Второе пришествие

Михаил Карусаттва
Из цикла "Рассказы в стиле Дзен"

Эпиграф

Буддийский анекдот:

К католическому священнику явился некий мужчина и говорит: “Я Иисус Христос. Это моё второе пришествие”.

Священник не поверил.

Иисус изумлённо спросил: “Странно, ты веришь в Евангелие, веришь во второе пришествие, но не узнаешь меня при жизни?”

Священник: “Подождите, я должен позвонить в Ватикан, посоветоваться с Папой”.

Священник по телефону Папе: “Ко мне пришел Иисус, что мне делать?”

Папа: “Какого чёрта вы беспокоите меня по всяким пустякам?! Вы что, сами не знаете, что делать?! Во-первых - нужно вызывать полицию. Во-вторых - сослаться на занятость”.

1

И только было все немного успокоились, как в помещении вновь выключился свет. И вновь поднялся шум, гам, крики, визги...

- Пожалуйста, успокойтесь! - вновь раздался голос мужчины, внушающего доверие. И через мгновение свет снова включился.

Присутствующие испуганно рассматривали друг друга, словно в поисках либо виновного в произошедшем, либо того, кто их спасёт.

- Успокойтесь! - снова сказал уверенный в себе мужчина. - Лучше давайте подумаем, где мы находимся.

- Где-где!.. - нервно сказал молодой паникёр. - В глубокой... беде!

- Вот только без паники! - сказал уверенный. - По правде - у нас не так много вариантов.

- Мне кажется... - заговорила женщина, выглядевшая чрезвычайно набожной, так как постоянно крестилась от каждого шороха, - что мы в каком-то потустороннем мире...

- Не говорите глупости! - перебил её мужчина в костюме, похожий на политика. - Ещё скажите - в аду!

- Как знать, как знать... - пролепетал священник.

- Ну совершенно же ясно, - заявил мужчина в костюме, - что мы в бункере!

- Похоже на то, - сказал уверенный. - Но в таком случае, почему никто из нас не помнит, как здесь оказался? И вообще, хоть кто-нибудь помнит, что вообще произошло?

- Я помню только вспышку света, - сказала девушка с ребёнком на руках.

- Неужели атомная война?! Неужели русские?! - проскулил паникёр.

- Если бы это была атомная вспышка, - сказал уверенный, - вряд ли кто-то из нас успел бы добраться до бункера. Добраться до бункера можно успеть только в случае экстренного предупреждения.

- Я ничего такого не помню, - сказал старик на инвалидной коляске, - хотя и смотрю телевизор постоянно.

- Тогда остаётся только одно, - сказал мужчина, склонный к иронии, - нас похитили пришельцы.

В помещении раздалось несколько смешков на грани отчаяния.

- И всё же странно, - сказал старик, - что никто ничего не помнит.

- Да, странно, - подтвердил уверенный.

- А как насчёт заговора правительства? - сказал ироничный. - Вы не допускаете, что все мы - участники какого-то эксперимента?

- Ну это вы триллеров насмотрелись, - сказал мужчина в костюме. - Лично я не вижу ничего сверхъестественного в том, что никто ничего не помнит. Может быть... - он задумался, - это результат воздействия какого-то химического оружия?

- А вот это интересная мысль, - сказал уверенный.

- Значит, всё-таки русские... - обречённо вздохнув, сказал паникёр.

- Ну почему же сразу русские? - спросил ироничный. - Северных корейцев, например, вы совсем сбрасываете со счетов? Или, там, китайцев?

- Северные корейцы, - сказал мужчина в костюме, - не так сильны, чтобы напасть на нас в одиночку. У них нет поддержки в мире. И они не стали бы так рисковать. Китайцы - да. Но, опять же, при поддержке тех же русских. Мировые войны, знаете ли, никто не затевает в одиночку.

- Давайте не будем делать скоропалительных выводов, - сказал уверенный. - Не лучше бы нам осмотреться и понять, есть ли отсюда какой-нибудь выход?

- Ну-ну... осмотритесь... - еле слышно съязвил священник.

