Увидеть Сочи и умереть

Елена Багина
Клубы, тусовки, яхты, кальяны
Романтика гор у Красной поляны,
Цветы, водопады и сочинский квас,
Здесь побывать должен каждый из вас!



Вы были на Красной поляне после ковида? А я нет.
Горы, чистый воздух, непередаваемая атмосфера мощи дикой природы, покоренной людьми. Все те, кто там был, утверждают, что теперь Сочи – маленькая Европа, швейцарские Альпы, Куршевель – что нарисует вам ваше воображение.

Я тоже хотела оставить в своем сердце кусочек цивилизации, хотя была наслышана, увы не от экологов, которые просто были обязаны этим заняться, а от  строителей, что вместе с магистралями, тоннелями и новыми поселками пришла беда – исчезли многие краснокнижные виды флоры и фауны.  Но кого это волновало? Экологи, финансируемые Соросом, пилили ножки не стульев, а крепко стоящих на ногах стратегически важных промышленных российских объектов.  Руководство тоже занималось распилом, а народ пытался хоть как-то подзаработать на строительстве. Помните, как почетно было попасть на стройку?!

Я надеялась, взяв билет на Ласточку, доехать до ее конечной станции, и своими глазами увидеть, потрогать и прикоснуться к горным вершинам Кавказа… Но ленивые спутники решили, что в помощь им необходимы двое из ларца. Те самые, что помогали Вовке в Тридевятом царстве.

Меня убедили, что экскурсия – это самая блестящая альтернатива ПУТЕШЕСТВИЮ.
Тебя, дескать, привезут, расскажут, увезут. Ты только и делай, что ничего не делай. Наслаждайся, да запоминай.

Турагенство Юг тур, будучи первым встречным на нашем пути, сулило самую обширную и интересную экскурсию:
Поездка в ущелье Ах-цу и далее
Дегустация меда, вина
Обед (по желанию)
Красная Поляна
Канатная дорога (Роза Пик 2320м)
Интерактивный этнопарк «Моя Россия»
И Сюрприз – в подарок Поющие фонтаны Олимпийской деревни.
Короче, нас обманули и дали за те же деньги гораздо лучший мех… Как заметил бы Остап Ибрагим Сулейман Берта Мария Бендер.

Заплатили мы с носа ВСЕГО-ТО по 400 рублей*, в фонд какого-то не то сочинского культурного наследия,  не то фонда развития исчезающих видов. Туроператор заливаясь соловьем, аки теща, умаляющая зятя за чекушку вскопать 25 соток от забора до обеда, щебетала, что все до копеечки уходит для поддержки штанов местной флоры и фауны. Взяли по билетику, который теоретически одновременно является страховкой. Ключевое слово «теоретически».

За рулем автобуса сидел щупленький, но крайне закаленный местный усатый дЭльфин Артурчик. Опытный мастер экстрима и чемпион гонок среди автобусов.
Тщательно собрав по городу любопытствующих туристов,  уплотнили ими автобус.  И тут экскурсовод Светлана сообщила:
- Товарищи, сейчас мы поедем знакомиться с красотами нашего края, и запомните: употреБлять в автобусе еду запрещено. Напитки можно! Все свои вещи уберите наверх и ничего из продуктов не трогайте- во время движения это крайне опасно.
Какие интересные эти двое из ларца!
В это время по рукам пустили бумажку, где всем следует указать фамилию и возраст. Это так теперь выглядит страховка?
- Это нужно для подъема на высоту, - словно услышав мой вопрос, ответила экскурсовод.

И вот уже Артурчик, невозмутимый, как корабль пустыни, плывет по узким улицам, умело маневрируя среди тачек, выставленных поперек дороги,  и в подтверждение слов Светланы во время маневра на экскурсовода падают две полуторки местной минералки. Она вопит, дескать я же говорила, а вы?  Если кто захочет есть – выкинем из автобуса. Кстати, вернемся в 22.00, у нас обширная программа, так что учтите, сегодня - разгрузочный день.

Это было как серпом по ленинским местам. Если на экскурсии не дай Господи окажется диабетик – у него два выхода: сдохнуть на месте от гликемии или остаться на трассе и вызывать мчс 112. Но кого это волнует, пока у него на борту нет трупа? Это потом турагенство будет вертеться, как уж в раскаленном казане, а пока – Светлана - королева балагана.
Все в автобусе ищут пакет для упаковки сбежавшей тары. А Светлана, открыв рот, входит в раж.

