Вообще-то по старому стилю День рождения Пушкина не в июне, а в мае. Вот и мы в школе ежегодно отмечали его, когда ещё детишки не разбежались, не разъехались на каникулы. И каждый раз ответственный за Праздник класс придумывал что-то оригинальное и необычное, поэтому от помощников и зрителей не было отбоя.
Подошла наша очередь. И героев, и конкурсные вопросы придумывали вместе, детали костюмов шили девочки. Репетировали тайком, чтобы никто не узнал наш главный сюрприз. Мальчики отвечали за… свечи!
Электричество долой! Свечи, свечи в старинных канделябрах, изогнутых бра, на металлических подставках наполнили зал и сцену волшебством. Пожара мы не боялись: суровые стражники во главе с Черномором охраняли источники света.
Наша команда – «Лицейские мудрецы», красавчики в тёмно-синих мундирах. Красные стоячие воротники и такие же обшлага, белые брюки и высокие сапоги – ботфорты.
Соперники – «Младое племя», в обычных костюмах, и это – параллельный седьмой.
Ура, в субботу сокращённые уроки! Актовый зал заполняется до предела.
На заднике сцены – экран, силуэты Пушкина и его современников. Огромные буквы:
«Да здравствуют музы!
Да здравствует разум!»
Стулья для конкурсантов справа и слева. Круглый старинный стол и стулья для ведущих – посредине. На нём – цветы, свечи, лавровый венок, изящная лира.
Звучит торжественный гонг.
А вот и они, хозяйки и распорядительницы: девять прекрасных Муз в разноцветных, летящих, как крылья, туниках, с венками на пышноволосых головках.
Тоненькие, стройные, очаровательные создания, приветствуя зрителей, занимают места за столом.
И Черномор оглушительно объявляет, пугая торжественным басом:
- Встречайте – «Лицейские мудрецы»!
Идут они меж рядами по залу, декламируя на ходу одну из лицейских «национальных песен». Первый дирижирует свёрнутым в трубку листом. Хулиганский припев громко подхватывают все, вызывая смех зрителей.
Это список – сущи бредни,
Кто тут первый, кто последний?
Припев: Все нули, все нули,
Ай, люли, люли, люли!
Покровительством Минервы
Пусть Вольховский будет первым.
Припев (и каждый мудрец, к вящему удовольствию зрителей) указывает
пальцем на кого-нибудь в зале):
А вы нули! и вы нули!
Ай, люли, люли, люли!
Корф - дьячок у нас исправный
И сиделец в классе славный.
Припев: Тут нули и там нули!
Ай, люли, люли, люли!
Дельвиг мыслит на досуге:
Можно спать и в Кременчуге.
Припев: И там тоже все нули!
Ай, люли, люли, люли!
Не тужи, любезный Пущин,
Будешь в гвардию ты пущен.
Припев: Нешто в гвардии нули?
Ай, люли, люли, люли!
Пусть о нас заводят споры
С Энгельгардтом профессОры.
Припев: И они те же нули.
Ай, люли, люли, люли.
Под аплодисменты и смех садятся на свои места на сцене.
И вновь микрофонный бас Черномора:
- А это – «Младое племя», ваши современники.
Соперники шествуют между рядами, чётко и громко декламируя (каждый по две строки) стихи А. Плещеева:
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла.
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался.
И кто берёг ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И всё ещё горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает,
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
/ И тоже под аплодисменты садятся на свои места на сцене./
ПОЛИГИМНИЯ.
- Сегодня, друзья, вспоминаем жизнь и творения Пушкина. Мы, всезнающие Музы, сумеем оценить ваши ответы и дополнения. Передаю вещую лиру Урании.
/На экране – изображение Лицея/.
УРАНИЯ.
- Я Урания, звёздная муза. Командам - мои вопросы.
- Кого имел в виду поэт, восклицая: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»?
- Сколько лет длилась учёба в Лицее?