Стены помещения действительно напоминали некий бункер: они были сделаны из бетонных блоков, скреплённых стальными пластинами. Но было и то, что для бункеров не типично: стены были очень высокими, настолько высокими, что разглядеть, где они заканчиваются, не представлялось возможным. Они буквально терялись во мраке. Лампы же на стенах были довольно тусклыми и освещали лишь ограниченное пространство. С другой стороны - высота стен позволяла думать, что это некий грузовой трюм судна. Но трюм не может быть бетонным. Да и где потолок этого трюма? И если бы это было судно, тогда присутствующие ощущали бы качку. Но таковой не наблюдалось. Были также предположения, что это помещение не расположено под землёй, где обычно размещают бункеры, а надземное строение, которое изначально предназначено не для содержания в нём людей, а, быть может, для какой-то крупной техники. И что присутствующие оказались в нём по стечению неизвестных пока обстоятельств. В общем, рассуждений было много, однако большинство почти едингогласно сходилось во мнении, что место это мрачное и желательно покинуть его как можно скорее.

Впрочем, были и те, кто это мнение не разделял.

- С чего вы вдруг решили, - заявил тощий мужчина в очках, похожий на профессора, - что покинуть это место как можно скорее - это хорошая идея? А если вне этих стен - экологическая катастрофа?! В таком случае здесь - самое безопасное место.

- Но здесь ведь нет никаких запасов продовольствия! Нет воды!.. - заныл паникёр.

- Ну это пока неизвестно, - сказал ироничный. - Мы ведь ещё не всё пространство исследовали.

- Вы оба правы, - сказал уверенный. - Мы не будем торопиться, но и...

Здесь его резко перебила девушка с ребёнком:

- Что значит, не будем торопиться?! Вы что же хотите, чтобы и женщины, и дети здесь умерли от голода и обезвоживания?!

- Я не это имел в виду, - сказал уверенный и молча пошагал к противоположной стене, на которой ироничный и мужчина в костюме обнаружили торчащие металлические арматурины, похожие на остатки лестницы.

- Я думаю, - сказал мужчина в костюме, обратившись к подошедшему уверенному, - что здесь мы можем попробовать подняться, если найдём хоть какое-нибудь подобие верёвки.

- У меня есть верёвка! - вдруг крикнул старик в инвалидной коляске. - Я всегда в коляске имею при себе верёвку на случай торнадо, чтобы привязать себя к дереву, или ещё чему статичному. Я из Техаса. Это просто привычка. Правда, верёвка всего лишь два метра длиной.

Уверенный и мужчина в костюме переглянулись.

- Этого может хватить, - сказал уверенный, - если разрезать верёвку на четыре части, и каждую использовать как ступень, перевязывая их выше по мере подъёма.

- Звучит, как желание покончить с собой, - сказал ироничный.

- Ну, в конце концов, - констатировал мужчина в костюме, - и желание остаться здесь звучит самоубийственно.

Путём дальнейшего совещания мужчины пришли к решению, что правильнее будет использовать лишь три ступени, а оставшиеся пол метра верёвки использовать как страховку, перевязывая её, как это делают альпинисты.

И уже через несколько минут присутствующие со страхом и надеждой наблюдали, как уверенный, кряхтя и матерясь, и подсвечивая себе путь фонариком мобильного телефона, медленно продвигался вверх.

Скоро он скрылся в той области, до которой уже не доходил свет ламп, и был видим только свет его фонарика, походящий теперь на восходящую звезду.

- Вот срань господня! - вдруг раздалось сверху.

- Что?! Что там?! - закричали в ответ снизу.

- Эти - мать их - грёбаные железки закончились! Больше не к чему привязываться!

- А потолок виден?! - спросил мужчина в костюме.

- Нет! - ответил уверенный. - Телефон уже садится! Выше - только мрак!

- О, Господи Иисусе! - взмолилась набожная. - Прости нас, грешных!

И ей в такт завопили другие женщины, а за ними - и дети.

2

- Пожалуйста, сохраняйте спокойствие! - проговорил уверенный, спустившись.

Но его уже никто не слушал. Кто-то откровенно рыдал. Другие спорили, яростно перебивая друг друга.

