, возьми шарф, выпей витамины, поешь вовремя, много не пей. И так всегда. Мишенька – то, Мишенька – сё. Возится со мной, как с ребенком. А меня уже воротит.

Бешенство жира – страшная вещь. Тут спорить или переубеждать бесполезно. 

Тем временем Миха со счастливым лицом начал рассказывать про свою новую пассию. Я слушал вполуха. Пока товарищ расписывал ее добродетели, официанты принесли еще шашлык, пиво и воду. Коньяк мы выпили быстро.
 
— Она читает стихи, сама пишет, увлекается Мураками, танцует, – перечислял Миха заслуги своей ненаглядной.

Тут я очнулся.

— А сколько ей лет?

Миха посмотрел на меня в замешательстве:

— Я же тебе говорил. Двадцать семь.

Я присвистнул.

— Пятнадцать лет разницы. Круто! А дети есть у нее?

Приятель озадаченно протянул:

— Ты что, не слушаешь? У нее дочь. Пять лет. Моя подруга собирается развестись с мужем. Переедет ко мне с дитем. Ирка съедет к матери. Квартиру потом поделим.

Внезапно мне расхотелось продолжать этот бессмысленный разговор. Если б на месте Михи сидел кто-то другой, я бы пожелал удачи и просто ушел. Но с Михой мы съели не один пуд соли и обижать его я не хотел. Правда, слушать ахинею тоже желания не было.

— Родители знают о твоих планах?

Миха помрачнел.

— Да. Мать сказала, поступай, как знаешь. Она недовольна, конечно. Отец назвал меня дураком. И брат не на моей стороне. Но сердцу не прикажешь.

— Ирка как себя ведет? Скандалит?

— Нет. Мы с ней поговорили, как взрослые люди. Она все понимает.

Шашлык был съеден. Пиво еще оставалось.

Миху немного развезло.

— Ты не думай, моя подруга от меня ничего не просит, не требует. Она вообще была против наших отношений. Когда узнала, что я женат, долго на связь не выходила.

— А как же ее муж? Он знает про ваши планы?

— Они с ним давно не живут. Не сошлись характерами. Он где-то в Сибири работает, ей на него плевать.

— Но она все еще в браке. А прикинь, если ее муж реально не знает, что тут творится. Тебя же застрелить могут или покалечить.

Миха легко согнул петлей вилку и бросил ее на стол.

Я улыбнулся.

— Ну, ты прямо как император Александр III.   
 
Мой товарищ нервно закурил. Разговор не клеился.

— Мне все говорят, что я дурак. Но никто не хочет меня выслушать и понять. Я же не просто так от жены бегу. Ну, нет у нас никаких точек соприкосновения. Только сын, да и тот уже вырос, скоро женится и про нас забудет. А ведь я еще не старый. Мне летать охота. И чтобы в животе бабочки порхали. Я, может быть, тоже стихи пишу.

Миха в глубине души был романтиком. В детстве он мечтал спасти мир. Его супруга была мало похожа на сказочную принцессу. Но у нее имелись свои козыри.

Пришла пора высказать дружеское мнение.

— Миха, как думаешь, твоя юная принцесса будет тебя кормить и мыть?

Мой друг завис:

— Чего? Это еще зачем?

— Ну смотри. Вот вы поженились и, не дай бог, ты заболел и слег. Захочет ли она возиться с тобой горемычным или нет. Будет ли мыть тебя после каждого раза, как ты сходишь под себя. Кормить с ложечки твое бренное тело и все такое.

Миха тихо выругался. Подобная перспектива его не обрадовала.

— А еще рано или поздно тебе придется забрать своих стариков. С пожилыми людьми, сам понимаешь, мороки не меньше, чем с младенцами. Согласится ли она заботиться о твоих родителях? Найдут они общий язык? А может, она захочет, чтобы с вами жили её старики.

Миха помрачнел. С отцом у него были натянутые отношения.

— И не забывай, у твоей подруги дочь, у которой есть свой отец. Ты для нее чужой дядя. Да ты это и сам все понимаешь, только боишься себе признаться. Бабочки же внутри. Мураками.

Чуть погодя, я добавил:

— Гребантей ты, если честно. От добра добра не ищут. 

Миха молча курил.

Я попросил горячего чаю. Полковник заказал еще пива.

— Да-а-а, – протянул мой приятель. — Загрузил ты меня, конечно. Но почему надо сразу о плохом думать? Ведь необязательно все будет именно так.

Я хмыкнул.

— Предупрежден – вооружён. Я после ковидного госпиталя на многие вещи смотрю по-другому. А у тебя просто седина в бороду, бес в ребро. Обычное дело. 

Миха как-то вяло допил свое пиво. Официантка принесла счет. Товарищ полковник оплатил его, оставив щедрые чаевые. На мои попытки скинуться, он гневно отмахнулся.

— Отставить! Ты дал мне пищу для размышлений. Надо чаще видеться.

— Да ладно. Но ты хорошо взвесь все плюсы и минусы. Вы же с твоей подружкой по факту друг другу разбиваете семьи. Ирка с тобой с самого начала, я же помню, как ты за ней бегал. А эту дивчину ты знаешь без году неделю. И разница в возрасте у вас, конечно, немаленькая. Да и ее муж непонятно, что из себя представляет. Прикинь, если он еще больше тебя.

Миха грустно рассмеялся.

В следующий раз мы увиделись через месяц.

В торговом центре в мёртвый час я взял большую тележку и решил подурачиться. Разогнал ее вдоль длинного ряда бытовой химии и поехал, как первоклассник. Откуда ни возьмись, из-за угла вышла семейная пара. Мне хватило доли секунды, чтобы узнать эту бычью шею и могучие плечи.

Притормозить я уже не успевал. Прыгать на полном ходу было опасно. Пришлось заорать на весь супермаркет:

— Миха-а-а!!!

Мой друг одной рукой легко остановил тележку. Я по инерции свалился в нее, как мешок муки. Его супруга Ира смотрела на нас и тихо смеялась. Миха шутя дал мне подзатыльник.

— Господи, откуда только берутся такие придурки?! А если бы ты какую-нибудь бабку снес? Или тетку беременную. Сорок лет – ума нет.

Глядя, как эти двое, нежно воркуя и держась за руки, удаляются к выходу из супермаркета, стало приятно. На мой взгляд, Миха сделал правильный выбор. Время покажет.