Саптабханги от русского бездомного Егоровича

У-Вей Гоби
Я встретил его на прошлой неделе, когда выносил мусор. Раньше я его никогда не видел. Я поздоровался с ним, он мне ответил. С этого дня мы стали не только здороваться, но еще переживать какую-то радость при встрече друг с другом.
 Не могу это как-то рационально объяснить. Почему  с одним человеком, общаясь   многие годы,  не выстраиваешь  близкие отношения, а главное в этом не возникает  потребность, а  с другим  от нескольких встреч, возникает какая-то глубокая симпатия и ощущение глубокого родства?..
Он представился Егоровичем. Не знаю, сколько ему лет? Могу предполагать, судя по его окладистой белой бороде и седым волосам на голове, что ему было за семьдесят.
Поселился он в заброшенной даче, недалеко от нашего дома. Я даже не знаю, получал или он пенсию. Вообще на что он жил для меня осталось тайной.
Как-то прогуливаясь с ним по лесу, Егорович вдруг резко сменил тему нашего разговора о лечебных свойствах лесных трав:
- Как ты думаешь, для чего я здесь оказался?
В ответ я только пожал плечами, показывая этим, что я не знаю и как-то мне это не интересно. Сколько я уже слышал о "несчастных судьбах" в которых повинны то корыстолюбивые жены, то предатели страны... Или по собственной глупости...
Между тем Егорович продолжил:- Я нахожусь здесь исключительно из-за тебя!
Я засмеялся и услышал. что мой смех совсем выражал не радость, а наоборот страх.
-Если точнее мне нужен собеседник, общение с которым поможет мне лучше сформулировать основные постулаты Саптабханги.
Я несколько раз попросил повторить это слово, а затем спросил, что это такое?
Вместо ответа, он спросил: - Сколько тебе лет?
-Пятьдесят два, - ответил я.
- И до сих пор ты ничего не слышал о Саптабханги? - сказав это Егорович, громко рассмеялся. Он явно был доволен собственной шутке.
После этого он мне разъяснил, что это семичастная логическая система джнайнов, некое вероучение, которое до сих пор находит своих последователей в основном на северо-востоке Индии. Своих учителей, татхагаров, тех, кто проводит через Океан, последователи  некоторым из них давали титул "кевали", что означает "всезнающий"
-Нам кажется сейчас это невозможным, чтобы кто-то мог знать "Всё!"?- риторически спросил Егорович.
И сам же ответил:-Вероятно у них были совершенно другое понимание того, что мы называем этим термином.  Само название вероучение "джайны" переводится, как "победитель". Имеется в виду победитель самого себя или своей земной природы.
-Ты мог бы спросить меня: "А  чем интересны для нас джнайны? Именно, что через них человечеству была подарена семичастная логическая система Саптабханги.
"Как известно, что полезно "русскому", то смертельно для "немца". То есть всякие знания, даже относящиеся к гуманитарной сфере определены географическим положение, тем пространством, в котором народ смог сформулировать ту или иную идею. А потому ,-думал я,- за чем мне слушать. что-то, что принято у джнайнов.
Сразу скажу, что Егорович довольно деликатно, очень дозировано рассказывал об этой системе. Я спросил у него, как ему лично помогла эта система?
Егорович на меня так посмотрел так, что мне стало неловко, будто бы я затронул нечто, очень сокровенное.
Я тогда, сказал, что если он не считает меня достойным, то может не отвечать на мой вопрос, который я признаю  не только не деликатным, но в определенном смысле глупым. Во всяком случае, глупее, чем, если бы я спросил владельца автомобиля, чем он смог помочь себе этим приобретением?
-Да, - ответил, через большую паузу Егорович, - ответить на этот вопрос сложно, но если всё же попытаться это сделать, то я бы сказал, что эта система спасла не только мою жизнь. но и жизнь нескольких моих знакомых... И я полагаю способно спасти всё человечество.  Только, конечно ты в это неспособен сейчас поверить.
-Представь себе, - продолжил Егорович, что ты всю жизнь привык ездить в телеге, запряженной лошадью. И вдруг ты узнаешь, что за тобой началась погоня. Что твои потенциальные противники имеют гораздо более скоростной вид транспорта, и у тебя нет никакого шанса от них спастись. Ты обречен. Но ты думаешь: "Да ладно, я не боюсь расстаться с жизнью, я кое-что уже пережил.  Но у тебя есть дети..." И они сидят с тобой в одной телеге. И твое нежелание развиваться ставит под сомнение их будущее... Вот тогда  ты получаешь шанс преодолеть свои представления о себе ...