И в этот момент на ноги поднялся священник и громко заявил:

- Ваше единственное спасение - в покаянии! Покайтесь в грехах ваших, и да пребудет с вами Царствие Небесное!

И поползли люди, аки черви, к ногам священника, с просьбами и мольбами об отпущении грехов их Земных.

- Дождался своего звёздного часа, святоша, - сквозь зубы сказал ироничный.

- Ну, дык, - согласился с ним научный, - их там, в семинарии, небось, так ещё дрессируют психологическим приёмам.

- Оставьте их, - сказал уверенный. - В конце концов - в нашей стране свобода вероисповедания. Предлагаю тем, кто всё ещё надеется на свои силы, а не только уповает на бога, объединиться в поисках других возможностей выбраться отсюда.

Среди тех, кто всё ещё надеялся на свои силы, были: мужчина в костюме, научный, ироничный, девушка с ребёнком, старик-инвалид, студент, и ещё несколько человек.

Уверовавших же в спасительность покаяния было значительно меньше, в частности: набожная, паникёр, какой-то клерк, и ещё несколько человек, преимущественно женщины.

Из воздержавшихся был лишь один человек - грязный бородатый бродяга, спавший в углу.

Первая группа принялась за поиски выхода. Вторая... впрочем, тоже - за поиски выхода, только в понимании духовном. В общем, как это и принято в любом обществе, каждый просто занялся неким делом, лишь бы ум был отвлечён от фатальных мыслей.

Когда же первая группа в отчаянии пыталась сдвинуть с места бетонную плиту, которая, по их мнению, загораживала проход, к ним подошёл священник со словами:

- Разве вы не понимаете, что все ваши попытки - это стремление спасти ваше грешное существование? Не пора ли задуматься о спасении души?

- Это, святой отец, - ответил уверенный, вытирая пот со лба, - если верить, что душа есть.

- Она есть, - сказал священник, - не зависимо от того, верите ли вы в это, или нет.

- Мне этого убеждения не достаточно.

- А вы обратитесь к священному писанию. Там всё подробно описано.

На что уверенный ответил:

- Я обещаю вам обратиться к священному писанию, если вы закатаете рукава и поможете нам сдвинуть эту плиту.

- Ваши обещания не имеют значения, - сказал священник, теребя пальцами золотой крест на своей шее. - Но не потому, что я им не верю. Я охотно поверю, что вы обратитесь к слову божьему, когда всё закончится. Но вера не в этом. Большинство людей полагают, что бог должен сначала доказать им своё существование, и лишь тогда они поверят. Но сначала человек должен сам открыться богу, и тогда он узрит его всем сердцем.

Уверенный ничего не ответил, повернулся к своим - если так можно выразиться - единомышленникам, и сказал: - Ну что, попробуем ещё раз?

- Ага! - ответил ироничный. - С божьей помощью!

Священник усмехнулся и пошагал к своей - если так уместно сказать в данной ситуации - пастве.

3

Попытка сдвинуть плиту не увенчалась успехом, как и ещё несколько других попыток обнаружить выход, и уверенный как лидер начал терять доверие людей.

И этим не преминул воспользоваться священник. Он встал во весь рост и громогласно начал свою речь:

- Всё свершается! Все пророчества свершаются! И осталось совсем немного до второго пришествия господа нашего Иисуса Христа! В чём пророчества, вы спросите? А я вам отвечу. Во-первых, как говорил Иисус, это чрезвычайное распространение лжепророков. Сами помяните: сегодня в интернете пророчествуют все, кому не лень. И каждый считает себя умнее других. Но пророчества их не в истине, а в желание наживы на чувствах верующих. Все эти Эдхарты, Оши, Гурджиевы... - всё это лжепророки, заполонившие нашу планету. И это один из главных признаков второго пришествия.

Во-вторых, - и об этом также говорили Иисус и апостолы, - это глобальные изменения космического масштаба: помрачения солнца, луны и звёзд. И помрачения эти настолько кошмарны, что наш ум отказывается их понимать, и именно поэтому мы не можем вспомнить того, что произошло.

