Кому и где лучше

Олег Крымцев
    

  Валерий решил перебраться из города в деревню, а там с помощью своих мозгов изменить складывающуюся судьбу. Он поискал заброшенную деревню и нашёл одну. Понаблюдав за ней пару лет, он не обнаружил, чтобы хозяева или родственники их посещали б брошенные дома. Один большой дом с сараем, полным уже наколотых на несколько лет дров, ему особенно понравился. Выяснилось также, что пара человек, пожилого возраста оставшихся жить там пользовались светом, который почему-то до сих пор не отключили от проходящих по улице электрических проводов, и они не платили за потреблённое электричество, пользуясь им каждый день. В городе его семья влачила почти безбедное существование, но достатки были на пределе, и почти хватало лишь на пищу и коммунальные услуги, а вещи  покупались редко, только для гигиены. Валерию надоела такая жизнь, ему понравилось, что в выбранной для переезда из города деревни все провода от пустующих домов были подключены к общей линии электропередачи, шедшей вдоль этой деревни.
  Одно неудобство он заметил: это отсутствие газа для отопления. А за потреблённую электроэнергию он также не платил, даже когда занялся разведением скота и птицы. Кормление коров потребовало много сена, и он стал косить траву, чтобы запастись ею на осень и зиму. Эта работа заставила его научиться закладывать стога и расходовать их для существующих животных.
Пришлось арендовать в соседней деревне трактор и распахать зарастающие уже молодым леском поля, засевая их травой. Она стала его подспорьем для ухода за скотом. Первые четыре коровы приносили много молока, которое он, точнее его жена, продавала на городском рынке, но часть молока и его производных удавалось поставлять и в городские магазины. Через пару лет его клиентура значительно расширилась, и количество коров увеличилось до десятков единиц. К уходу за ними он стал привлекать  двух своих детей, а также двух ребят, взятых им из детдома на воспитание. Дети вначале ерепенились, противясь ненавистной им работе, но по прошествии некоторого времени и глядя, как загружены их отец и мать, втянулись в работу по уходу за животными. Им даже это стало нравиться. Они осознавали, что, как взрослые, тянут свой воз и с них что –то спрашивается. Ребята стали гордиться своим трудом. Между тем, Валерий уже организовал широкую торговлю молоком, сметаной, другими молочными продуктами, включая сливочное масло своего производства , причём продажные цены на свою продукцию он сознательно устанавливал значительно ниже конкурентов. Потому и магазины стали держать свои цены на его продукцию ниже, чем полученную однотипную  продукцию от других поставщиков. Валерий перестал справляться силами своей семьи с имеемым хозяйством, и по мере роста его стал привлекать в помощь десятки людей. Они, как и он, вселялись в заброшенные и пустующие дома. Деревня стала оживать. Вода использовалась из трёх колодцев – журавлей, правда два из них оказались не в строю, и пришлось слегка заменить их деревянную часть, кроме того, на них не оказалось вёдер, которые пришлось купить и прицепить к подъёмной цепи. Пришлось их заменить  на новые. Это стало местом сбора хозяек для  обмена новостями. 
  Рядом с поселением расположился довольно большой пруд. В нём были размещены деревянные мостки для стирки хозяйками их белья. Они уже частично прогнили. Пришлось эти мостки заменить.
  Окружающие поля стали уже зарастать молодым леском, как я ранее упоминал, который пришлось вначале выкорчёвывать. Эти поля Валерий использовал для посадки картошки, капусты и других составляющих питание людей. Поля потребовалось расширять, тогда Валерий привлёк к этому делу специалистов из окружающих деревень и даже из городов. Чтобы им не далеко было  добираться до прибыльного места работы, эти люди решили перебраться жить в пустующую деревню, тем более, что таким специалистам, как и всем работникам, Валерий платил больше, чем другие. Он даже не ожидал, что его хозяйство поднимется за такой довольно короткий период. Надо сказать, что, платя за труд больше других, он и строже спрашивал за выполнение заданий. Если человек проявлял ленцу или недобросовестность, то он немедленно изгонялся из
сельской артели. Видя это, все люди стали работать добросовестнее, не желая расстаться с такой прибыльной работой. Валерий придумал организовать в своей деревне небольшой магазин, где продавались разные продовольственные товары, спиртное и даже предметы обихода, востребованные проживающими в его деревне. Он не стремился к одному только обогащению, потому зарплаты его работников были выше, чем в окружающих деревнях и городках. Но лишние деньги за год так и набегали. К тому же он создал ларёк, покупающий у желающих плоды леса: малину, землянику, грибы. Поскольку в городе не было соответствующих организаций по сбыту населению лесных даров,  как это было в советском прошлом, он стал всё, что можно переваривать в варенья и продавать  его магазинам. Как-то Валерий решил из большого пустующего дома построить сельский клуб для танцев, демонстрации кинофильмов, выступлений заезжих артистов и лекторов. Кончилось тем, что в его деревне стали рождаться дети, которые затем нуждались и в постоянном уходе за ними и воспитании, а также в обучении. Не ездить же им в другую деревню, где есть школа,  подумал Валерий. Он сумел привлечь приехавших людей к строительству  деревянного детского садика и школы , разрешение на использование которого получил от властей. Учителей заманивали из города более высокими окладами и выдаваемым жильём. К сожалению, больше, чем на семилетку, ему не удалось потянуть. Те, ребята, которые хотели учиться дальше, ездили в город. Их было меньше десятка человек. Пришлось для их регулярной доставки в городскую школу использовать свою четвёрку лошадей. А чтобы в ненастные дни они не мокли под дождём или под идущим снегом, сделали крытую специальную повозку.  Лес, выросший на  полях,  он применил при ремонте коровника, где размещались животные и сено с зерном для их кормления. Валерий узнал, что в советские времена здесь на десятках гектаров высаживался лён для производства рубашек, маек и другой бактерицидной одежды. Он решил выращивать для тех же целей лён на нескольких десятков гектаров и производить из льна одежду, решая задачу импортозамещения, вставшую перед страной. А ведь в советские времена подо льном было занято около одного миллиона гектаров. Теперь же стало по России всего около 50 тыс. гектаров, т.е.около двух процентов прежнего.