-Ты можешь усомниться в моих словах, так как можешь меня считать, по тому как я живу , неудачником. Но, ты судишь лишь поверхностно, ты даже не можешь догадываться, какими богатствами я располагаю? Я знаю нечто, что по своей стоимости намного превышает стоимость самого высокотехнологического космического корабля.  Ты можешь спросить меня: - "что я тогда тут делаю, здесь с таким богатством?"
В Настоящее время это место самое подходящее для моего внутреннего завершения земной жизни и я уже сказал, что мне нужен был собеседник, которого я нашел в твоем лице, чтобы более ясно осознать глубинную сущность Саптабханги, её космическое содержание.
В тот день Егорович более обстоятельно рассказал мне о Саптабханги - семичастной логической  системе  джнайнов. Не берусь утверждать, что записанное мною. является документальным изложением его слов. Скажу только, что я старался.
-"Еще раз о семичастной логической системе Джнайнов, которой насчитывается более двух тысяч лет. Её называют Саптабханги.
Когда я впервые познакомился с этой системой, я вдруг осознал, что мы все до сих пор живем в "рабовладельческом" строе. И неважно жили ли мы при социализме или при капитализме. Знаете почему? Потому, что нас  научили думать лишь в пределах бинарной или двоичной логической системы, которая сводится к выбору между двумя показателями: "хорошо - плохо".
Люди, которые живут в такой системе, всегда предсказуемы и легко поддаются манипулированию.
Это как раз уровень низшего социального положения, по сути это люмпены, рабы или шудры, самая низшая каста в Индии.
 Даже, если у вас будет большой стартовый капитал, но вы не выйдите из бинарной логической системы, то скорее всего вы закончите свою карьеру банкротством, либо психиатрической лечебницей.
Я не собираюсь вам это последовательно доказывать, но так же не хочу, чтобы вы мне слепо верили. со временем у вас будет возможность проверить всё самим.
Для начала просто давайте пошагово разберем семичастную логическую систему джнайнов - Саптабханги.
Когда я познакомился с этой системой, то у меня сразу же возник образ высшей цивилизации, которая на тысячи лет опередило нашу человеческую.
Почему я решил поделиться своими знаниями именно сейчас? Наступает эра нейросетей.
Что обычный человек может противопоставить  Искусственному Интеллекту? По большому  счёту ничего, а значит, он не может использовать его функции, как равный партнер, а значит, в конце концов окажется под его подчинением.
В этом отношении Саптабханги может сохранить равный приоритет человека с нейросетью еще на долгие годы, но для этого надо не просто что-то слышать о ней, но еще и овладеть ею в совершенстве…
Он предложил мне расслабиться выпить травяного чая. И относиться к его словам в двойственном состоянии, что это очень важно и одновременно неважно.
Я спросил у него, как такое возможно?
-Ты просто попробуй, - лаконично ответил Егорович.
В самом деле, это оказалось совсем несложно, чем я прежде предполагал.
Я предельно внимательно слушал его и одновременно удивлялся, что могу слушать песню соловья, который обосновался рядом с его лачугой.
Когда я сказал ему об этом.
Егорович сказал: "Чему ты удивляешься, как раз благодаря песни соловья тебе становится легкодоступным то, что без этой песни маленькой птички для тебя бы этот материал  просто был бы  недоступен для твоего разумения...
Егорович предложил мне пройти в его лачугу для продолжения беседы.
- Семичастная система Саптабханги показывает наглядно, что 97,6% людей активно используют  лишь два первых уровня.
После этих слов, Егорович пристально посмотрел на меня. Сделал паузу, а потом продолжил:
- Сейчас вы это поймете сами.
1-й уровень: "Это так" Когда вы слышите любое утверждение, помните это всего первый уровень. Даже, если он будет звучать от "ученых", "пасторов", "коучеров"...
2-й уровень: - "Это не так" Когда вы слышите любое отрицание, какого либо утверждения.
  после этих слов Егоровича, мне стала понятна , выдержанная перед этим продолжительная пауза и  его пристальный взгляд. Он как бы просил меня протестировать себя самого, на каком уровне мышления я чаще всего нахожу себе  "комфортное состояние".
Между тем. Егорович продолжал говорить, иногда делая глотки  из своей большой кружки травяного чая.