В третьих, - и я считаю, что это самый важный признак, - это то, что Иисус сказал о вере апостольской. Что для апостолов, то есть людей верующих, это событие будет настолько очевидным, что они не усомнятся в нём ни на мгновение. Это самое важное! Только истинно верующий не усомнится! А сегодня - что не есть апостольство, как не Церковь наша, всепрощающая, всеприемлющая и всепонимающая? И я, как истинный представитель этой Церкви, единственно праведной Церкви на Земле, со всей ответственностью, со всей верой заявляю вам, что второе пришествие господа нашего Иисуса Христа, именуемое в писании апокалипсисом, да придёт! Молитесь богу! Молитесь, грешники! И да пребудет с вами Царствие Небесное! - так закончил священник.

И зарыдали женщины! И поползли люди к ногам глашатая. И целовали руки его! И вот уже мужчина в костюме стоял на коленях перед священником и покрывал себя крестами. И вот ироничный вместе со студентом нашли какие-то две старые доски, соорудили из них крест, водрузили его на коляску старика, и начали катать по кругу вслед за идущим впереди священником, громко читающим молитвы, и вся толпа верующих следовала за этим крестным ходом.

- Веруйте, сыны Христовы, сыны апостольские, - вещал священник, - что не вы единые сегодня ходите по кругу с крестом, но весь мир христианский вместе с вами ходит! И весь мир с вами молится!

4

И смотрел уверенный на всё это - по его мнению - торжество безумия, и не мог решить, что ему делать: то ли присоединиться к действу, то ли остаться в стороне. И любое из решений казалось ему безумным.

И вдруг за его спиной раздался голос:

- Ну а ты почему не участвуешь в этих плясках?

Уверенный обернулся и увидел грязного бездомного, который стоял и улыбался своим редкозубым ртом.

- А ты почему? - спросил уверенный.

- Ну... Просто... Я помню...

- Помнишь что? - спросил уверенный.

- Помню всё, - сказал бездомный. - Всё, что произошло - всё помню.

- Да хорош заливать! - сказал уверенный. - Тут люди и в трезвом то рассудке не помнят. А чтобы ты, пьянчуга, запомнил! Не заливай!

- Это ты их называешь людьми в трезвом рассудке? - спросил бездомный, указывая на оголтелую толпу.

- М-да! - скривив рот, произнёс уверенный. - И что же ты помнишь?

- Я помню, как накануне произошедшего я грелся в КПЗ у гостеприимных копов и краем уха расслышал новость из телевизора, работающего в дежурке. Ведущая новостей сказала, что через несколько дней мимо Земли пролетит комета. И что такое событие происходит не чаще, чем один раз в несколько столетий. На самом деле она пролетит очень далеко, но видно её будет невооружённым глазом.

Я тогда не придал особенного значения этой новости и, помню, подумал, что нам, бомжам облачного Огайо, как всегда не повезёт лицезреть такое явление.

И вот, спустя несколько дней, я, как обычно по утрам, сидел на лужайке в парке и медитировал. Помню, что тогда я никак не мог сосредоточиться на каком-либо объекте, чтобы мои мысли не беспокоили меня. Мой ум блуждал в поисках подходящего объекта для медитации.

И вдруг на небе я увидел этот апокалиптический ****ец! Я не смогу вам описать то, что я увидел. Собственно, я только здесь, в этом месте, смог осознать, что я лицезрел комету.

- Но почему же другие этого не запомнили? - недоумённо спросил уверенный.

- Я думаю потому, что когда люди это увидели, исходя из своей привычки всему придавать смысл, автоматически всему искать концептуальное объяснение, они, вместо того, чтобы просто наблюдать явление, попытались его себе объяснить. И, вероятно, когда ум не смог найти концептуального объяснения этому явлению, он просто отверг то, что увидел.

Но мне просто повезло. Я ведь искал объект для медитации, а значит, автоматически смотрел на это явление без попыток его осмыслить, и, вероятно, поэтому мой ум его запомнил. А позже - я нашёл и объяснение.

- Но почему бы нам тогда не рассказать об этом остальным?

- Они не поверят, - добродушно улыбнувшись, сказал бездомный. - Их ум уже переполнен верой во второе пришествие. Да и в конце концов - это не так важно. Всё равно мы здесь, скорее всего, все умрём. Так не лучше бы им всем умереть счастливыми, с верой в то, что всех их ждёт Царствие Небесное?