Автобус шел мимо  Олимпийской деревни, где кончился городской экстрим, и ровно плыл вперед к неведомым далям.

 «Посмотрите направо – когда-то там не было ничего, а теперь есть все, посмотрите налево, здесь до революции норы рыли только суслики, а теперь нечеловеческими усилиями, пробив туннель, мы получили лучшую в мире трассу, сохранив, и облагородив поголовье млекопитающих сусликов, которым больше нечего рыть и, кстати, во время строительства они претерпели генетические изменения и теперь они стали невидимыми.

И пока я жалела голодных безработных сусликов, наш экскурсовод, отвернутая от публики,  ушла в себя. Надолго!!! Кстати, ввиду реставрационных работ, наш маршрут несколько меняется, но… Микрофон нудным голосом верещал без умолку историю строительства. Вопросы задать было нереально. А они были. Возникло впечатление, что у микрофона сидит робот. С 11 до 22.00 вещать историю родного края, без умолку, каждый день… Невероятно. Снимаю шляпу, господа!
 
-Мам, я кушать хочу, - ныл под боком пацан.
- Потерпи,  - верещала его яж мать.

В таком темпе мы  доехали до ущелья и экскурсовод дошла до мифологии древнего кавказского мира . Здесь жило такое-то племя, здесь жило такое-то племя, здесь жило такое-то племя. Конец всех историй был один. Пришел царь и указом всех с территории выгнал, превратив сию местность в сто первый километр. Все неблагонадежные поселялись в это дикое горное ущелье, на место выселенных, а у царя снова болела голова кого куда распихать, чтобы народ не баламутили.
Нам так нудно рассказывали про коренное население, что мы, в полудреме, и не заметили, как подъехали к какой-то площадке, знаменующей собой целое горное ущелье.

- Запомните, вы можете здесь гулять целых полчаса, только фотографироваться у местных фотографов с животными строго не рекомендуется – вы ни фото, ни денег назад не получите. В принципе – это ж дураку понятно, что моментальное фото можно получить только если вас с местным стервятником сфоткают на ваш смартфон.
-Дэвушка, давай сдэлаю, сматры какой звэр?!
Блин, что я стерв никогда не видела?

Площадка огорожена забором и никуда отойти невозможно. Функция toilet отсутствует напрочь. Кустики есть, но в них нельзя сесть. И нельзя поесть.  Никаких перекусочных детишкам. Народ тупо потоптавшись у забора, гуськом потянулся в автобус.

Следующая остановка – ПАСЕКА, где мы должны познакомиться с чудо-пчелой «кавказяночкой», с хоботком  аж 7 мм., выведенной в единственном в мире пчелопитомнике. 

«Пасека-питомник… Что нам про питомник расскажет Гугл?»

«Недалеко от центра Олимпийского Адлера на золотой земле района Молдовка тихо умирает единственный в стране государственный Краснополянский специализированный пчелиный питомник. Арестованы за неуплату налога на землю и имущество счета – ФАНО «забыло» выделить деньги. Отключён свет, нет воды и канализации. Закрыт на замок сиропный цех. Пустуют лаборатории. Не ведётся научная работа – из шести научных сотрудников остался один. Почти два месяца нет директора. Прекращена отгрузка заказчикам пчелиных семей. Искусственно вызванный чиновниками из Москвы мор губит более чем полувековой научный труд нескольких поколений учёных. И только возле более сотни ульев непривычной формы с маточным поголовьем – нуклеусов, выведенных здесь кавказских горных серых пчёл – кавказянок, кипит жизнь».

«Грустно. Интересно, пасечник их родственник или у них с пасекой договор «лохи оптом и в розницу?»

За время нашего пути пасечник успел сменить пол и превратился в необъятную неухоженную сорока семилетнюю тетку. Та привела нас в сколоченный досчатый шатер с лавками.
- Я пчелами занимаюсь пятьдесят лет, я на них собаку съела. Собак нигде и правда не было, точно съели! Зато был шатер с продукцией пчело-производства.

Менторским тоном, эта необъятная, как наша экскурсия, мадам, которая отдала пчелам не только эту, но и прошлую жизнь, и даже в утробе матери принимала в развитии пчеловодства непосредственное участие, выдала нам на пробу по ложечке меда. Затем ознакомила нас с каталогом продукции: цены были  - как планка мирового рекорда в высоту. Да,  аптечная настойка прополиса 200 руб. – несомненный перебор.