  Наученный опытными людьми, Валерий организовал вспашку защитной противопожарной полосы вокруг своей деревни. Кроме того, он построил противопожарный щит, где были размещены средства для начальной борьбы с пожарами: багор и т. д. Рядом со щитом располагались две бочки, полные водой для первичных противопожарных мер. Эти бочки регулярно пополнялись ответственными за них людьми. За щитом смотрели также ответственные за их содержание люди.
  Он организовал создание фельдшерского пункта из двух человек, так что жители могли к ним обращаться с различными бытовыми травмами и заболеваниями. Мобильные телефоны позволяли  его медработникам связаться с городом и получить нужную консультацию. Валерий мечтал расширить его штат на дантиста и терапевта, но на это пока силёнок не хватало.  Что касается почтальона, то он на автобусе ехал в город, где получал газеты и письма на почте, также привозя письма от своих жителей.
У них во дворах появились собаки, жившие во дворах и кошки, проживавшие в домах. По утрам разносилось петушиное пение. Вот пока только не все жители могли связаться по мобильнику с кем им нужно, нередко приходилось выходить во двор и искать более высокое место. А вот телевизоры в избах работали нормально, так что людям в свободное время было чем заняться.
Стоявший у селения пруд был оснащён мостками для стирки белья и другого желающими. Однако, частью мостки сгнили и пришлось их отремонтировать. Большую радость этот пруд доставлял рыболовам, в том числе детям, проводившим около него немало времени.
  Наконец, Валерий так громко заявил о себе в районе, что стал получать большие правительственные гранты на развитие той или иной отрасли. Эти средства он также направил на развитие разных ремёсел, в том числе на вышивание и производство украшающих дом изделий.
О нём часто говорили в районе власти города, ставя его в пример, мол, как инициативный человек может поднять различные отрасли хозяйства и даже сделать, по их мнению, удачную попытку сравнять город с деревней, заветную мечту большевиков.
  В его деревню стал заходить  по нескольку раз в день автобус, который раньше её объезжал.
Всё это привлекало больше и больше людей.  Валерий решил кроме крупного рогатого скота разводить овец, а несколько лошадей обеспечивали доставку с полей зерновых и картофеля. Излишки он продавал. Это были в основном валенки, пользующиеся спросом и различные изделия из шерсти. Всё это давало дополнительную прибыль для хозяйства. Птицу: кур, гусей или уток, разводил каждый у себя дома, кто этого хотел. Попробовал разводить кроликов на мясо, но через пару лет на них напал какой-то мор и десятки зверьков погибли. Больше он к их разведению не подходил.
  Когда в деревне родился первый ребёнок, Валерий широко отметил его появление. А людей в деревне жило уже несколько сот человек. В ней появилась своя власть, которую он возглавлял в качестве председателя сельхозартели. В общем, жизнь стала налаживаться, и ничто не напоминало прежней деревни. Валерию удалось зарегистрировать свою деревню в райцентре.
Районные соответствующие руководители прислали в его поселение своих специалистов, которые
обнаружили, что люди не платят за расходуемое электричество. Стали платить. Однако, Валерий,
чтобы не обременять своих жителей платой за него, решил помочь им, платя сам за потреблённую теми электроэнергию, чем сохранил размер получаемых ими ежемесячно денег. Он пока ещё мечтал о собственной МТС, где бы мог ремонтировать сельхозтехнику, но пока это было ему не по силам. Деревенскую дорогу вдоль улицы он засыпал щебнем добытым рядом. Итак, дорога больше не создавала проблем с проездом по ней, а вот сельские дороги надо было бы кому-то ремонтировать и укреплять. Задумывался Валерий и о подводе газа к деревне, но пока ещё он также не мог это осилить. Двое его детей подросли и пошли учиться на агронома, так что он в будущем   ожидал от них нужной отдачи.
  Районные власти стали учитывать, что эта деревня вновь функционирует, и стали спускать планы
по площади вспашки земель и сбору урожаев зерновых и картофеля. Так что со временем деревня превратилась в одно из ведущих сельскохозяйственных предприятий всего района. Руководство и передовики производства сельской продукции закрасовались на городских стендах
путём размещения их фотографий  на досках почёта. Никто не стремился покидать деревню, так развивающуюся. В ней появилась масса городских удобств. В частности, желающие завели у себя около дома огороды,  дающие дополнительную свежую продукцию.
  Валерий иногда вспоминал, с чего он начинал, и к чему пришла его деревня. Ему, конечно, повезло, что он получал полную поддержку в своей семье.
  Побольше бы таких людей и наша страна заметно бы разбогатела и стала примером для многих, как надо жить.