- Да пусть подыхают себе с какой угодно верой! - возмутился уверенный. - Но ведь здесь и сейчас, пока мы ещё живы, вместо того, чтобы плясать вокруг креста, может, имеет смысл попытаться найти выход?!

- Так здесь только вам нужен выход. А они, похоже, свой выход уже нашли.

- И что же вы мне предлагаете делать? - спросил уверенный. - Пуститься с ними в пляс?

- Я ничего вам не предлагаю, - сказал бездомный. - Это ваш ум должен себе что-то предложить. Ваш ум должен принять какое-то наиболее приемлемое решение, которое он посчитает выходом.

- Ну а вы свой выход уже нашли? - спросил уверенный.

- До разговора с вами я выходил отсюда. Я медитировал и был не здесь. Я был вне концептуального осмысления происходящего, и поэтому мой ум был свободен. Сейчас, когда я с вами говорю, мой ум вновь привязался к этому месту и к этой ситуации. После нашего разговора я планирую вновь выйти из осмысления происходящего, вновь погрузиться в медитацию. И чтобы смерть не застала меня врасплох, я планирую наблюдать её, а не осмыслять.

5

И вновь в помещении выключился свет. Толпа вновь начала неистовствовать.

Священник, видимо, испугавшись, что теряет контроль над людьми, приказал:

- Разожгите огонь!

Люди включили свои фонарики на телефонах и начали собирать всё, что может гореть, и складывать в одну кучу.

- Опомнитесь! - закричал уверенный. - Какой, к чёрту, огонь?! Угарный газ! Мы в закрытом помещении!

- Это вы в закрытом помещении, - сказал священник. - А мы - с господом нашим Христом, - и чиркнул зажигалкой.

- Да горите вы все в аду! - выкрикнул уверенный, и с мыслью: "Я лучше сдохну с уверенностью, что сделал всё, что мог!" - начал суетливо что-то искать и вскоре нашёл те четыре отрезка верёвки, и вновь покарабкался наверх.

Вряд ли он всерьёз верил, что сможет выбраться из этого места. Он взбирался и думал: "Пока у человека есть цель, эта цель и есть выход. По крайней мере - для меня".

Он вновь добрался до уровня, где металлические арматурины заканчивались. Снизу уже подступал удушливый запах угарного газа. Он посветил наверх. Ничего не было видно. Тогда он выключил фонарик, посмотрел вниз. Все люди, все звуки и запахи слились в какую-то единую, совершенно неопределённую субстанцию. Ему уже не хотелось ничего.

Вдруг! "Что это? - подумал он: - Галлюцинация?" Тонкий луч света просочился откуда-то сверху и целился ему прямо в сердце. Луч был похож на верёвку, протянутую ему кем-то из мрака космоса. Уверенный не думал долго. Собрал всю свою волю и, резко оттолкнувшись от стены с протянутой рукой к этой бесплотной верёвке, прыгнул…

6

Уверенный почувствовал боль одновременно в нескольких местах. Он ударился головой, ребром и коленом. Но ещё никогда в жизни он так не радовался боли. Он пошарил руками вокруг и понял, что лежит на металлической платформе. Совершив над собой усилие, он встал, балансируя руками, словно канатоходец. Луч света всё ещё просачивался откуда-то сверху. Уверенный начал хаотично размахивать руками, словно разгоняя воздух, и быстро наткнулся на лестницу, ведущую к источнику света.

- Здесь выход! Выход! - попытался он крикнуть людям, но подступивший дым заставил его спешно подниматься.

Все свои последние силы он вложил в откручивание тугого затвора люка и вытолкнул крышку наверх. Яркий свет резанул по глазам. И наружу он выбрался уже в полуобморочном состоянии. А далее для его ума наступило полное самозабвение.

7

Уверенный очнулся, не осознавая, сколько времени пролежал под солнцем. Он открыл глаза, осмотрелся. Местность была какой-то странной, пустынной, совсем не похожей на тот город, в котором жил уверенный. Более того - на момент произошедшего катаклизма была зима. Но сейчас воздух был чрезвычайно горячим.