Далее… вот и второй шатер. По плану винная дегустация. Не бордоские вина, а эксклюзивная дикая кавказяночная бражка на меду. Глоток. Лица девушек становятся кислее бражки.  Что? 600 руб. за этот сомнительный напиток? Дед-винодел без жалости отправил бы всю эту 50 литровку в пропасть. А с ней и производителя чудо-ядов.
А я подумала: если каждый Божий день эту бражку пить – не только прошлые жизни вспомнишь, но и черти в друзья навяжутся.

В это же время  на лавочке появился новый аттракцион: стали собирать деньги на подъемник. 2200 руб. с носа. Детям и пенсионерам  - скидка. Пенсионерам старше 70 лет - бесплатно. А почему?

Я подошла к ларьку. Все изделия в ларьке тоже имели завышенные цены и фабричную упаковку, что навело на грустные мысли. Или не имели никакой упаковки и их пластиковая тара, загадочная и сомнительная, как криптоорганизмы, загнала туристов а автобус.  Кавказянки нигде не было. То ли она в декрет ушла, то ли улетела по обмену премудростями в соседнюю область. Но эта труженица, наравне с пасечником, так и остались для большинства посетителей мифическим существом.

Следующая точка – бесплатное питание, включенное, со слов турагента, в 2200.
В другие кафе заходить строго запрещено, потому что именно с этим рестораном заключен договор быстрого питания. В других вас ОБЯЗАТЕЛЬНО обманут и за эти же деньги покормят совершенно невкусно. Если вы там отравитесь - турфирма ответственности не несет.
Пока она кроме ахинеи ничего не несла. Ладно, посмотрим.

Перед нами чудо столовая-ресторан. Борщ - по цене семги, в лучших советских традициях. Хошь тебе пирожные, хошь мороженые... Как я и думала - бесплатный сыр - в мышеловке.

«Ах, как романтично, у нас на ткацкой фабрике была точно такая же столовка»,- говорит седая дама за спиной. Расслабляемся, нагружаемся и выгружаемся за советские столики. С носа минимум 1300 руб.
Единственно, что можно получить здесь бесплатно – Wc.

Не успели поесть? Ну и черт с вами, немедленно ступайте в автобус. Мы едем на Роза-хутор. Артурчик дал газу. И… опять…  посмотрите направо, посмотрите налево…

Выстроенные объекты вроде бы эксплуатируются. Интересно, а сколько там стоит съем жилья для любителей горных лыж?
«За сутки 4500 руб. в несезон и 7500 руб. в снежный период за так себе гостиницу», - отвечает Гугл. – «А подъемник 2200руб.». Получается за сутки 10 000 руб., без питания (магазинов там я не видела, только кафе), а за десять дней…  И какого черта я еще не в Турции?

Почем нынче берег турецкий? Что? «400 000- 700 000 за десять дней»??? Ядрена Матрена! Нет, не нужен мне берег турецкий! Родная нужна сторона!

 - Елена, почему вы не хотите подняться НАВЕРХ? Что за бред? Пешком? Вы здоровы?  Да вы обязаны это сделать ради меня. Вы потом подойдете и скажете мне спасибо, при всех. «Только попробуй не скажи, сука», - зло блеснули ее глаза  - я тебя удавлю… С этими словами 2200 перекочевали из моего кошелька в карман  Светланы. Но тараканы в моей голове так и продолжали ныть: «дура, зачем тебе подъем, беги оттуда».
На этой ноте мы выгружаемся у знакомого символа «Вкусно и точка» - лучше бы там перекусили. Появляется наш экскурсовод, а автобус вместе с водителем растворили голубые дали.

- Все подошли ко мне и внимательно слушаем инструктаж.
 Билеты я приобрела, кстати, у кого мой  список?  По ним вы сможете один раз подняться на самый верх и спуститься обратно по канатной дороге.  На промежуточной трассе «два» вы сможете пересесть на параллельную канатку и прокатиться до водопадов, а потом вернуться, подняться на вершину и осознать все величие наших гор. По этому же билету вы сможете БЕСПЛАТНО прогуляться по этно-центру «Моя Россия». Этот шедевр русской архитектуры заслуживает вашего особого внимания. Ну, помните, я только что вам про него рассказала? Да, там где Юдашкин принимал участие, если забыли.(Интересно, что он там понастроил, точнее понашил - шторы или коврики у двери?)


У вас три часа, ровно в 18.45 я жду вас на этой точке, если по каким-то причинам вы не сможете подойти,  позвоните вот по этому номеру (быстро все подошли и сфотографировали мой номер) и я расскажу вам как САМОСТОЯТЕЛЬНО добраться домой. Ха-ха-ха. ...
 