-Согласитесь, что в большинстве случаев мы так и живем: мы либо что-то безоговорочно принимаем, не удосуживаясь над этим поразмыслить, либо, так же не поразмыслив. во всяком случае глубоко, отрицаем. А часто и вовсе говорим просто: "Мне это нравится, а это не нравится"
3-й уровень: Это неопределенно. Когда мы сталкиваемся с одинаково весомыми аргументами противоречивыми по выводам, которые можно из них вывести. Мы не можем вынести какого-то определенного суждения. Замечу, что это стадия возможна, только при условии, что вы пошли на скрупулёзное исследование какого-либо феномена, а не ограничились лишь своим или чужим мнением.
4-й уровень: " Это так с одной стороны и не так с другой стороны».  Часто нас спрашивают: - Он хороший человек? Можно было бы ответить про конкретного человека: "Он глупый с одной стороны, но мужественный с другой стороны. Он часто проявляет жадность по отношению к чужим людям, но близкие ему люди считают его очень щедрым. В этом контексте 4-й уровень похож на "синтез" в диалектической логике Г. Гегеля, логическое суждение, которое вобрало в себя два противоречия: тезис ("да, это так" и антитезис - "нет, это не так")
5-й уровень идет еще дальше этого логического заключения достигнутого на 4-м уровне и звучит он следующим образом: "Да это так, но с другой стороны это неопределенно"
Только представьте себе, что вы через анализ пришли к суждению, которое вбирает в себя противоречия, но при этом прекращаете своего исследования и наблюдаете, сто не все данные вписываются в ваши "безупречные суждения"
6-й уровень еще круче, так как на этом уровне находится нечто в исследуемом объекте или явлении, что отрицает даже то, что было "синтезом противоречий" и звучит "Это не так, но с другой стороны это неопределенно" Только вникнете господа в это отрицание. Если у вас еще не захватило дух от этой высоты такого мышления, то вы еще извините, ничего не поняли и тогда лучше вам спустится на несколько положений назад и начать подъем сначала…
7-й уровень самый высший, но я предполагаю, что он является предпосылкой для пробуждения в человеческом сознании Праджняпарамитру, говоря по-русски Великую Мудрость или интуицию.
Седьмой уровень звучит на первый взгляд довольно банально: "Это так с одной стороны и не так с другой стороны, но с третьей стороны это неопределенно"
Внесу небольшие пояснения. В этом положении под "так" и "не так" подразумеваются не положения первых двух ступеней, а пятой и шестой…
Если вы еще не задыхаетесь от набранной высоты, скорее всего  вы просто ничего не поняли, но в этом ничего страшного нет.
- Седьмой уровень, для меня самого, - продолжил Егорович, похож на положение альпиниста, который оказался на пике вершины и вдруг, началась сильная буря. Именно на этой высоте мышления ты осознаешь предел всякому мышлению, что для дальнейшего постижения Истины тебе надо сделать прыжок в пропасть…
Следующее продолжение о Саптабханги была через неделю, когда я зашел к нему в гости и признался, что ничего не понимаю в этой системе. Точнее вопрос даже не в системе, а вообще, в принципе, зачем нам это система мышления?
Егорович посмотрел на меня так, словно бы увидел перед собой неразумное существо или  несмышленого юношу, которому придется объяснять "элементарное" с самого начала… Громко вздохнул, о чем-то подумал и начал свой разговор глядя, куда-то в небо или на вершину большой сосны:
- Ничего удивительного в твоей реакции на эти знания нет. Я бы махнул на твое непонимание рукой и никогда больше об этом с тобой не разговаривал, если бы я не был похож на тебя.
Знаешь, почему большинство людей не смогли раскрыть свой  огромный потенциал в своей жизни?- внезапно Егорович сменил тему нашего разговора о Саптабханги.
И не дожидаясь от меня ответа сам же ответил:
- Большинство людей полагают, что их жизнь принадлежит только им, а потому они вправе решать, как им жить. Им даже в голову не может прийти  мысль, что от их образа жизни зависит срок существования  целой человеческой цивилизации в далеком будущем…
- По твоему взгляду,- сказал мне Егорович, продолжая глядеть куда-то вверх,-ты в моем утверждении сомневаешься.
Мне стало интересно, что он там рассматривает, но я не хотел прерывать его мысли.
- Между тем, Егорович продолжил:
- вы ведь, как мне кажется по первому образованию эколог?
В ответ я кивнул головой.
-Тогда представьте, - продолжил Егорович,- что какой-то биологический вид не захотел оставить своего потомства.
-Да, но людей-то много, возразил я против такого сравнения. Умрет один, продолжит дело другой.