С трудом он поднялся и начал всматриваться в пейзаж.

- Эй! С вами всё в порядке? - раздался голос за спиной уверенного.

- Похоже... - неуверенно сказал уверенный и обернулся.

Перед ним стоял молодой босоногий мужчина в белом хитоне. Он приветливо улыбался уверенному.

- Вы кто? - изумлённо спросил уверенный.

- Я сын плотника. Живу здесь, неподалёку, - мужчина указал пальцем в сторону населённого пункта с низкими глинобитными строениями.

Уверенный смотрел на мужчину и не знал, что сказать. Заметив его растерянность, мужчина сказал:

- У вас, вероятно, был солнечный удар и, упав, вы ударились головой о камень, - он указал уверенному на его рассечённый висок. - Позвольте я помогу вам. Мой дом находится совсем близко. Я провожу вас. Там я смогу вам помочь.

Мужчина взял уверенного под руку и они медленно пошли в сторону города.

- Вас как зовут? - спросил мужчина.

- Андрей, - сказал уверенный.

- А меня Иисус, будем знакомы, - сказал мужчина, щурясь от яркого солнца, но при этом улыбаясь небесному светилу.

- Иисус, который Христос? - спросил Андрей.

- Ага, - весело ответил Иисус.

- Так это что получается, - спросил Андрей, - это ваше второе пришествие?

- Смотря для кого. Для истинно верующих - я прихожу всегда.

- А чем отличается истинно верующий? - спросил Андрей.

Иисус ответил, указав пальцем:

- Вон, видите скопление тех людей, одетых богато, которые вальяжно прогуливаются по улицам города? Это фарисеи. Они создают лишь видимость веры. Хотят убедить окружающих, но в первую очередь - самих себя, что они истинно верующие. Но это иллюзия. Истинно верующий - это тот, кто верует в своё существование.

- Но... разве не все веруют в своё существование? - озадачился Андрей.

- Нет, Андрей. Большинство людей веруют лишь в свою личность. Но существование - это внеличностное.

- Не совсем понимаю...

- Ну вот, например. Часто я говорю ученикам, что я есмь бог. Это означает, что я существую. Но иные говорят, что существует лишь бог, смещая акцент со своей сущности на бога. Но я говорю: я есмь бог, я существую. И я учу людей думать именно так, думать о себе, как о боге. А не думать о боге, как о чём-то стороннем. Рассуждая о боге, как о чём-то стороннем, мы перекладываем ответственность на несуществующего бога. Думая о себе, как о боге, мы берём всю полноту ответственности за мир на себя.

И вот когда мы отождествляем себя с богом, создателем, именно тогда мы начинаем существовать полноценно. Те же, кто не отождествляет себя с создателем, не верят и в собственное существование. Такие люди придумывают для себя личности, придумывают имена, должности, титулы, саны и прочее, и всю жизнь проживают под масками этих личностей, боясь выйти во внеличностное.

Внеличностное определяет нашу истинную сущность. Вы - не ограничиваетесь вашей кожей. Вы - это всё пространство. Только когда вы научитесь думать так, только так вы выйдете за пределы личности. Личность перестанет существовать. И вы начнёте жить не для себя, не для личности, а для всего мира.

И так как внеличностное существует вечно, то есть вне времени, то и так называемое второе пришествие не произойдёт в каком-то там будущем, или прошлом. Это происходит всегда, это вневременное явление. Именно это я имею ввиду, когда говорю, что скоро придёт сын человеческий. Здесь “скоро” нужно понимать как “всегда”. Ведь здесь я ограничен рамками культуры, языка. И я вынужден обращаться к людям от имени личности Иисуса Христа, обращаться к ним на понятном им языке, обращаться к ним через призму понятной им культуры.

- Хм, кажется, понимаю, - сказал Андрей. - То есть - Иисус Христос - это условная личность, которая пытается объяснить внеличностное?

- Да. И в этом двоякость. Те, кто видят во мне личность, то бишь Иисуса Христа, те впадают в фанатичную зависимость от меня. Но те, кто видят моё внеличностное, те свободны.

- Понимаю, учитель, - сказал Андрей. -  И много у вас учеников?