 «А страховки у нас, значит, точно нет и ответственность экскурсовода заканчивается, когда нога наша ступит на пропускник подъемника». Словом, господа, учтите:
НАВЕРХУ ВАША ЖИЗНЬ НЕ СТОИТ И ЛОМАНОГО ГРОША. НИКТО НИКАКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ.  ВРАЧА ТАМ НЕТ, СПАСАТЕЛЕЙ НЕТ, А ЕСЛИ…
То помните:
«ПРОБЛЕМЫ ИСПАНСКОГО НАРОДА ВОЛНУЮТ ТОЛЬКО ИСПАНСКИЙ НАРОД».

Экскурсовод Светлана исчезла вслед за Артурчиком. В никуда. Все понятно - 2200 помножить на 20 дней – терять на туристах 44 000 руб. - оно ей надо? В принципе и наша жизнь ей по барабану. Знаете, сколько таких нас у нее? Лица, лица, лица. Жаль, что садящиеся в автобус туристы узнают все это потом, когда с ними что-то случится. И хорошо, если смогут это принять. Я не смогла. Ни тогда, ни потом.

Народ рванул к штакетникам.
И, перешагнув досмотровую площадку, стал погружаться в капсулы подъемника. В самом нутре подъемника мне поведали, как у сотрудника одного моего сокамерника по капсульному подъему, на высоте 2320м прихватило сердце. Все продолжало происходить в прежнем ритме, никто не подошел и от отсутствия помощи человек скончался. На себя никто ответственности не взял, МЧС появилось лишь для фиксирования факта смерти, наступившей в результате остановки сердца. Никто не виноват. За счет компании его транспортировали домой.

- Да, ладно?  Наверное, сейчас там есть доктор и спасатели, санавиация?! – поинтересовалась одна из пассажирок. По спинам побежал холодок, и нам всем очень захотелось в это поверить.

И вот она, вершина. 2320 м над уровнем моря. Снег. Температура +5 градусов.
Нога ступает на маленькую  огороженную площадку. Грустно, ладно сейчас меня сфотографируют и я...

«Отойди отсюда, здесь я фотографирую, не видишь? Могу щелкнуть тебя бесплатно» - раздается над ухом голос молодого парня славянской наружности. «Нет? Тогда не мешай. Это моя фотозона, уходи отсюда, я тут деньги делаю», - в его голосе почувствовалась угроза и от греха подальше я сошла с деревянного помоста.

Увидев в центре небольшую крутую горку снега, я тут же решила сменить локацию для своей фотосессии.  И полезла по крутому склону наверх. Наверху стоял 30-летний долговязый фотограф. Сообщив, что это его снег, и там очередь, меня просто столкнули вниз. На ногах я удержалась и лихо слетела в кроссовках без всяких лыж. Как? Не знаю. Но мне это не понравилось.

 Короче, ввиду отсутствия снега на горнолыжных курортах, Роза Хутор решила разнообразить досуг туристов корридой и энсьеррой. Вместо быков - молодые бородатые мачо.

Рядом, на этой площадке  супер экстрим – навесной мост, я по таким, конечно, ходила. Но вопрос: зачем мне это нужно теперь? Там, на другой стороне  - ничего интересного. Вот на подвиги потянуло ребенка. Ребенка? Я в шоке.

В центре этой поляны стоит чучело Йети-Снежной бабы. Ну эти - не эти, а народ в очереди сфотографироваться уже выстроился. Понимаю, что ловить там нечего и пора – вниз. Прощайте, скалистые горы. Встреча с вами не сулит ничего хорошего для моего настроения и здоровья. Кое-как меня сфотографировали.

- А чего это ваши лица такие угрюмые? Это неприлично: отдыхать и не радоваться! - комментируют онлайн родственники в ВатсАппе.
Мы исправились и стали радостно спускаться обратно!

Внизу, на втором уровне, есть кафе, куча лавок-бутиков, продающих всякую ненужную ерунду за дорого-богато. Налетай. Тропа ведет вниз, в поселок. Это, значит, здесь номер стоит от 7000 руб в сутки? Мда… А красиво все-таки. Очень. Хотелось бы посмотреть одним глазком, но у нас экскурсия.

 Спуск на первый уровень. Теперь - в музей.  Тут точно будет интересно!

Вас по билетику впустят поглазеть в 11 тематических зданий, иллюстрирующих историю, быт и развлечения разных народов Российской Федерации.

