Под сенью дружных муз

Элла Лякишева
         Вообще-то по старому стилю День рождения Пушкина не в июне, а в мае. Вот и мы в школе ежегодно отмечали его, когда ещё детишки не разбежались, не разъехались на каникулы. И каждый раз ответственный за Праздник класс придумывал что-то оригинальное и необычное, поэтому от помощников и зрителей не было отбоя.

      Подошла наша очередь. И героев, и конкурсные вопросы придумывали вместе,  детали костюмов шили девочки. Репетировали тайком, чтобы никто не узнал наш главный сюрприз. Мальчики отвечали за… свечи!

     Электричество долой! Свечи, свечи в старинных канделябрах, изогнутых бра, на металлических подставках наполнили зал и сцену волшебством. Пожара мы не боялись: суровые стражники во главе с Черномором охраняли источники света.

   Наша команда – «Лицейские мудрецы», красавчики  в  тёмно-синих мундирах.  Красные стоячие воротники и такие же обшлага, белые брюки и высокие сапоги – ботфорты.

       Соперники –  «Младое племя», в обычных костюмах, и это – параллельный седьмой. 

   Ура, в субботу сокращённые уроки! Актовый зал заполняется до предела.

    На заднике сцены – экран, силуэты Пушкина и его современников. Огромные буквы:
           «Да здравствуют музы!
                Да здравствует разум!»

   Стулья для конкурсантов справа и слева. Круглый старинный стол и стулья для ведущих – посредине. На нём – цветы, свечи, лавровый венок, изящная лира.

      Звучит торжественный гонг.

     А вот и они, хозяйки и распорядительницы: девять прекрасных Муз в разноцветных, летящих, как крылья,  туниках, с венками на пышноволосых головках.
     Тоненькие, стройные, очаровательные создания, приветствуя зрителей, занимают места за столом.

    И Черномор оглушительно объявляет, пугая торжественным басом:
- Встречайте –  «Лицейские мудрецы»!

     Идут они меж рядами по залу, декламируя на ходу одну из лицейских «национальных песен». Первый дирижирует свёрнутым в трубку листом. Хулиганский припев громко подхватывают все, вызывая смех зрителей.

       Это список – сущи бредни,
       Кто тут первый, кто последний?

          Припев:         Все нули, все нули,
                Ай, люли, люли, люли!

Покровительством Минервы
Пусть Вольховский будет первым.

          Припев (и каждый мудрец, к вящему удовольствию зрителей) указывает
                пальцем на кого-нибудь в зале):

                А вы нули! и вы  нули!
                Ай, люли, люли, люли!   

Корф - дьячок у нас исправный
И сиделец в классе славный.

                Припев:  Тут нули и там нули!
                Ай, люли, люли, люли!

Дельвиг мыслит на досуге:
Можно спать и в Кременчуге.
               
                Припев: И там тоже все нули!
                Ай, люли, люли, люли!
 
Не тужи, любезный Пущин,
Будешь в гвардию ты пущен.

                Припев: Нешто в гвардии нули?
                Ай, люли, люли, люли!
Пусть о нас заводят споры
С Энгельгардтом профессОры.

      Припев:          И они те же нули.
                Ай, люли, люли, люли.

          Под аплодисменты и смех садятся на свои места на сцене.

   И вновь микрофонный бас Черномора:

         - А это – «Младое племя», ваши современники. 
    
    Соперники  шествуют между рядами, чётко и громко декламируя (каждый по две строки) стихи А. Плещеева:

 Бессмертен тот, чья муза до конца
       Добру и красоте не изменяла.

Кто волновать умел людей сердца
       И в них будить стремленье к идеалу.

Кто сердцем чист средь пошлости людской,
     Средь лжи кто верен правде оставался.

И кто берёг ревниво светоч свой,
      Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё ещё горит нам светоч тот,
    Всё гений твой пути нам освещает,

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
      О красоте и правде он вещает.

            / И тоже под аплодисменты садятся на свои места на сцене./

       ПОЛИГИМНИЯ.
 - Сегодня, друзья, вспоминаем жизнь и творения Пушкина. Мы, всезнающие Музы, сумеем оценить ваши ответы и дополнения. Передаю вещую лиру Урании.

       /На экране – изображение Лицея/.
 
     УРАНИЯ.
  - Я Урания, звёздная муза. Командам - мои вопросы.

      -  Кого имел в виду поэт, восклицая: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»?