- Ты будешь первым.

- Но... вы же только что сказали, что вы “говорите ученикам…” Вот я и подумал, что у вас уже много учеников.

- Опять же, Андрей, ты привязываешься ко времени. Быть первым с точки зрения личности - означает быть первым по счёту. Но внеличностное существует вне счёта. И когда я говорю тебе - будь первым, это следует понимать: просто будь, просто существуй.

8

Объявление на студенческом радио:

"Сегодня, 22-го сентября 2167-го года от рождества Христова в Мичиганском университете на кафедре Времени состоялась лекция выдающегося учёного-онтолога, профессора Ноа Беливеджера. Ректорат транслирует заключительную часть его лекции:

"Сегодня понятие времени, - говорит профессор, - имеет лишь социальное значение. Оно сохранилось в нашем обществе лишь для того, чтобы мы могли понимать друг друга, говоря, например, что "завтра я пойду туда-то" или "вчера я сделал то-то". Но сегодня учёные уже пришли к пониманию того, что время - понятие лишь относительное. О нашем, человеческом понимании времени мы можем судить только в рамках гравитации нашей планеты. То есть для нас условно в сутках - 24 часа. Но теперь мы почти наверняка знаем, что в других уголках вселенной время движется, а правильнее будет сказать - существует - по-другому.

Первое очевидное доказательство этого факта мы получили, когда в 2078 году мимо нашей планеты пролетела комета с заурядным названием Фактор-117. Думается мне, - иронично заметил профессор, - если бы тогда учёные подозревали, какое значение будет иметь эта космическая гостья для науки, они бы придумали ей более романтическое название. Как-нибудь, скажем - Алиса Селезнёва, - что вызвало смех у студентов. Профессор насладился их беспечной радостью и продолжил: - Так вот. Так как комета эта прилетела в наше пространство из другого уголка вселенной, с собой она принесла собственную гравитацию, которая на некоторое время - извините за каламбур - изменила течение времени на нашей планете.

Произошли странные скачки во времени. Некоторые люди свидетельствовали, что на какое-то время они оказались в давнем прошлом или далёком будущем.

Изначально этих свидетелей считали сумасшедшими, или же - в зависимости от культурных и идеологических стереотипов - говорили про лжесвидетельство. В некоторых странах таких людей упекали в сумасшедший дом, в других - сажали в тюрьму или даже казнили, в диких племенах известны случаи жертвоприношений. Но, слава богу, в наиболее цивилизованных странах таких людей всё же додумались изучать.

Интересны показания детекторов лжи. У многих таких людей впоследствии развилось так называемое раздвоение личности. То есть в их мозгу сохранились воспоминания одновременно из своей реальности, а также из путешествия во времени. При этом поразительно, что детекторы лжи реагировали на любой тип воспоминаний совершенно одинаково естественно. То есть вера этих людей в то, что они одновременно являются двумя личностями - с точки зрения нейрофизиологии - абсолютная норма.

Один из таких исследуемых заявлял, что он - с одной стороны - сантехник Валентин Иванович Хрюнов из русской деревни Ново-Дыркино, а с другой стороны - Махакашьяпа, то есть один из десяти ближайших учеников Будды Шакьямуни, - в аудитории вновь раздался дружный смех. - Вот вы смеётесь, - продолжил профессор, - но показания родственников В. И. Хрюнова дают основания для следующих выводов. До катаклизма с кометой Фактор-117 господин Хрюнов не был замечен за изучением восточных философий. Но за несколько часов, когда комета была в зоне влияния на нашу планету, Хрюнов какими-то чудом стал обладателем феноменальных знаний по аскетическим и медитативным практикам, а также приводил факты из жизни Сиддхартхи, отчего некоторые особенно впечатлительные буддологи даже стали называть его "Евангелистом Будды".

В конце объявления ректората говорилось:

"Дорогие студенты! Если вы по каким-то причинам не успели сдать зачёт профессору Беливеджеру, если вы всё ещё витаете в трансцендентных пространствах, напоминаем вам, что профессор Беливеджер готов принять ваше второе пришествие по вторникам и четвергам с 16 до 19 по Земному времени".