Глава 063. Сибелиус. Третья симфония

Валентин Великий
Ян Сибелиус
Симфония №3 до-мажор
Аделаидский симфонический оркестр
Арво Вольмер (дирижер)

balaklava: Если две предыдущие симфонии Сибелиуса написаны в стиле «Чайковский и Ко», то Третья — это Сибелиус в чистом виде. Этническая составляющая этого шедевра достигает здесь психоделических вершин.

aniratak: Самая интересная и необычная симфония у Сибелиуса — Четвертая. Ничего и близко похожего ни до, ни после нее никто так и не написал. Да и у самого Сибелиуса больше ничего подобного нет.

art15: Жаль, что в последние тридцать лет жизни Сибелиус ничего не писал. Вернее писал, но уже таких масштабных сочинений мы не увидели. А за двадцать лет до смерти вообще перестал писать.

alexshmurak: Он закончил писать в шестьдесят один год. Между тем, Бетховен прожил всего пятьдесят семь. Так что... Мне кажется, вполне достаточно натворил! Я вот слушаю сейчас Третью симфонию — одни маты на языке!
Между прочим, очень достойное решение. Вовремя уйти и десятки лет наслаждаться почетом и славой.

Mikhail_Kollontay: Кстати скажу, что мне вот шестьдесят, и возникают мысли, что становится оно картонным. Проверить можно только звучанием, пока решений не принимаю, но Чайковский в конце жаловался, что ощущает падение изобретательной способности. Все равно с Сибелиусом странновато.

alexshmurak: Разве?
Вот вспомните судьбы людей, которых в пятьдесят-шестьдесят лет объявляли гениями. Я почитал статью в Википедии. Именем Сибелиуса при жизни назвали все, что можно назвать. Фестивали Сибелиуса. В 1935 году, больше, чем за двадцать лет до смерти, американские радиослушатели проголосовали за Сибелиуса как за «любимого симфониста». По сути, даже не золотая клетка, а такое, знаете, усиленное накладывание бронзового костюма.

У Чайковского упала изобретательная способность в «Пиковой», «Щелкунчике» и Шестой симфонии?! Кокетство.

Mikhail_Kollontay: Не кокетство, мне кажется. Он, скажем, начал писать такие длиннейшие и уже вполне репетативные цепи повторов, что сам себе не поверил. Вы вспомните, как растет елка в «Щелкунчике», и сколько там звеньев восходящей секвенции, сто, наверное. Или «Конфитюренбург», сколько раз в начале там ми мажорная восходящая гамма у дерева. Приближался XX век, но он-то этого не знал, поэтому ужасался механизации, которая вдруг полезла в его музыку. Я так понимаю. Причем это во всем подряд в последних опусах, Ратгауз, ор.72 тоже.

alexshmurak: Ну так назовем вещи своими именами: Петр Ильич предвидел, предвосхищал и боялся этого. Это не падение изобретательности, это боязнь новой изобретательности.

Mikhail_Kollontay: Трудно чувствовать себя идиотом бывает, это да. Когда вокруг ужимки модернизма, а Чайковский еще их прошел в «Детском альбоме», заранее.

Интересно другое: Ю. Холопов считал Сибелиуса самым плохим композитором в мире! Было такое время, люди так мыслили почему-то в его отношении.
 
alexshmurak: Вот это поразительно, но только с сегодняшнего дня если смотреть. Сегодня Сибелиус воспринимается самой, что ни есть, адекватной музыкой. Для меня так уж точно так.

Mikhail_Kollontay: Но Вы опять-таки посмотрите на контекст, было ли вокруг тогда что-то рифмующееся? Ну, Яначек, но он забурлил попозже. Прочее совсем другое, хотя многого не знаю, может, и есть что. То есть я к вопросу о Чайковском.

alexshmurak: Я понимаю, о чем Вы, но это же не помешало сумасшедшей славе и популярности Сибелиуса. Да и поздний Яначек тоже был очень успешным композитором. О Чайковском даже и говорить неудобно. Получается, несмотря, а может быть, даже, и благодаря контексту эти композиторы пришли к успеху.

Mikhail_Kollontay: Успех, да, но не в головах музыкантов определенной эпохи. Яначека у нас вообще не переваривали, практически не ставили. Может быть, у такого уровня авторов есть разные слои: один употребляется сегодня, другие слои — потом.