      - Сколько лет длилась учёба в Лицее?

    ЭРАТО.
 - Я Эрато, муза любовной поэзии, и вопросы мои о любви.

    /На экране – портрет Екатерины Бакуниной/

-  Кто та прелестная дева, которой Саша-лицеист посвятил строки?

                Когда в забвенье перед классом
                Порой терял я взор и слух,
                И говорить старался басом,
                И стриг над губой первый пух,
                В те дни, в те дни, когда впервые
                Заметил я черты живые
                Прелестной девы, и любовь
                Младую волновала кровь…               
               
- Как называется сонет Пушкина, обращённый к Наталье Николаевне и заканчивающийся словами: «Чистейшей прелести чистейший образец»?

      /На экране - портрет Н. Гончаровой. Чтец читает сонет./

    КЛИО. 
  - Я Клио, муза истории, и мои вопросы связаны с историей.

       /На экране портреты Петра Первого и Пугачёва/

- Назовите три крупных произведения Пушкина, в которых изображён Пётр Первый.

- Кроме Петра, ещё одна известная историческая личность нашла воплощение на страницах его книги: «Мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали». Назовите произведение и героя.
                (Ответ: Емельян Пугачёв)

     МЕЛЬПОМЕНА.
   - Я Мельпомена, муза трагедии.

       /На экране портреты  Бориса Годунова и «Скупого рыцаря»/

- В годы ссылки в Михайловском Поэт создал великую трагедию. О ней вспоминает он в романе «Евгений Онегин»:

       Да после скучного обеда
       Ко мне забредшего соседа,
       Поймав нежданно за полу,
       Душу трагедией в углу…-  Назовите это произведение.

- Из какой трагедии известные строки:  «Ужасный век, ужасные сердца»?

          ТАЛИЯ. 
  - Я Талия, муза комедии. Вы скажете, что Пушкин не писал комедий, но юмор и сатиру он использовал. Вспомним где.

    /На экране иллюстрация к поэме «Домик в Коломне»/

- В 1830 году в Болдино поэт пишет шутливую поэму, которую вначале хотел назвать «Кухарка».  Вот строки из неё:

     Усядься, муза: ручки в рукава,
     Под лавку ножки! Не вертись, резвушка!
     Теперь начнём. – Жила-была вдова,
     Тому лет восемь, бедная старушка,
     С одною дочерью.    – Вспомните название этой иронической поэмы.    

- Поэт был остроумным человеком. Однажды граф Завадовский, увидев Пушкина в ресторане, сказал ему: «Однако, Александр Сергеевич, видимо, туго набит у вас бумажник?»

- «Да ведь я богаче вас, - ответил поэт, - вам иной раз приходится ждать денег из деревень. А у меня доход постоянный – с…(чего?)»  Что же давало ему доход, как ответил поэт графу?               
                /Ответ: «с 36 букв русской азбуки»/

- Кстати, какие три буквы исчезли после 1918 года?    
      / «Ять», «фитА», «И десятеричное», их заменили уже известные: Е, Ф, И/


                Звучит музыка.
    /На экране иллюстрация «Бал во времена Пушкина»/

     ТЕРПСИХОРА. 
  - Я Терпсихора, муза танцев. Вы услышали мелодию популярного  в пушкинское время танца. Какие танцы танцевали тогда?
        /экосез, мазурка,  вальс, полонез, котильон/

- Какие танцы танцевали Онегин и Ольга на именинах Татьяны?   
                /Ответ: сначала вальс, потом мазурку и котильон/

     ПОЛИГИМНИЯ. 
  - Я Полигимния, муза гимнов. Мой первый вопрос возвращает нас в юность поэта. Прощаясь с Лицеем, студенты пели замечательный гимн. А кто автор слов?
   
                /На экране – портрет  Антона Дельвига/.
 
Чтец читает Лицейский Гимн /или исполняется песня, а Лицейские мудрецы подпевают/

                Простимся, братья! Руку в руку!
                Обнимемся в последний раз!
                Судьба на вечную разлуку,
                Быть может, здесь сроднила нас.

                Друг на друге остановите
                Вы взор с прощальною слезой!
                Храните, о друзья, храните
                Ту дружбу с тою же душой,

                То ж к славе сильное стремленье,
                То ж правде – да, неправде – нет,
                В несчастье – гордое терпенье,
                И в счастье – всем равно привет!
      
