Глазами ошалевшего туриста

Рада Войцеховская
По прошествии почти месяца в басурмании могу определённо сказать, что Остап Бендер не мог быть никем иным, кроме как турецкоподданным. На поверхности местного коллективного сознания толстым коричневым слоем пенится и попахивает основной принцип работы теневых договоров: «Всё, что осталось не оговорённым, впоследствии будет использовано против плательщика». По сути это те самые презумпции Гильдии BAR, лежащие в основе Римского права.

Я ни в коем случае не утверждаю, что все бизнесмены в Турции – мошенники. Есть среди них честные люди. Но эгрегориальный менталитет не пропьёшь, и буквально вчера вечером один турок, живущий по принцпу: “Летом у меня каникулы, а зимой я отдыхаю”, пояснил, почему у него бизнес не в Турции, а в Новой Зеландии.

- Понимаешь, - сказал он, - турки – очень отзывчивые и хорошие люди, но только до тех пор, пока речь не заходит о деньгах. Как только возникают денежные отношения, они становятся совершенно другими, их будто подменяют. Они становятся сволочами. Поэтому я никогда не буду вести здесь бизнес.

Он подтвердил догадку, что местный менталитет - это не моё индивидуальное “турецкое везение”, а общая тенденция, признаваемая всеми честными местными жителями.

Здесь “деньги портят отношения”. Например, если вы в ночи стоите на остановке и безнадёжно ждёте последнего автобуса, но, как оказывается, не на той дороге, остановившийся мотоциклист предложит подвезти и даже по рыцарски отдаст вам свой шлем, но не дай бог вам спросить в конце пути, должны ли вы ему денег. Если спросите, останетесь должны за раздолбанный мотобайк, как за такси, если не спросите – расстанетесь друзьями.

Эту мгновенную смену масок я наблюдала первый раз, когда меня предложили подбросить с ночной дороги двое молодых людей на транспортном средстве, похожем на железное корыто на колёсах. Впереди “средства” был прилеплен мотоцикл, сзади – металлический кузов площадью метр на метр с неглубокими бортами и откидной скамейкой. Километра два с половиной я тряслась, подпрыгивая на каждой кочке и глядя на убегающую вдаль ночную дорогу, как пулемётчик тачанки - задом наперёд.

Меня довезли до половины пути. И когда я имела неосторожность спросить, сколько должна за поездку, водителя словно подменили: “Двести лир”, - ответил он. Я мысленно умножила сумму на четыре и спросила, не шутка ли это? Он отрицательно ухмыльнулся. Я отдала полтиник и пообещала себе больше не задавать занятым людям глупых вопросов.

В следующий раз я позволила другому водителю почувствовать себя спасителем, и теперь он мне должен.

Наиболее осторожным надо быть при выборе жилья и соглашениях о нём, оговаривая каждую мельчайшую мелочь, которая может показаться вам само собой разумеющимся пустяком, и фиксируя её на бумаге или иным образом.

Торговаться можно и нужно, особенно в крупных суммах, а не на рынке. Но имейте в виду, что всё может оказаться не так, как вам говорят. И уверения хозяина жилья, что это совершенно тихое место с негромкой музыкой из прибрежных кафе по вечерам, окажется культовым местом для проведения свадебных церемоний, причём в летний сезон – чуть ли не каждый вечер трёх одновременно. А что такое свадьбы в Турции, словами описать невозможно.

Для этого торжества используют колонки, которым позавидует «Manowar», врубают их на полную мощность и пытаются перекричать конкурентов за забором. В результате получается какофония, ничем не похожая на марш Мендельсона, от которой закладывает уши жителям окрестных домов.

На вопрос хозяину, почему он не предупредил о свадебных празднованиях, он ответит: “Но я же предупреждал вас о вечеринках и музыке с берега!”

- Но вы не говорили, что это свадебные вечеринки.

- Но это же только в конце недели и иногда в середине.

- Но это больше половины вечеров.

- Да, но ваши друзья знали о вечеринках.

- Но они не знали, что это свадебные вечеринки, и что они такие громкие.

- Но я вас предупреждал о музыке с берега… - и так до бесконечности.

И далее: “Если вы отсюда съедете, предоплату я вам не верну, а за прожитые здесь дни вы заплатите по двойному тарифу. То, что вашей подписи нет на контракте… - ах, вот вы как заговорили! Если пойдёте в полицию, я вам денег вообще не отдам. Идите, куда хотите.”

Формально “бизнесмен” прав, он “предупреждал о музыке”, но по факту обманул. Все местные понятливо кивают головой и цокают языками, когда речь заходит о свадебном салоне и веченинках в конце пляжа Чалыш. Но доказать факт обмана невозможно, особенно хозяину жилья.

Я спросила другого хозяина апартаментов, почему турки так необязательно относятся к договорам, и он ответил примерно следующее: “Мы предпочитаем быть свободными в своих договорённостях и не связывать себя обязательствами”.

Прекрасная ссылка на свободу воли, но с одной оговоркой – опоненту такого же выбора не предоставляют. Чаще всего плательщика ставят перед фактом внезапно образовавшихся долгов в конце расчётного периода. И тогда оказывается, что помимо жилья он должен за уборку помещения (в 4 раза дороже средней по городу), за коммунальные услуги, за двухчасовой оверстэй (половину суточной цены), за что-нибудь ещё (придумайте сами) и всё это задним числом будет удержано из депозита.

Так что ни о какой свободе для клиента речи не идёт, и весь этот базар сильно напоминает мне работу с тонкоплановыми договорами. Мало того, что договоры возникают на планах, о которых душа в воплощении не помнит или вообще не знает, но сами соглашения изобилуют т.н. презумпциями, при которых если человек не отказался от того, о чём не знал, это считается согласием по умолчанию, ибо незнание не освобождает от ответсвенности.

Однако на Земле информация о презумпциях Римского права для широкой публики не афишируется, а Римское право – это калька с тонкоплановых системных договоров.

Поэтому разрывать финальные тонкоплановые договоры и оттачивать мастерство взаимодействия с системой можно в Турции. Если рискнёте.

Об однозначно хорошем в Турции – в следующем посте.

@Aleforion