Егорович перестал смотреть вверх, бросив на меня взгляд:  - это однообразие обманчиво. Поскольку люди настолько в своем субъективном пространстве различны друг от друга, как если бы относились к разным биологическим видам. И никто из людей не знает, какой "Субъективный вид"(по аналогии с биологической таксономической единицей" дальнейшая космическая эволюция выберет.
Поэтому чем разнообразнее субъективный человеческий материал, тем у человеческой расы больше шансов продолжить своё существование и наоборот... Вот почему тоталитарные режимы, где происходит жесткая селекция человеческого "материала" всегда оборачивается крахом этого режима...
Егорович опять стал смотреть куда-то вверх, продолжая:- я отклонился от нашей темы разговора о понимании значения в нашей жизни какой-то там логической системы джнайнов.
Я не удержался спросить Егоровича, что он там высматривает на небе или на макушке большой сосны?
Егорович, не глядя на меня ответил:
- Это такой прием, помогающий тебе и мне сосредоточиться на одной теме разговора.
Его ответ меня озадачил, но я не решился задавать больше вопросов.
-Представь себе, что ты со своего рождения жил в глубокой пещере, - продолжал Егорович. И вот однажды ты узнаешь о людях, которые набрались мужества и навсегда покинули пещеры. Естественно, в начале  ты сомневаешься, что это возможно, Потом, ты начинаешь думать, что если это так. то вероятно это люди какие-то особенные. Тебе даже в голову не придет, что эти люди отличаются от тебя только тем, что их знание о себе и об окружающем мире стал значительно больше твоего... И не имеет значения, похож этот народ на тебя внешне или не похож. Сведущая стадия твоего понимания, это изучить их способ жизни и возможно самому попробовать на себе их образ жизни.
Вот так же Саптабханги, можно сравнить с выходом нашего сознания из пещеры мышления, в котором оно пребывало и мыслило только в категории: свет-тьма. И всё…  Это и есть пещерное мышление. Конечно, это только аналогия. которые ты вправе не принять, за её грубую форму. И если это произойдет, то это означает, что ты плохой ученик, а я плохой учитель. И нам обоим предстоит вернуться в это бытие и начать всё сначала. Честно сказать мне бы этого не хотелось.
Продолжение нашей беседы  случилось, когда начались дожди, я не смог поехать на свою работу. Я решил проповедать Егоровича.
после ритуального приветствия, усадив меня на чурку перед маленьким оконцем в его домике, Егорович вышагивая из угла в угол начал разговор о Саптабханги.
 -Ты должен сделать одно допущение в своем мышлении, которое поможет тебе лучше понять эту систему логики. Ты должен поверить, что она была передана человечеству представителем другой, более высокого уровня развития цивилизацией.
А потому наше непонимание этой системы на первых порах закономерно.
Егорович внезапно смолк и уставился в окно. Но мне было видно, что он ушел в себя. После долгой паузы, Егорович продолжил:
-Признаюсь, что без помощи интенсивного обсуждения со своим другом этой системы я вряд ли бы приблизился к пониманию даже такого уровня, на котором сейчас нахожусь.
Но даже теперь,  вижу как резко изменилась моя жизнь… Столько идей  и открытий приходит ежедневно, а главное освобождаешься от тысячи нелепостей, которые тебе пытаются навязать другие люди...  Егорович поставил чайник на печку. Воспользовавшись паузой, я решил поговорить  ним о нейросети.
-На днях я познакомился с принципом работы известной нейросетью ChatGPT.
Я задал ей два вопроса и определил, что её уровень безусловно высокий, но всё же это еще уровень аспиранта, а не профессора.
Егорович внимательно меня слушал, попросил подробно рассказать о моих вопросах и ответах,ю которые дал ИИ.
А после разлив чай по кружкам продолжил с ним беседу о нейросетях .
-В чем сильная сторона любой нейросистемы? Она всегда без личностная, а потому она работает по принципу "энергетического-информационного поля" А теперь возьми мышление обычного человека. Он думает о себе. как о субъекте, как о единице. А единица, это противоположность состоянию поля, это точка в пространстве. Причем не просто точка, а жестко закрепленная в этом пространстве. Я сейчас имею в виду нашу ментальную карту, где прибывает наше субъективное "Я".
-Ты понимаешь, о чем я сейчас говорю?- спросил он меня. Мне показалось, что тут ничего непонятного для меня нет.
Но, я ошибался.