ЭРАТО.
- Я Эрато, муза любовной поэзии, и вопросы мои о любви.
/На экране – портрет Екатерины Бакуниной/
- Кто та прелестная дева, которой Саша-лицеист посвятил строки?
Когда в забвенье перед классом
Порой терял я взор и слух,
И говорить старался басом,
И стриг над губой первый пух,
В те дни, в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую волновала кровь…
- Как называется сонет Пушкина, обращённый к Наталье Николаевне и заканчивающийся словами: «Чистейшей прелести чистейший образец»?
/На экране - портрет Н. Гончаровой. Чтец читает сонет./
КЛИО.
- Я Клио, муза истории, и мои вопросы связаны с историей.
/На экране портреты Петра Первого и Пугачёва/
- Назовите три крупных произведения Пушкина, в которых изображён Пётр Первый.
- Кроме Петра, ещё одна известная историческая личность нашла воплощение на страницах его книги: «Мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали». Назовите произведение и героя.
(Ответ: Емельян Пугачёв)
МЕЛЬПОМЕНА.
- Я Мельпомена, муза трагедии.
/На экране портреты Бориса Годунова и «Скупого рыцаря»/
- В годы ссылки в Михайловском Поэт создал великую трагедию. О ней вспоминает он в романе «Евгений Онегин»:
Да после скучного обеда
Ко мне забредшего соседа,
Поймав нежданно за полу,
Душу трагедией в углу…- Назовите это произведение.
- Из какой трагедии известные строки: «Ужасный век, ужасные сердца»?
ТАЛИЯ.
- Я Талия, муза комедии. Вы скажете, что Пушкин не писал комедий, но юмор и сатиру он использовал. Вспомним где.
/На экране иллюстрация к поэме «Домик в Коломне»/
- В 1830 году в Болдино поэт пишет шутливую поэму, которую вначале хотел назвать «Кухарка». Вот строки из неё:
Усядься, муза: ручки в рукава,
Под лавку ножки! Не вертись, резвушка!
Теперь начнём. – Жила-была вдова,
Тому лет восемь, бедная старушка,
С одною дочерью. – Вспомните название этой иронической поэмы.
- Поэт был остроумным человеком. Однажды граф Завадовский, увидев Пушкина в ресторане, сказал ему: «Однако, Александр Сергеевич, видимо, туго набит у вас бумажник?»
- «Да ведь я богаче вас, - ответил поэт, - вам иной раз приходится ждать денег из деревень. А у меня доход постоянный – с…(чего?)» Что же давало ему доход, как ответил поэт графу?
/Ответ: «с 36 букв русской азбуки»/
- Кстати, какие три буквы исчезли после 1918 года?
/ «Ять», «фитА», «И десятеричное», их заменили уже известные: Е, Ф, И/
Звучит музыка.
/На экране иллюстрация «Бал во времена Пушкина»/
ТЕРПСИХОРА.
- Я Терпсихора, муза танцев. Вы услышали мелодию популярного в пушкинское время танца. Какие танцы танцевали тогда?
/экосез, мазурка, вальс, полонез, котильон/
- Какие танцы танцевали Онегин и Ольга на именинах Татьяны?
/Ответ: сначала вальс, потом мазурку и котильон/
ПОЛИГИМНИЯ.
- Я Полигимния, муза гимнов. Мой первый вопрос возвращает нас в юность поэта. Прощаясь с Лицеем, студенты пели замечательный гимн. А кто автор слов?
/На экране – портрет Антона Дельвига/.
Чтец читает Лицейский Гимн /или исполняется песня, а Лицейские мудрецы подпевают/
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас.
Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде – да, неправде – нет,
В несчастье – гордое терпенье,
И в счастье – всем равно привет!
- В каком стихотворении поэт, верный идеям декабристов, писал: «Я гимны прежние пою»?
/На экране иллюстрация. Чтец читает стихотворение «Арион»/
ЭВТЕРПА.