- В каком стихотворении поэт, верный идеям декабристов, писал: «Я гимны прежние пою»?   
       /На экране иллюстрация. Чтец читает стихотворение «Арион»/

      ЭВТЕРПА. 
 - Я Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки. 

- Ответьте, кто автор прозвучавшей сейчас  знаменитой мелодии из кинофильма «Метель»?               
                /Ответ: композитор Г.В.Свиридов/

- Многие строки стихов поэта стали крылатыми. Из какого стихотворения эти знаменитые строки:
     «Да здравствуют музы!
                Да здравствует разум!»
                /Ответ: «Вакхическая песня»/
                ***

   Раздаётся космическая электронная музыка.

             Из-за экрана, на котором изображение поэта кисти Кипренского, в зал спрыгивает «живой»  Пушкин, очень похожий на портрет. Его, конечно же, встречают аплодисментами. Кудри у него, правда, тёмные, как и искусно приклеенные пышные бакенбарды, но губы, чуть припухшие, - точно пушкинские! и глаза тёмно-голубые, смеющиеся, лукавые - ну точно его!

   Ах, как был похож на поэта не самый лучший мой ученик! За это сходство, за быстроту реакции и искренность игры я прощаю ему все шалости и проказы. Так ведь и слова выучил! И произносит звонко, с нужным пафосом, вызывая восторг публики!

    ПУШКИН.
Я мчался столько дней сквозь время!
                Лишь Муза - верный спутник мой!
Вот, наконец, исчезло бремя.
Я на Земле, но... век иной!!!
И я смотрю, и удивляюсь,
Не узнаю и восхищаюсь!
Когда-то в северные дали
Моих друзей цари ссылали…
Как изменилися края!
Здесь ныне город вижу я.
   
       КАЛЛИОПА.
  - Мы приветствуем тебя. Александр Сергеевич, в Первой школе города Белоярского!

   ПУШКИН.
 Ах, школа! Здесь почти лицей!
                Надеюсь, что найду друзей.
Когда-то я в садах лицея
Безмятежно расцветал.
Читал охотно Апулея,
А над Вергилием зевал.
И я ленился и проказил.
По кровле я в окошко лазил
И пропускал латинский класс.

     (По залу пробегает ученик, крича: «Ура, английского не будет!»)

    ПУШКИН.
 В нём узнаю себя сейчас!

   
   Пушкин /подходит к  командам/

- Опять я ваш, о юные друзья,
Печальные сокрылись дни разлуки.
И брату вновь простёрлись ваши руки.
Ваш резвый круг увидел  я.

      /Пожимает руки «Лицейским мудрецам»/

- Лицейским мудрецам привет!
Учитесь, други, - мой совет!

  /Пожимает руки  «Младому племени»/

- И вас приветствую,  я радости не скрою.
Так здравствуй, племя незнакомое, младое!

   УЧЕНИК.
 - Александр Сергеевич,  а как вам наша  школа?

    ПУШКИН.
 Младых повес счастливая семья!
Здесь ум кипит. Здесь в мыслях волен я,
Где споры вслух, где чувствую живее
И где мы все прекрасного друзья!

   УЧЕНИК.
Александр Сергеевич, скажите,  каким, по-вашему, может быть будущее нашего города?

    ПУШКИН.
 Пройдёт сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Взнесётся пышно, горделиво!

     КАЛЛИОПА.
                Вот замечательный ответ.
                Но нам уже пора, поэт.
                Мы победителей поздравим
                И далее свой путь направим.

      /Пушкин вручает призы/.

    ПУШКИН.
                Друзья! Прекрасен Ваш союз!
                Он, как душа, неразделим и вечен!
                Неколебим, свободен и беспечен,
                Срастался он под сенью дружных муз.
                Куда бы вас ни бросила судьбина,
                И счастия какой бы ни был дар,
                Поймёте вы: вам целый мир – чужбина,
                Отечество вам – Белый Яр!
 
/Музы окружают Пушкина/
 
 ПУШКИН.
 Пора  и  мне. Прощайте же, друзья!

   УЧЕНИК.
 - Александр Сергеевич, пожелайте нам что-нибудь на прощание.

   ПУШКИН.
                Во глубине учебных руд
                Храните гордое терпенье.
                Не пропадёт ваш тяжкий труд
                И дум высокое стремленье!

  Под бурные аплодисменты зрителей и мелодию свиридовского вальса Пушкин и Музы покидают зал.