Егорович изложил целую теорию о смене человеческих цивилизаций, которая определялась главным образом от степени подвижности их мышления, а не числом армии или экологическими катастрофами. во всяком случае не только эти факторы определили историю того или иного народа, как пытаются нас убедить псевдоисторики. А на самом деле идеологические слуги господствующей власти...
Я хотел было ему возразить,  дескать, как вы можете об этом рассуждать? Ведь вы не историк. может у вас вообще нет университетского образования… Как вдруг, я увидел себя мальчиков, сидящим на большом троне. Судя по одежде и интерьеру, я был  или фараоном или наследником фараона. Я был окружен большим количеством людей, среди которых отличался особенно своей статью, а главное богатой одеждой. Это был главнокомандующий моей армией. Он сообщил. что сейчас наша армия находится в невыгодном для себя положении и необходимо срочно отступить при этом мы теряем несколько оазисов и великолепный религиозных комплекс.
-Как ты можешь такое предлагать.- кричу я на него юношеским фальцетом..
Потом следующая картинка перед глазами: тысячи убитых воинов. Среди которых ходит отряд вооруженных и добивают раненных.. И еще разоренный религиозный комплекс,
руины от когда-то величественных храмов. Самого я вижу в караване уходящий в глубину пустыни к своей погибели... Я вздрогнул.
Егорович или сделал вид, что просто  не обращал на меня внимания.
Из пустой пустыни мы двинулись горы, которые позже обратились в слова Егоровича...
-Я сейчас использую это определение, как метафору. ("Какое определение? - подумал про себя я. Вероятно, что-то я пропустил.)
 -Теперь посмотрим на обычного человека, на его способность делать умозаключения. Все выводы отдельно взятый человек выстраивает из своего очень ограниченного опыта, которые суживаются еще и личными пристрастиями и предпочтениями, которые он позаимствовал у своих родителей или людей, которые выбрал для себя судьбоносными маяками..
В нейросистеме нет понятия , "это не моё"! Все достижения человечества, которые вложили в неё, она воспринимает, как своё и благодаря встроенным в неё множеству алгоритмическим формулам, то что было не "своим" ИИ быстро делает "своим пространством"
Давайте посмотрим на человека с позиции семичастной логической системы.
Человек - это его "Я"? То есть его сущность определяется его "Я"? Сюда входит мировоззрение, целеполагание, руководствующие принципы или их отсутствие.
Человек - это не его "Я" В этом положении мы отрицаем наличие у кого-либо аутентичности. Мы легко видим, как сущность человека детерминирована, его генами, его социальным положением.
На третьем уровне мы подходим к пониманию, что в отношении человека мы не можем точно утверждать, есть ли в нем индивидуальное "Я" или нет.
На четвертом уровне, мы можем сказать, что с одной стороны это индивидуальное  "Я",  есть (во всяком случае,  у некоторых представителей человечества) с другой стороны, наличие индивидуального, что можно было бы определенно назвать "Я", это иллюзия и акт мифотворчества, который развился в эпоху раздробления общества на тех, кто имел власть и теми, кто был вынужден подчиниться…
На пятом уровне, мы утверждаем, что у некоторых людей действительно мы имеем дело с наличием подлинного "Я", но с другой стороны можно ли это "Я" назвать чем-то личным?
На шестом уровне, категорически отрицается наличие "Я" даже у самых ярких представителей человечества и обосновываем это, почему? Даже те, кто проявил свою индивидуальность наиболее ярко при  глубоком анализе выясниться, что даже  их индивидуальность несла на себе следы той эпохи, в которой они жили. При этом есть в чертах этих людей нечто , что даже это отрицание не может не способна нивелировать некоторые черты, которые кажется не могли бы предопределены ни генами, ни социальным положением, ни даже эпохой, то есть остается что-то неопределенное.
На седьмом уровне мы можем говорить о наличии в человеке "Я", но это не паспортные  или какие-то физические и эмоциональные данные. Правильнее сказать "И это тоже, но это еще не всё" Это с одной стороны, но с другой, этого "Я" не существует, человек ничем принципиально не отличается от других живых существ, свое отличительное положение он обосновал лишь, чтобы объяснить себе на рациональном уровне антигуманное отношение по отношение к другим живым существам.
Но с третьей стороны  есть некоторые проявления человеческой природы, которые мы не замечаем у представителей других форм жизни...
-Ну на сегодня о Саптабханги хватит, - улыбнулся Егорович,- а то чай придется снова разогревать, а это значит уменьшить силу  лечебных свойств травяных чаев.
Я заметил, что Егорович никогда не пользовался "магазинами" чаями...