- Я Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки.
- Ответьте, кто автор прозвучавшей сейчас знаменитой мелодии из кинофильма «Метель»?
/Ответ: композитор Г.В.Свиридов/
- Многие строки стихов поэта стали крылатыми. Из какого стихотворения эти знаменитые строки:
«Да здравствуют музы!
Да здравствует разум!»
/Ответ: «Вакхическая песня»/
***
Раздаётся космическая электронная музыка.
Из-за экрана, на котором изображение поэта кисти Кипренского, в зал спрыгивает «живой» Пушкин, очень похожий на портрет. Его, конечно же, встречают аплодисментами. Кудри у него, правда, тёмные, как и искусно приклеенные пышные бакенбарды, но губы, чуть припухшие, - точно пушкинские! и глаза тёмно-голубые, смеющиеся, лукавые - ну точно его!
Ах, как был похож на поэта не самый лучший мой ученик! За это сходство, за быстроту реакции и искренность игры я прощаю ему все шалости и проказы. Так ведь и слова выучил! И произносит звонко, с нужным пафосом, вызывая восторг публики!
ПУШКИН.
Я мчался столько дней сквозь время!
Лишь Муза - верный спутник мой!
Вот, наконец, исчезло бремя.
Я на Земле, но... век иной!!!
И я смотрю, и удивляюсь,
Не узнаю и восхищаюсь!
Когда-то в северные дали
Моих друзей цари ссылали…
Как изменилися края!
Здесь ныне город вижу я.
КАЛЛИОПА.
- Мы приветствуем тебя. Александр Сергеевич, в Первой школе города Белоярского!
ПУШКИН.
Ах, школа! Здесь почти лицей!
Надеюсь, что найду друзей.
Когда-то я в садах лицея
Безмятежно расцветал.
Читал охотно Апулея,
А над Вергилием зевал.
И я ленился и проказил.
По кровле я в окошко лазил
И пропускал латинский класс.
(По залу пробегает ученик, крича: «Ура, английского не будет!»)
ПУШКИН.
В нём узнаю себя сейчас!
Пушкин /подходит к командам/
- Опять я ваш, о юные друзья,
Печальные сокрылись дни разлуки.
И брату вновь простёрлись ваши руки.
Ваш резвый круг увидел я.
/Пожимает руки «Лицейским мудрецам»/
- Лицейским мудрецам привет!
Учитесь, други, - мой совет!
/Пожимает руки «Младому племени»/
- И вас приветствую, я радости не скрою.
Так здравствуй, племя незнакомое, младое!
УЧЕНИК.
- Александр Сергеевич, а как вам наша школа?
ПУШКИН.
Младых повес счастливая семья!
Здесь ум кипит. Здесь в мыслях волен я,
Где споры вслух, где чувствую живее
И где мы все прекрасного друзья!
УЧЕНИК.
Александр Сергеевич, скажите, каким, по-вашему, может быть будущее нашего города?
ПУШКИН.
Пройдёт сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Взнесётся пышно, горделиво!
КАЛЛИОПА.
Вот замечательный ответ.
Но нам уже пора, поэт.
Мы победителей поздравим
И далее свой путь направим.
/Пушкин вручает призы/.
ПУШКИН.
Друзья! Прекрасен Ваш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен!
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы вас ни бросила судьбина,
И счастия какой бы ни был дар,
Поймёте вы: вам целый мир – чужбина,
Отечество вам – Белый Яр!
/Музы окружают Пушкина/
ПУШКИН.
Пора и мне. Прощайте же, друзья!
УЧЕНИК.
- Александр Сергеевич, пожелайте нам что-нибудь на прощание.
ПУШКИН.
Во глубине учебных руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадёт ваш тяжкий труд
И дум высокое стремленье!
Под бурные аплодисменты зрителей и мелодию свиридовского вальса Пушкин и Музы покидают зал.