По задумке - это вся Россия в миниатюре. «Сибирь», «Бурятия», Санкт-Петербург, Московский Кремль, Казанский кремль, Башни Кавказа, Краснодарские подворья и заводы Урала.
Работает половина.

Заходим на "Кавказ". По факту, в своем большинстве – мальчики и девочки разного возраста торгуют всякой всячиной восточного разлива. ПРодадут и музейный чапан и кинжал и черта лысого впридачу.

Далее, в других павильонах, шоколадки и вина, кинжалы и псевдояйца Фаберже,  чебурашки и остатки от Олимпиады… Боже, зачем?  С грустью покидаем этот рынок.

На площади Ратуши, в подвале, скромно разместился музей археологии. Билет туда стоит всего 400 рублей, а там… Если навести смартфон на иллюстрации - они оживают, аудио сопровождение тоже есть, приложение весит правда многовато. Берите с собой наушники).  Основной контент - в аудиогиде,  (есть текстовая версия). Кроме рассказа про древних животных, про раскопки, есть и  про войны местных народов с разными странами - Россией, Турцией, про их жизнь, быт, традиции, религию и культуру. Лично мне – хоть что-то сегодня понравилось! И я получила удовольствие. НО…

Надо бежать – осталось четыре минуты. Перед автобусом, на глазах у всех Светлана потребовала благодарности.
Я благодарила ее от души. За то, что Светочка открыла глаза на местный туризм, за их отношение к людям, особенно к диабетикам, за весь сегодняшний дурдом, на который меня подвигла эта милая добрая женщина.

Мама, уводя сына от стоматолога, говорит:
— Сынок, что нужно тете сказать?
Мальчик, сквозь слезы:
— Сука!
 
 Вывод: надо было прибыть и убыть Красной стрелой, погулять до второго уровня, зайти в музей, перекусить во Вкусно и точка и ехать домой. Все вместе вышло бы в три раза дешевле.

 В автобусе нашему гиду стало жарко в мохеровом свитере и она, включив кондиционер, начала нас морозить. Я достала шапку, свитер и куртку. Закуталась. Поскольку орал микрофон - сказать ничего было невозможно. Так мы ехали, ехали и наконец приехали к поющим фонтанам. На остановке я высказала свое "фи" этой чертовой ЗОЖнице. Нас вывели на площадь в Олимпийском парке, где мы рефлекторно поворачивали голову направо, налево, назад. Нам быстро рассказали про красивые здания вокруг, про те, в которые ни мы, ни Светлана никогда не попадем.
 Вру. В одном из них Илья Авербух устраивает свое ледовое шоу, потому что в Сочи собираются все любители фигурного катания. А вот к нам в село никто не приедет, честное слово!

- Шоу фонтанов сейчас начнется, но вы через полчаса должны сидеть в автобусе, потому что Артурчику надо домой, перебила мои мысли экскурсовод.
Шоу началось. Нам рассказали по каким дням распланирована какая музыкальная тематика, и вот под звуки музыки струи, окрашенные в разные цвета, начали взмывать вверх. Красиво. Целых три песни мы стояли и глазели, пристроившись на лестнице. Народу собралось много. И все будут до конца, а мы рванули к нашим вещам,в автобус.

 ***
Когда здания погрузились в блики красочной иллюминации, наш лоховоз вернулся назад.  Поздравьте меня, теперь и я знаю, что такое Роза Хутор!

Я жизнью наслаждаюсь очень-очень —
Насколько позволяет город Сочи.
 Черное море, белый пароход.
А я приехал в Сочи на денежный расход.
Белые брючки, розовая жизнь,
Я знаю эти штучки — карманчик мой, держись!
Ой, Сочи, Сочи, Сочи, Сочи, Сочи,
Пойду лежать на каменный песочек.

А когда назавтра я вышла на пляж, мне предложили непередаваемый, чувственный массаж рыбками.
- Спасибо, нас вчера уже на... ой развели, - ответила я.
------
*Ростуризм: все туроператоры в сфере выездного туризма до 31.12.2023 освобождены от обязанности уплачивать взносы в фонд персональной ответственности и резервный фонд объединения туроператоров
В 2017 году у туроператоров, занимающихся выездным туризмом, появилась обязанность создавать фонды персональной ответственности. Их курирует ассоциация «Турпомощь».

Цель фондов — возмещение ущерба туристам в случае невыполнения обязательств по договору. Средства используются для помощи отдыхающим, оказавшимся в сложной ситуации, в том числе из-за банкротства туроператора.